Зачем нужны олимпиады в начальной школе
Зачем нужны олимпиады в начальной школе? Чем мотивировать ребенка учиться? Как преподавать информатику в современной школе? На вопросы “Рг” отвечает руководитель образовательных сервисов Яндекса Илья Залесский.
Илья, только что ваша команда запустила олимпиаду “А я знаю” для начальных классов. Что это такое и зачем?
Говорят, что современные дети не могут долго удерживать внимание на чем-то одном. Как мотивировать ребенка учиться, узнавать новое и быть внимательным?
Общение ребенка с преподавателем крайне важно. Для обучения нужна особая среда, в которой безопасно, комфортно, и где есть обратная связь от учителя. В традиционном очном образовательном процессе обратной связи может не хватать: преподаватель выставляет оценки, однако они не всегда позволяют ребенку понять, над чем именно ему работать. А время на то, чтобы объяснить всем детям, почему они получили тот или иной балл, есть не всегда.
Как показывает исследование Высшей школы экономики, грамотное внедрение в урок цифровых технологий помогает поддерживать учеников и давать им более полный фидбэк. Например, если ребенок занимался на Яндекс.Учебнике математикой, то он лучше относится к урокам математики в школе. Почему? Здесь есть особая система обратной связи, которая формирует понимание, что ошибаться – это нормально, и что на ошибках можно и нужно учиться. Кроме того, на платформе каждый учитель может посмотреть, как конкретный ребенок решал задачу и где он ошибся. Ошибка перестает быть “черным ящиком” – мы точно знаем, в какой момент что-то пошло не так.
Еще цифровые инструменты позволяют разнообразить образовательный процесс. Например, можно три раза в неделю делать домашнюю работу в тетрадях, а два – на компьютере. Это тоже работает на мотивацию: позволяет увлечь ребенка, не дать ему заскучать.
Сегодня часто говорят про цифровую образовательную среду. Многие родители опасаются, что это приведет к полному переводу школ на дистант. А на самом деле?
Илья Залесский: Это совсем не про тотальный дистант, только про внедрение дополнительных технологий в образовательный процесс. Цифровая среда состоит из множества элементов: это и учитель, который использует в работе различные цифровые инструменты, чтобы увлечь ребенка, и приложения, и технологии, и контент внутри сервисов. Поэтому каждый образовательный продукт, который мы выпускаем, – это не отдельная единица, а часть среды, в которой каждый из этих сервисов помогает учиться эффективнее и интереснее.
При этом роль учителя, безусловно, сохраняется: именно он поддерживает учеников и направляет их в освоении школьной программы.
Как сегодня должно меняться преподавание информатики и математики в школе? Ведь именно эти предметы максимально связаны с “цифрой”.
Что касается информатики, безусловно важно, чтобы школьники учились пользоваться разными цифровыми инструментами: оформляли презентации, редактировали изображения, создавали документы и работали в таблицах. Нужно, чтобы программа по информатике была современной и постоянно обновлялась, так как технологии меняются очень быстро.
Стоит уделять больше внимания основам разработки – именно они должны стать базой для углубленного изучения на уроках информатики. Ведь программирование – это не просто полезный и востребованный навык, оно развивает мышление и учит находить последовательность действий для максимально эффективного решения задачи.
А в целом, как меняется роль учителя сегодня? Педагоги уже привыкли к “цифре”?
Илья Залесский: Дистанционные технологии не заменят учителя, ведь его работа не ограничивается просто трансляцией информации: именно учитель находит индивидуальный подход к каждому школьнику, чтобы донести знания понятным для него способом. Когда рутинные задачи автоматизируются, то работа педагога становится более творческой, и он может уделять больше времени развитию учеников. Однако пока мы только в начале этого пути.
Что касается “цифры”: во время карантина, учителям пришлось освоить многие новые инструменты. И они продолжают ими пользоваться. Мы видим, что, в целом, цифровая грамотность преподавателей довольно быстро растет. Хочется верить, что лет через пять все учителя будут вполне способны работать с новыми цифровыми продуктами и, главное, будут делать это с удовольствием.
Но сегодня все еще проблематично вписать “цифру” в образовательный процесс. С этим сложности и у производителей образовательных решений, и у педагогов, и у методистов. Методики, связанные с внедрением цифровых продуктов, только начинают создаваться. Нет волшебной методички, которая бы рассказала учителю, как цифровые продукты можно использовать в жизни и в преподавании, нет общепринятого подхода.
Мы понимаем, что образование – стремительно развивающаяся отрасль, за которой сложно успевать. Чтобы помочь, мы периодически проводим интенсивы для педагогов, например, по тому, как пользоваться цифровыми инструментами, или о том, как справиться с выгоранием. В последнем таком интенсиве участвовало несколько сотен тысяч человек. Учителя часто проходят курсы повышения квалификации по направлению от школ и вообще довольно много учатся. Просто для перестройки нужно время – и системная поддержка учителей.
Во многих школах предлагают чуть ли не с первого класса факультативно изучать информатику. Не рановато?
Илья Залесский: В качестве дополнительных занятий – почему бы и нет, если ребенку интересно и нравится. Но многое зависит от загруженности ребенка. Детское время очень ценно. Мы знаем, как сегодня перегружены школьники, а растущему организму нужно отдыхать и полноценно восстанавливаться. На мой взгляд, в начальной школе очень важно, чтобы ребенок успевал по основным предметам. Не у всех детей остается время и силы на дополнительные занятия, в том числе информатикой. Мы против увеличения школьной нагрузки, так как видим: она нелегко дается многим детям. Информатика – все же отдельный большой предмет, который идет наравне с математикой и русским языком, а не заменяет их.
А можно ли стать успешным разработчиком без высшего образования? Сейчас масса курсов, которые “гарантируют” трудоустройство.
Повышает ли учеба в вузе вероятность того, что ты станешь хорошим разработчиком? Однозначно. Многие топовые программисты все же получили высшее образование. Скорее всего, это связано не с тем, что они не могли самостоятельно освоить программирование, а с особой университетской средой, где вокруг тебя интересное общение и много возможностей проявить себя.
В разработке важны не только фундаментальные знания и умение писать код, но и soft skills: навыки планирования, работы в команде и так далее. И образовательные сервисы должны это учитывать, не только давать человеку информацию, но и поддерживать развитие его способностей.
Загрузка...