О статусе и роли педагога в обществе

«В каждом человеке есть солнце,
только дайте ему засветиться»
Сократ

Мудрые слова Сократа заставляют задуматься, как же необходим каждому человеку педагог, который бы грамотно помогал и направлял процесс развития личности! Ведь не случайно свыше 100 стран мира ежегодно 5 октября отмечают Всемирный день учителя. Наряду с этим многие страны мира также обозначили дату профессионального праздника. В Казахстане он отмечается ежегодно в первое воскресенье октября.

Шолпан КАРИНОВА, первый вице-министр образования и науки РК

В канун Дня учителя хотелось бы выразить огромную благодарность всем учителям за ваш титанический труд! Мы видим, что в это сложное время на передовую вышли учителя. Они стали ярким примером проявления лучших профессиональных качеств педагога: чуткости, заботы и внимания по отношению к детям, высокой ответственности за их будущее.

Мировой кризис и пандемия стали серьезными вызовами для национальных систем образования всего мира. Традиционное обучение в условиях разразившейся пандемии оказалось невозможным. С такой глобальной проблемой человечество столкнулось впервые, и это заставило весь мир пересмотреть приоритеты национальных политик в условиях глобализации, понять значимость человеческого капитала и роль образования. Появился целый комплекс невиданных прежде проблем.

Безусловно, выстоять в это трудное время нашей системе позволила всесторонняя поддержка государства. Президент страны К.К. Токаев постоянно держал в поле своего внимания вопросы образования. По поручению Главы государства в республике принят целый комплекс мер по поддержке системы образования, который позволил добиться существенных качественных результатов.

Конечно же, одним из ключевых моментов стало принятие Закона Республики Казахстан «О статусе педагога», которым определен особый статус педагога, установлены права, социальные гарантии и ответственность педагога. Значительно выросла заработная плата педагогов, установлена надбавка за степень магистра, за классное руководство, за наставничество. Учителя освобождены от несвойственных функций и избавлены от излишней отчетности. С этого года снизилась нормативная учебная нагрузка.

Все эти нововведения позволили педагогам сконцентрироваться на учебно-воспитательном процессе, освоить новейшие методики и методы обучения, развить цифровые компетенции для работы в условиях новых глобальных вызовов.

Несмотря на сравнительно небольшой период действия закона, педагоги страны уже ощутили заботу и поддержку государства. По вопросам защиты прав педагоги могут обратиться в территориальные департаменты по обеспечению качества в сфере образования. Так, за последний год в департаменты поступило более 2 тыс. обращений, в том числе от 200 педагогов по вопросам привлечения к видам работ, не связанным с их профессиональными обязанностями, неуважительного отношения и ненадлежащего поведения со стороны обучающихся и их родителей, некорректного начисления заработной платы и др.

Кроме того, по инициативе министра образования и науки А.Аймагамбетова при департаментах созданы советы по педагогической этике и защите прав педагога как консультативно-совещательные органы. И сегодня можно отметить положительные отклики среди педагогической и родительской общественности, поскольку эти советы стали организацией, «слышащей» обращения педагогов. Педагоги и родители напрямую озвучивают и обсуждают проблемы, не решаемые в организации образования, получают методическую и консультационную помощь.

И здесь необходимо понимание, что активная гражданская позиция педагогов оказывает огромное влияние на укрепление социального статуса педагога, а также уровень развития гражданского общества и государства, в связи с чем необходимо не нарушать права и интересы педагога, а при возникновении любых фактов их наруше-ия официально обращаться в департаменты.

Однако есть и другая сторона проблемы. В последнее время в социальных сетях все чаще пишут о случаях несоблюдения педагогами принципов педагогической этики. Это, безусловно, самым негативным образом сказывается на имидже педагога. При этом правила поведения педагога закреплены на законодательном уровне. Так, в соответствии с Правилами педагогической этики педагоги в служебное и неслужебное время не должны допускать совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагога. Кроме того, не должны распространять в социальных сетях непроверенную, недостоверную, неэтичную информацию.

Ардагер ұстаз Каринов Таңат Мамырайымұлы (1916-1998)

Отсюда вытекает, что одной из главных функций педагога является воспитательная. Она основная, она непрерывная. Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности, разносторонней и гармонично развитой.

Даже обучение является главным средством воспитания. Обучая, учитель развивает у ученика интеллектуальные и познавательные способности, формирует нравственное и правовое сознание, эстетические чувства, экологическую культуру, трудолюбие, духовный мир. Именно хорошая организация воспитательного дела обеспечивает и высокий результат.

Особенностью профессии педагога является также гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях.

Учитель не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Непрерывное образование является характерной особенностью педагогической профессии. Не случайно профессию педагога сравнивают со многими другими, например, профессией архитектора, садовода, артиста, инженера, капитана дальнего плавания и т.п. Ведь не зря говорят, что педагоги – инженеры человеческих судеб, они прививают не только знания, но и навыки социализации, учат уважению, любви, взаимопомощи. И все эти сравнения есть не что иное как художественный образ многогранной профессии учителя.

Наверно, многие из нас зададутся вопросом: в чем же заключается философия педагога? Я бы ответила, что это ни с чем не сравнимая радость видеть счастливые глаза ученика, которого чему-то научила, это возможность видеть невидимое, это процесс становления личностей на твоих глазах.

Сегодня, листая странички жизни, память снова остановилась на моей первой учительнице. Именно она оказалась в той далекой детской жизни точкой опоры, которая не забывается и остается навсегда. Вспоминаю отца, которого уже нет рядом с нами, – строгого учителя, мудрого наставника, его вечерние уроки за круглым столом, проверку домашних заданий и ежедневные расширенные комментарии по моим учебным достижениям.

Еще одним учителем в моей жизни, сыгравшим особую роль в выборе мной профессии педагога, был Бейсенов Ракымбай Бейсенович, мой нағашы, директор школы, ныне покойный, отдавший всю свою жизнь учительству.

Я выросла в семье педагога, в моем окружении всегда были педагоги, которые меня искренне любили и вкладывали всю душу.  С того далекого детства все педагогическое для меня стало родным, любимым делом.

Шолпан Танатовна во время посещения школы в Шымкенте. С детьми на дополнительных занятиях по домоводству

С большим чувством благодарности и уважения хочу отметить моих учителей в Кокшетауском педагогическом институте им. Ш.Уалиханова, которые еще раз убедили меня, что я правильно выбрала профессию: Жахину Барию Бадыковну и Самойленко Екатерину Никитичну, которые сделали из меня настоящего школьного учителя. Могу с гордостью сказать, что мои педагоги пронесли высокий статус педагога через всю свою жизнь. Хочу вновь и вновь повторять свое когда-то произнесенное признание: «За все благодарю свою профессию!». Как сказал великий Магжан Жумабаев, «алты алаштың баласы бас қосса, төр – мұғалімдікі».

Полагаю, что у каждого человека в жизни есть педагог, Педагог с большой буквы. Значит, точка опоры действует! Есть будущее!

Традиционно ко Дню учителя труд педагогов отмечается, в том числе наградами и грамотами. А отдельные из них за особые достижения в педагогической деятельности будут удостоены почетного звания «Лучший педагог».

Уважаемые учителя, всех вас можно бесконечно благодарить за любовь и терпение, за мудрость и самоотверженность. Желаю вам крепкого здоровья, семейного благополучия и неиссякаемой энергии!

Шолпан КАРИНОВА,
первый вице-министр образования и науки РК

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий