Нравственно-духовное становление будущих учителей

Нравственно- духовное воспитание относится на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

Сара Алпысовна  говорит «Время теперь такое, что всем нам надо меняться. Тем более учителям. Сама жизнь подсказывает, что им следует отходить от устаревших, давно покрывшихся пылью представлений о ребенке и о самих себе – педагогах. А для этого их, как тех же первоклашек, нужно учить жить духовно и мыслить космически… Только доброта и Любовь приведут педагога к глубоко осознанному пониманию того, что внутри каждого из нас есть частица Вселенной». Юноши и девушки приходят в колледж достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми.  Присущие им нравственные убеждения и качества уже сложились под влиянием семьи, школы, социума и под мощным влиянием средств массовой информации. Следовательно, колледж не первым и не в одиночку воспитывает студента. На своем этапе мы  подключаемся к нравственному формированию личности, поскольку мы готовим не только специалистов определенной сферы деятельности, но и влияем на гражданскую позицию студентов.

Сегодня перед педагогической общественностью выдвигаются новые требования и, в первую очередь, наиболее важное- учитель должен быть гуманистом. Модель современного учителя-  профессионал, с гуманистическим мировоззрением и нравственными ориентирами, воспитывающий на личном примере, что предполагает воспитание у будущих специалистов профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения. Основой современных требований к построению педагогического процесса является создание условий для соучастия в организации собственного обучения, проявлении его подлинной самостоятельности, способности к творчеству, его высокой потребности в сотрудничестве. Необходимость реализации этих требований делает актуальной разработку таких педагогических технологий, в которых акцент перенесен на уникальность и самобытность личности.

Профессиональная компетенция  будущих учителей играет большое значение в приобщении обучающихся к системе социальных ценностей.  И задача учителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.

Гуманитарным колледжом «Самопознание»  в этом направлении разработаны Типовой учебный план и программа по специальности «Самопознание», квалификации «Учитель самопознания начального и основного среднего образования» с учетом требований: Государственного общеобязательного стандарта начального,  основного и общего среднего образования, Профессиональных стандартов по педагогическим специальностям ТиПО, Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников, Стандартов WorldSkills и Спецификаций предмета «Самопознание». При формулировке компетенций и модулей описаны ситуации, конкретные действия обучающихся, требуемые для достижения результата. Профессиональные компетенции направлены на переход от запоминания информации к ее пониманию, осознанию и применению этих знаний. Это позволяет обучающимся приобрести широкий круг компетенций, которыми должен обладать будущий учитель предмета «Самопознание». При реализации этой компетенции процесс нравственно- духовного воспитания осуществляется через различные формы деятельности. 

В области устойчивого развития мира существует по определению ОЭСР 17 целей для духовного преобразования нашего мира. Эти цели реализуются 32- странами мира и в том числе Казахстаном. И реализация мировых стратегических целей через предмет «Самопознание» занимает особое место. Здесь важнейшей задачей является подчинение всего учебно-воспитательной процесса нравственно-духовному развитию подрастающего поколения, воспитанию нравственных навыков и привычек, формированию у них единства мысли,слова и поведения. Огромное значение имеет вовлечение каждого обучающегося в социальную, трудовую и культурно-массовую деятельность: это и социальные проекты, волонтерская деятельность, благотворительные концерты, марафоны и т.д. Также другими эффективными формами работы  являются: квесты, решение различных кейсов, дисскуссионные площадки, флешмобы, акции.

Как говорит великий Абай: Качества духовные — вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его осмыслен, и достаток уместен. Важно, чтобы учитель был с гуманистическим мировоззрением и нравственными ориентирами, воспитывающий детей на личном примере, и тогда эти педагоги могут вести за собой детей, научить детей познавать разницу между хорошим и плохим. Очень важно знакомить молодых людей с общечеловеческими ценностями, поскольку эти ценности являются критериями как нравственно-духовного развития, так и социального прогресса человечества.

Итальянский учёный- исследователь глобальных моделей развития человечества, Аурелио Печчеи говорит:  «Нужно  менять  самого  человека.  Необходимо сдерживать  уровень  производства  и  переориентировать  идеологию потребления на духовное совершенствование».    Эти слова  свидетельствуют  о  важности формирования  гуманной личности,  о  необходимости  самопознания как основного фактора  духовного  совершенствования.  Нравственно-духовный характер глобальных  проблем  человечества  – это  переход  к  новому  направлению развития,  основанному  на  общечеловеческих  ценностях.  А  это-  путь гуманизма, путь мудрости…

Омарбекова Салтанат Манаповна,
руководитель Гуманитарного колледжа  «Самопознание»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий