Как управлять изменениями?
Глобальные перемены в мире влекут за собой и наше общество, следовательно, воспитание и обучение подрастающего поколения нужно рассматривать под различным углом.
Будучи руководителем учреждения образования, задалась вопросом: «Как нам, педагогам из поколения Х с альтруистическими ценностями и Y-миллениалов с амбициозными взглядами на жизнь, обучать нынешнее поколение Z-центениалов, которые отличаются от предыдущих поколений более высокой амбициозностью, разно-
образием, инклюзивностью, целеустремленностью, реалистичностью и индивидуальностью?».
Размышляя над этим вопросом, пришла к выводу, что качественное образование будет там, где выстроено качественное управление персоналом. По воле случая я была слушателем семинара «Управление изменениями» доктора философии Высшей школы бизнеса Назарбаев Университета Чета Боруки, который поделился «7-этапной моделью обработки изменений».
С момента знакомства с данной стратегией приступила к его применению:
1 этап. Ключевые руководящие роли в координации изменения (Кто?).
Мною были четко определены роли в координации изменения – это заместители директора, бухгалтер, руководители методических объединений, члены попечительского совета.
2 этап. Ситуационный анализ (Где и что?).
На каждом этапе нашей работы сформированная команда проводила ситуационный SWOT-анализ. Согласно проведенному анализу, выявили сильные и слабые стороны нашей организации, обобщили ключевые проблемы и определили необходимые компетенции для соответствия ключевым факторам успеха, учитывая внутреннюю взаимозависимость, равновесие, эквифинальность, обратную связь.
3 этап. Создание чувства срочности (Почему?).
Для переобучения всех педагогов в формате онлайн пришлось применить «горящую платформу», иногда нам необходимо что-то менять, несмотря на то, какими бы непредсказуемыми и пугающими ни были изменения. Период пандемии доказал верность гипотезы «потребность в изменениях должна превышать ее сопротивление для достижения результатов».
4 этап. Создание и обсуждение видения.
Сформированная команда из администрации школы, попечительского совета, учителей из различных поколений, членов родительского комитета и детей обсудили, создали миссию, видение и ценности нашей школы.
5 этап. Мобилизация приверженности видению и определение, преодоление препятствий.
Карта анализа заинтересованных лиц применяется для понимания того, кем являются заинтересованные стороны, что они в настоящий момент чувствуют.
6 этап. Планирование небольших побед и создание движущей силы.
На педагогическом совете по результатам за 2020-2021 учебный год отметили лучших педагогов в своей сфере деятельности ощутимыми стимулирующими выплатами в денежном эквиваленте. «Малые победы» помогают взять верх над скептиками и теми, кто противостоит тому, что «новый способ» лучше «старого».
7 этап. Поддержание изменения путем уравновешивания 7 элементов (стратегия, структура, системы, персонал, стиль, коллективные ценности и навыки).
Данная стратегия требует наличия целого ряда профессиональных навыков и компетенций от руководителей: знание теоретических основ менеджмента, закономерностей индивидуального и группового поведения, проведения многофакторного анализа, а также целеполагания, планирования и контроля. Следует помнить, что универсальных моделей не существует, а требует умения гибко подстраиваться под имею-
щуюся ситуацию.
«Управление изменениями» помогает без лишних сложностей выстроить коммуникацию с командой и добиться результата, даже если руководитель только учится управлению людьми.
Зауреш Адилбекова,
директор школы-лицея №35
г. Нур-Султан