«ЦУР и Бизнес»: устойчивое развитие образования

Представители госорганов, бизнеса и эксперты обсудили на дискуссионной онлайн-платформе «ЦУР и Бизнес» вопросы устойчивого развития возможности улучшения казахстанского образования, а также выполнение Государственной программы развития образования и науки РК на 2020- 2025 годы. В рамках конференции детально проанализировали такие актуальные проблемы в сфере образования, как снижение численности студентов и преподавателей, выход из критических условий обучения в период пандемии, развитие экологического образования.

Как предотвратить отток талантов

Главный менеджер ОЮЛ «Коалиция за зеленую экономику и развитие G-Global» Асыл Окапова отметила, что на начало 2020-2021 учебного года в Казахстане действовало 129 высших учебных заведений с общей численностью студентов 576 557 человек. Численность студентов в текущем учебном году по сравнению с прошлым учебным годом уменьшилась на 4,5%.

– В результате реализации мер по улучшению качества образования и науки ожидается достичь 100% охват детей 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация трехсменного обучения, 100% обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест, 100% кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100% обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами, в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (с 43 до 358 млрд тг.) увеличится финансирование науки, – сказала Асыл Окапова.

Согласно данным Государственной программы развития образования и науки РК на 2020- 2025 годы, система образования не способствует удержанию талантливых учителей. До 35% педагогов уходят в другие сферы. Но благодаря внедрению новой системы карьерного роста учителя заработная плата будет увеличена от 30% до 50% от должностного оклада (педагог, педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер).

Согласно результатам исследования ОЭСР TALIS-2018, 96% казахстанских учителей считают, что увеличение их заработной платы должно стать самой приоритетной задачей при увеличении бюджета образования.

Как отметили спикеры, качество высшего образования влияет и на отток студенческой молодежи в зарубежные вузы. В Казахстане за последние 7 лет количество студентов, выезжающих за рубеж, выросло в 2 раза. Более 100 тыс. казахстанцев получают высшее образование в 130 странах мира. Для решения указанных проблем, как считают спикеры, необходима выработка единых подходов к профориентационной деятельности, привлечению работодателей и представителей крупного бизнеса РК в процесс подготовки специалистов и интернационализации профессионального образования.

Проекты образования

Одно из масштабных научно-образовательного мероприятий в регионе Центральной Азии и Кавказа для студентов университетов – фестиваль Nobel Fest. Директор Фонда инклюзивного развития Максат Курбенов рассказал, что это беспрецедентное мероприятие, где мировые ученые и лауреаты Нобелевской премии выступают на темы самых важных научных вызовов специально для ученых и студентов из стран Центральной Азии и Кавказа.

– В нем принимают участие более 30 000 ученых, исследователей и студентов из ЦА и Кавказа, 10 лауреатов Нобелевской премии. Третий Нобелевский фестиваль состоится 26-29 октября 2021 г., а его ключевая тема – «Будущее уже сегодня», – отметил эксперт.

В ходе конференции представители разных компаний рассказали о реализации своих проектов для студентов и молодых специалистов. Например, в 2020 году был запущен волонтёрский проект FLOW (Future Leaders Online Workshops) с университетами в странах Центральной Азии и Кавказа. Его концепция – онлайн-семинары для будущих лидеров. В рамках проекта сотрудники компании делятся своими знаниями и опытом со студентами ведущих вузов Казахстана, Узбекистана и Азербайджана, чтобы помочь им подготовиться к переходу из студенческой среды в рабочую, понять, какие качества и навыки им понадобятся для успешной карьеры, какие разнообразные задачи им предстоит решать на рабочих местах.

Экологическая платформа

Важной темой на повестке конференции было развитие экологического образования в стране. Как отметила руководитель офиса научно-технологического развития и НТС при Международном центре зеленых технологий и инвестиционных проектов Гульбазар Медиева, в Казахстане действует образовательная платформа Green Webinar, на которой проводятся вебинары с привлечением ведущих международных экспертов в сфере зеленой экономики и экологии.

Спикер отметила, что платформа является инструментом проекта института «Зеленый мост» по продвижению проектов зеленых технологий и развития экологического образования в стране.

– Мы ставим большую стратегическую задачу по созданию института «Зеленый мост». Это программа, которая предоставляет платформу, координирующую во всей Центральной Азии вопросы образования и науки. Наша цель – продвижение проектов зеленых технологий и экологического образования в стране, – отметила Гульбазар Медиева.

По ее словам, важными направлениями института является анализ образовательных программ вузов и учебных заведений участниц ППЗМ (Программа партнерства «Зеленый мост»), формирование образовательной повестки, создание новых модулей и программ обучения по направлению экологии, создание платформы по экологическому образованию и предоставление онлайн-курсов, семинаров, тренингов на базе института «Зеленый мост». С момента запуска проекта в 2020 году были проведены 18 вебинаров.

– На каждый вебинар мы приглашаем эксперта международного ранга. Проведены 18 вебинаров. Более 2700 человек приняли участие, более 500 человек – это те, кто непосредственно связаны с решениями экологических вопросов и которые работают на предприятиях. Освещены такие темы, как вопросы внедрения НДТ (наилучшие доступные технологии), энергетика и ВИЭ (возобновляемые источники энергии), переход на зеленую экономику, углеродный налог и другие темы, – сообщила спикер.

По словам Гульбазар Медиевой, вебинары и тренинги для участников бесплатны, расписание вебинаров опубликовано на сайте Международного центра зеленых технологий и инвестиционных проектов. Как развивается экологическое образование в вузах, рассказала профессор ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Гайни Длимбетова.

– На базе университета необходимо развивать экологическую инфраструктуру, разработать образовательные программы с экосодержанием, формировать экологические модели поведения молодежи, создать для студентов условия повседневной устойчивой и зеленой среды, – считает профессор.

В заключение эксперты выработали предложения по улучшению и решению указанных в повестке конференции проблем системы образования.

Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий