Профессионализм, выверенный пандемией

Опыт организации учебного процесса в период пандемии в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева стал примером для других отечественных вузов.

 Уметь адаптироваться к новым условиям

В марте 2020 г. казахстанское образование, как и образование во всем мире, перешло в дистанционный режим. Пандемия мгновенно нарушила прежние устои и традиционные подходы.

Развернувшийся в вузах процесс внедрения дистанционных технологий во все сферы деятельности потребовал новых подходов в организации учебной и методической работы.

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, осуществляющий научную и образовательную деятельность на современном уровне, в первые дни объявления режима чрезвычайной ситуации обеспечил бесперебойную работу всего профессорско-преподавательского состава. Тем самым беспрецедентное онлайн-обучение более чем двадцати тысяч учащихся на первый план вывело профессионализм самого руководства, перед которым встала сложная задача создать учебную информационную среду, включающую компьютерные информационные источники, электронные библиотеки, видео- и аудиотеки, книги и учебные пособия. Помимо технического переноса учебных занятий в онлайн, необходимо было полностью реорганизовать процессы проверки знаний и поддержки студентов. Студенты, в свою очередь, должны были привыкнуть к новой жизни и учебе через экран.

В такой сложный первый месяц пандемии ответственность за обучение легла на плечи курирующего проректора по учебной работе, д.ю.н. Еркина Ануаровича Онгарбаева (на снимке), своевременно оценившего сложную ситуацию. Благодаря оперативным мерам университет не просто не допустил серьезных ошибок  в учебном процессе, но и  вышел на передовые рубежи.  Более того, опыт организации учебного процесса в период пандемии ЕНУ  стал примером для других отечественных вузов.

Одним из самых важных решений было создание департамента цифрового развития и дистанционного обучения. Еженедельно в формате онлайн проводятся производственные совещания, где обсуждаются актуальные задачи по эффективному продолжению процесса обучения, мероприятия по профилактике коронавируса.

Особенная нагрузка возросла на департамент по академическим вопросам, первостепенной задачей которого является организация и управление учебным процессом в соответствии с утвержденными учебными планами, программами и документами.

Подготовлены нормативные документы и инструкции по оценке результатов обучения, применению дистанционных технологий обучения. Регулярно проводятся обучающие семинары, посещаются занятия онлайн, осуществляется  оценка качества учебного процесса.

Грамотно использовать  IT-технологии

В ЕНУ ведется активная работа по расширению использования в учебном процессе информационных образовательных технологий. Сегодня преподаватели уже не могут представить свою деятельность без регулярно проводимых аудио- и видеоконференций на различных платформах. Система Platonus фактически позволяет работать офлайн, т.е. давать задания, получать ответ, отправлять на доработку,  выставлять оценки. Как показала практика, технических возможностей в университете достаточно для того, чтобы изучать, закреплять и воспроизводить пройденный материал, готовиться к сдаче экзаменов в условиях онлайн-обучения.

Бесперебойную работу этих систем обеспечивают департамент информатизации и Центр дистанционных образовательных технологий. За короткий период времени специалисты подготовили необходимые инструкции и видеоролики, организовали обучающие вебинары для преподавателей и студентов, магистрантов и докторантов.

Акцент – на методике обучения

Повышение уровня учебной и методической работы в условиях  пандемии предъявляет более жесткие требования к профессорско-преподавательскому составу. Активизировалась и научная деятельность ученых, самих обучающихся,  участвующих в онлайн-конференциях, продолжаются научно-исследовательские стажировки, публикуются материалы в сборниках научных трудов.

Обучение на  курсах  повышения квалификации стало нормой. Кроме того, у нас за спиной есть опыт весеннего семестра, который пришелся на начало карантина в стране. Профессорско-преподавательский состав освоил цифровые компетенции  современного дистанционного преподавания благодаря функционирующему сервису поддержки, доступным онлайн-консультациям, разработанным методическим рекомендациям по использованию основных университетских и дополнительных платформ для обучения.

Очень важным вопросом организации дистанционного обучения является методика проведения занятий и работа обучающихся в группе.

Для преподавателя сильная сторона онлайн-курсов состоит в возможности самовыражения, в передаче своего опыта студентам, для обучающихся же – в доступности образования, возможности повысить квалификацию, приобрести новые контакты для сотрудничества в будущем.

Студенты должны  формировать  взгляды на индивидуальные  стили обучения в онлайн-режиме, видеть возможности платформ, стремиться к освоению более усовершенствованных программных обеспечений, преодолевать трудности и барьеры электронного общения.

Нам же, педагогам, для эффективного управления онлайн-курсом необходимо  использовать инструменты стимулирования обучающихся к освоению курса, вырабатывать у них дисциплину и навыки соблюдения сроков выполнения заданий, осуществлять своевременную оценку студенческих работ с предоставлением  оперативной обратной связи.

Систематический мониторинг обучающихся по оснащенности и доступу к интернету с виртуальными ректоратом, деканатами, кафедрами, структурными подразделениями стал повседневной нормой.

Во временное пользование учащимся г. Нур-Султан   предоставлялась компьютерная техника. Обучающимся из регионов страны оказывалась поддержка путем переговоров руководства университета с представителями местной исполнительной власти – акиматами. И с этой сложной задачей вуз отлично справился.

Дистанционка стала нормой

Событием, определившим результативность принятых мер и организацию учебного процесса, стало проведение международной конференции «Дистанционное образование: новые вызовы глобального масштаба». В ходе работы конференции обсуждались вопросы  использования технологий онлайн и дистанционного обучения, методы оценивания знаний студентов при применении ДОТ. Участники делились опытом использования разнообразных платформ в образовательной деятельности.

Колоссальный профессиональный опыт Еркина Ануаровича  Онгарбаева не только в системе высшего образования, но и в других сферах позволил достойно справиться с трудностями и испытаниями карантинного пе-
риода.

Благодаря хорошо спланированной и проведенной подготовительной работе дистанционное обучение и экзаменационные сессии в ЕНУ прошли на достойном уровне.

Повышая свою привлекательность

В последние годы международные и национальные рейтинги стали важным атрибутом глобального рынка образовательных услуг. Находясь  в мировом или национальном рейтинге на ведущих местах, университет повышает свою привлекательность  для работодателей, инвесторов,  государства, которое способствует обеспечению дополнительных субсидий.

Проректором по учебной работе было  взято  под особый контроль продвижение ЕНУ им. Л.Н. Гумилева в рейтингах QS и «Атамекен». По рейтингу QS перед кафедрами и факультетами были поставлены конкретные задачи по привлечению зарубежных партнеров, успехом в процессе стал еженедельный мониторинг ситуации на производственных совещаниях.

Что касается рейтинга «Атамекен», университет занимает в нем передовые позиции. Еркином Ануаровичем была организована встреча заведующих кафедр и деканов с руководством «Атамекен», где предметно обсуждены проблемы и пожелания по улучшению критериев рейтинга. Все предложения, озвученные представителями университета, были приняты во внимание руководством «Атамекен».

Профессионализм, широчайший кругозор, глубокие знания, деловые и человеческие качества, снискавшие заслуженный авторитет и уважение как в казахстанских, так и в международных научных кругах – таков портрет современного проректора по академическим вопросам Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева.

Многогранная просветительская и общественная деятельность Е.А. Онгарбаева – свидетельство сочетания высокого интеллектуального потенциала и огромной  работоспособности.

 

Кадиша НУРГАЛИ,
д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой русской филологии
Айгерим ОСПАНОВА,
доктор PhD, профессор, заведующая кафедрой регионоведения ЕНУ им. Л.Н. Гумилева

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

2

Добавить комментарий