Образование: новые задачи в новом учебном году

В день знаний, 1 сентября, Президент РК Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу Казахстана, в котором поставил ряд важных задач перед системой образования и науки. Это и решение дефицита ученических мест, и строительство новых школ, и повышение квалификации педагогов, и обучение детей цифровым навыкам, и увеличение зарплаты ученым. В МОН состоялось аппаратное совещание с детальным обсуждением и выстраиванием четких планов реализации каждого пункта поручений Президента.

200 школ – каждый год

Особенно острым в системе среднего образования стоит вопрос переполненности школ, который порождает трехсменку, нагрузку на учителей и, как следствие, снижение качества образования. Один из инструментов решения проблемы – строительство новых школ. Глава государства в своем послании народу Казахстана поручил Правительству до 2025 года открыть 1000 новых школ.

В МОН предложили механизмы строительства данных школ. Как отметила вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова, на сегодня дефицит ученических мест составляет около 225 тысяч мест. К 2025 году этот показатель достигнет 1 миллиона мест. Для решения этой проблемы уже в этом году будут введены 200 новых школ. Далее планируется строить по 200 школ в течение 4 лет.

– Поставлена задача построить 1000 школ до 2025 года. У нас есть четкий план по строительству 800 школ в регионах. И в рамках реализации послания Главы государства предусматриваем дополнительное строительство еще 200 школ. Все механизмы реализации определены. Это и целевое строительство из госбюджета, и применение государственно-частного партнерства, и развитие сети частных школ, и строительство школ из модульных конструкций. Источники финансирования определены и доведены до местных исполнительных органов, – сообщила вице-министр.


Фото: tengrinews.kz

По ее словам, будет проведена большая работа по инвентаризации и разработке интерактивной карты земельных участков для строительства государственных и частных школ.

– Будем пересматривать и разрабатывать новые современные типовые проекты школ от 1,5 до 3 тысяч ученических мест. Кроме того, планируем запуск электронного портала по мониторингу строительства школ, – озвучила планы вице-министр.

Чтобы решить проблему по разрыву качества образования между городскими и сельскими школами, МОН намерено с 2023 года провести полный переход полнокомплектных сельских школ на подушевое финансирование.

– Имеется положительный результат перехода городских полнокомплектных школы страны на подушевое финансирование. Это выравнивание финансирования школ в разных регионах, укрепление материально-технической базы школ, повышение эффективности использования бюджетных средств и стимулирование притока инвестиций в образование, – акцентировала внимание Бибигуль Асылова.

Курсы для педагогов

Особое внимание в этом году будет уделено повышению квалификации педагогов. В быстро меняющихся условиях, как показало дистанционное обучение, это особенно важно. Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов заявил, что министерство пересмотрит периодичность повышения квалификации педагогов – не реже, чем 1 раз в 3 года. Ранее педагоги проходили курсы раз в 5 лет.

– Для этого будет выстроена новая модель профессионального развития педагога. В рамках нее будут вноситься изменения в Закон РК «Об образовании». Также планируется внедрение внешней аккредитации организаций повышения квалификации и единого реестра образовательных программ. Курсы для педагогов будут проводиться только на бесплатной основе. Планируем 100% охват педагогов курсами, – подчеркнул министр.

Дополнительные навыки и знания в новом учебном году смогут получать школьники в рамках госзаказа. Как отметила вице-министр образования и науки РК Шолпан Каринова, государство будет выделять ваучеры для обучения детей в школах программирования. Для этого будет разработан и реализован проект «Цифрлы білім».

 – Дети будут обучаться робототехнике, языкам программирования, графическому дизайну, STEM. Сроки обучения – 6-9 месяцев, – сообщила Шолпан Каринова.

Кроме того, в рамках проекта «Цифровой учитель» детям из социально уязвимых семей представится возможность получения дополнительных онлайн-занятий. Будет разработан соответствующий механизм.

Премия победителям олимпиад

В ходе совещания Асхат Аймагамбетов подчеркнул важность участия и победы казахстанских школьников на международных олимпиадах, которые продвигают честь и имидж страны на мировой образовательной арене. Министр сказал и о денежном стимулировании победителей и призеров таких интеллектуальных турниров.

– В целях стимулирования и поддержки участников международных олимпиад по интеллектуальным направлениям планируется учредить единовременные денежные премии номиналом: золото – в размере 1500 МРП (4 375 500 тенге – прим. ред.), серебро – 1000 МРП (2 917 000 тенге), бронза – 500 МРП (1 458 500 тенге), – изложил цифры Асхат Аймагамбетов.

По его словам, также будут предусмотрены единовременные денежные премии педагогам и наставникам, подготовившим победителей. Для реализации этих мер будут внесены дополнения в Закон РК «Об образовании» в части включения в компетенцию уполномоченного органа в сфере образования утверждения правил поощрения победителей и призеров международных олимпиад по общеобразовательным предметам и их тренеров.

– По поддержке победителей международных олимпиад по интеллектуальным направлениям законодательно будет урегулирован вопрос присуждения грантов для поступления в вузы без участия в конкурсе, – добавил министр.

Только актуальные учебные программы

Президент в послании акцентировал внимание на адаптации учебных программ вузов и колледжей требованиям рынка труда. МОН заявило, что проведет работу по проектированию и разработке инновационных программ, обновлению образовательных программ и предоставлению микроквалификаций в рамках Minor программ.

– В реестре образовательных программ на сегодня внедрена 9371 программа, из них 279 – инновационные. Эта работа будет продолжена и в вузах, и в колледжах, – сказала Шолпан Каринова.

Повысятся требования к вузам. В целях «ускорения» процесса закрытия вузов, предоставляющих некачественное образование, предлагается внести изменения в Закон об образовании, Закон о разрешениях и уведомлениях.

– Предлагается установить срок действия лицензий для вузов (ранее – бессрочно), отмена автоматического переоформления лицензий (проверка на соответствие КВТ), передача функции по лишению вузов лицензии уполномоченному органу, установление административной ответственности учредителей за неисполнение обязательств по переводу обучающихся в случае закрытия вуза. Также созрела необходимость принятия Национального стандарта обеспечения качества образования, – перечислила вице-министр.

По ранней профориентации детей совместно с НПП «Атамекен» будет разработана новая модель профориентации – проект «Бағдар». Проект включает профессиональную диагностику школьников, профориентационное сопровождение, профпробы, работу с родителями, введение профориентаторов. По обеспечению молодежи бесплатным обучением в колледжах будет реализован проект «Жас талап».

– Проект «Жас талап» будет логическим продолжением проекта «Бесплатное техническое и профессиональное образование для всех». Мы реализуем его совместно с акиматами регионов путем софинансирования из республиканского бюджета. Ожидаемый эффект – это полный охват бесплатным обучением выпускников 9 класса, желающих обучаться в колледжах, – отметила Шолпан Каринова.

Развитие науки

Глава государства поручил до конца текущего года внести изменения в законодательство о науке. Поправки должны быть направлены на обеспечение стабильной и достойной оплаты труда ученых.

– Для этого заработная плата ведущих ученых должна быть включена в базовое финансирование. На основании четких и прозрачных критериев и правил отбора и финансирования планируется ввести прямое финансирование научных институтов, занимающихся фундаментальными исследованиями, – подчеркнула Шолпан Каринова.

Будут разработаны и утверждены критерии, правила отбора для прямого финансирования НИИ, занимающихся фундаментальными исследованиями. Также планируется увеличение сроков грантового финансирования от 3 до 5 лет и внедрение института апелляции решений Национальных научных советов.

В заключение Асхат Аймагамбетов отметил, что необходимо приложить все усилия для реализации вышеперечисленных задач, поставленных Главой государства.

Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий