Мотивировать и стимулировать
Проблема повышения мотивации участников образовательного процесса остается одновременно актуальной и решаемой благодаря систематическому поиску управленческих механизмов и стратегий.
Нами была разработана разноуровневая модель мотивации, включая механизмы. Первый уровень – мотивация профессиональной деятельности педагогического коллектива. Второй уровень – мотивация обучающихся. Третий уровень – мотивация родителей обучающихся.
В ходе внедрения модели был выделен ряд эффективных механизмов мотивации участников образовательного процесса. Разнообразные формы морального поощрения: делегирование полномочий, специальные программы профессионального развития, привлечение в структуры управления, доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы, награждение грамотами, специальной наградой «Звезда» (в различных номинациях), билетами в театр, на концерт, система поощрения одаренных учащихся «школьной валютой» Нобелями, премиями, переходящими совами и др.
Следующий механизм мотивации – стратегия «Активный учитель – независимый ученик» в подготовке и проведении городских, межрегиональных, международных семинаров и конференций («Мастерство современного учителя в режиме инновационной деятельности», «Практические ценности в реализации обновления содержания образования» и др.).
Инновация также рассматривается как стимул активности. В этом направлении нами был разработан и реализован инновационный проект «Интеграция основного и дополнительного образования в проектно-исследовательской деятельности». Сегодня диапазон партнерского сотрудничества и его актуальных форм представлен довольно широко. В рамках сотрудничества с Медицинским Университетом «Астана» создан медицинский класс для гимназистов, желающих в будущем получить медицинское образование. Учащиеся выполняют научные работы под руководством ученых: исследование «Биология на службе криминалистики» (на базе КазГЮУ); работа «Пропанты на основе зол» (в лаборатории ТПУ); наблюдения и аналитическая работа «Тюркизмы в украинском языке» (на факультете украинской филологии НПУ).
Внедрение механизмов интеграции основного и дополнительного образования повлияло на рост мотивации одаренных учащихся, особенно в период Недели науки «Discovery». Учащиеся могут использовать ресурсы «Технолаба», робототехники, региональных предприятий «промышленного туризма», находящихся как в городе Нур-Султан (завод по производству воды «Хрустальная», завод по производству напитков «Кока-кола», информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ), занимательная лаборатория наук «Нейтрон», лаборатория рыбного хозяйства Казахского Агротехнического университета имени С. Сейфуллина и др.), так и за его пределами (молочный завод агрофирмы «Родина», испытательные лаборатории научно-производственного центра зернового хозяйства им. А.И. Бараева). Подобная деятельность качественно повлияла на выбор тематики научных проектов.
Ольга ТОДЕРАШ,
директор комплекса «Детский сад-школа-гимназия №47» г. Нур-Султан