Как родители могут помочь первоклашке в первые учебные месяцы
Сегодня редкая семья не включена в предшкольную гонку: кружки, секции, есть даже дошкольный университет, передает rg.ru.
День дошкольника расписан по минутам. Но с началом учебы в школе ребенку требуется ничуть не меньше, а, пожалуй, даже больше внимания. О том, как помочь первокласснику в первые учебные месяцы, рассказывает академик РАО, профессор Марьяна Безруких.
Никаких “допов”
Чем меньше у ребенка негативного опыта предшкольного обучения, тем легче проходит адаптация в самой школе. Все зависит от того, насколько адекватной была эта подготовка к школе: не переусердствовали ли родители и воспитатели.
– Стресс, помноженный на эмоциональное и физическое напряжение, страх неудачи могут надолго отбить желание идти в школу, – говорит Марьяна Безруких. – При этом не так важно, что ребенок умеет уже считать и читать: на длинной дистанции школьного обучения выигрывает, как правило, тот, кто хочет учиться, в ком нет страха ошибки.
Многое зависит от учителя, его умения сделать учебу интересной, увлекательной и результативной. Мотивация учиться поддерживается двумя факторами – “интересно” и “получается”.
Вводный курс
Оказывается, адаптация бывает разная. Физиологическая – к новому ритму жизни, режиму, нагрузкам. Психологическая – к новой роли ученика, к сверстникам, к новым правилам поведения.
– Физиологическая адаптация продолжается 1,5-2 месяца, а не несколько дней, как думают многие, – отмечает Безруких. – А у часто болеющих детей или имеющих особенности развития этот процесс может затянуться на полгода, а то и на год. Психологическая адаптация чуть короче – 3-4 недели, но есть дети, для которых и этот процесс проходит сложно.
В этот период детям сложно выполнять интенсивную и монотонную работу, плохо усваиваются новые навыки и действия. Вообще, по мнению Марьяны Безруких, первые месяцы в школе должны быть “вводным курсом”, чтобы ребенок освоился в пространстве класса, в смене видов деятельности, в требованиях учителя, темпе работы и во многом другом.
Месяц на привыкание
Исследования показывают: после летних каникул и при переходе из начальной школы в основную сильно проседает качество подготовки детей, они как будто теряют интерес к учебе.
– В пятом классе не только сильно меняется организация учебного процесса. У детей в этом возрасте начинается один из самых сложных периодов развития – период полового созревания, – подчеркивает эксперт. – Это влечет проблемы с вниманием, памятью и другими процессами. Дети скатываются на “тройки”.
А родители и педагоги считают, что ребенок просто ленится. Результат – конфликты, скандалы. А подросткам в этот период как воздух нужна поддержка.
Выход в школу после лета – тоже особая тема. После длительного перерыва в учебе организм вынужден учиться жить в новых условиях, привыкать. И адаптация может занять 3-4 недели.
Не зря в рекомендациях для первоклассников есть “постепенное включение в режим учебных нагрузок”: сокращенные уроки, отсутствие отметок и домашних заданий. Увы, все мы знаем, как эти рекомендации соблюдаются.
Битва за “домашку”
Вопрос домашних заданий – родительская боль.
В начальной школе их быть не должно, но они есть. На выходные – задают. На лето – список книг.
– Битва за “домашку” – настоящие подвиги родителей, полностью погруженных в процесс, и настоящие страдания детей, – соглашается Марьяна Безруких. – В начальной школе задания лучше выполнять, если рядом есть взрослый, который может объяснить, подсказать, причем хорошо бы в том же ключе, что объяснение учителя на уроке. Но редкий родитель так сможет. В итоге у взрослого – раздражение, у ребенка – несоответствие, ведь “Марьиванна объясняла не так”, слезы, крик…
Как облегчить адаптацию в школе?
Рациональный режим.
Полноценный сон (10-11 часов).
Активный отдых: 1,5-2 часа и лучше – на воздухе.
Здоровое питание.
Отсутствие перегрузок – в первые полгода лучше обойтись без дополнительных занятий.
Минимум стресса, спокойные взрослые рядом.
Как понять, что ребенку сложно в школе?
Нарушение концентрации внимания.
Резкое снижение работоспособности: только сел за уроки – уже устал.
Вялость, сонливость или, наоборот, чрезмерное возбуждение.
Как сделать “домашку” без слез?
1. Оптимальное время для выполнения “домашки” – с 15 до 17 часов.
2. Продолжительность одного “блока” работы – 15-20 минут, затем – короткий перерыв на 5-7 минут: разминка, стакан сока, яблоко.
3. После каждых трех блоков – перерыв не менее чем на час, который хорошо бы провести на воздухе.
4. Сначала – легкие задания, чтобы ощущение успеха помогло справиться с более трудным заданием.
5. Родителям: не сидите за спиной у ребенка. Если нужно – объясните непонятные моменты и оставьте школьника выполнять задание самостоятельно. Но пусть он знает: вы рядом и всегда готовы помочь.
6. Никаких черновиков: это ненужная двойная нагрузка.
7. Не нужно спешить и раздражаться. Ребенок имеет право на ошибку.
Загрузка...