О республиканском онлайн-семинаре «Нравственно-духовное  воспитание молодежи на современном этапе»

Проблемы нравственно-духовного воспитания детей и юношества актуальны во все времена, поскольку их решение во многом определяет безопасность и благополучие народа. Вместе с тем исторически обусловленное развитие общества и его культуры создают принципиально новые условия жизнедеятельности современной молодежи.

Ситуация в современном мире требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся, поиску новых форм и методов нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения. Обсудить эти актуальные проблемы, выявить прогрессивный опыт их решения призвал педагогическую общественность и родителей Национальный институт гармоничного развития человека. 20 октября 2021 года состоялся республиканский онлайн-семинар на тему «Нравственно-духовное воспитание молодежи на современном этапе».

Современный ребенок погружён в безграничное информационное пространство. Воспитательное и социализирующее воздействие Интернета, телевидения, компьютерных игр, кино нередко является доминирующим в процессе формирования личности и зачастую носят негативный характер.

Педагоги в организациях образования транслируют детям определённую систему ценностей, придерживаются в своей профессиональной деятельности таких принципов как системность, последовательность, традиционность, культуросообразность, а вне школы информация подаётся хаотично, носит клиповый характер. При этом происходит размывание границ между культурой и антикультурой, что не может не влиять на структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание. Это меняет мировоззрение, приводит к потребительскому отношению к жизни.

Современное общество поражено детоцентризмом, когда интересы всей семьи подчиняются ребёнку. Его изолируют от проблем, которыми живут взрослые. Это опасно как для ответственных родителей, так и для общества в целом, поскольку избалованный ребёнок может вырасти эгоистом, либо инфантильной личностью, плохо адаптирующейся к жизни в социуме. 

Подмена реальных контактов виртуальными, ослабление взаимодействия детей со своими сверстниками, между разновозрастными детьми, между детьми и взрослыми могут привести к самоизоляции детства, примитивизации детского сознания, беспомощности, но вместе с тем к росту агрессивности и цинизма.

В современной культуре наблюдается тенденция к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями.

С приветственным и вдохновляющим словом обратилась к участникам семинара Сара Алпысовна Назарбаева, автор программы нравственно-духовного образования «Самопознание». Сара Алпыскызы призвала участников семинара к совершенствованию творческого труда, напомнила о благородной, высокой и ответственной миссии учителя. Призвала педагогов объединять свои усилия для нравственно-духовного воспитания детей: «Станьте источником Света и Любви для всего мира. Направьте свой интеллект и свои таланты на служение другим». Автор программы «Самопознание»  акцентировала внимание слушателей на особую значимость нравственно-духовного образования в системе образования нашей страны, отметив влияние общечеловеческих ценностей на воспитание современной молодежи.

В своём приветствии президент Национального института гармоничного развития человека Е. Н. Сакенова подчеркнула, что программа «Самопознание» является одной из ключевых точек культурно-цивилизационных процессов в современном Казахстане. Елена Николаевна обратила внимание участников на высказывание Президента Казахстана К. Токаева в Послании народу Казахстана: «Одним из основных направлений развития нашей страны является возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей». Содержанием нового этапа развития программы нравственно-духовного образования «Самопознание» является развитие воспитательной системы на основе общечеловеческих ценностей в каждой организации образования. Этот опыт осуществляется в базовых и пилотных организациях образования через организацию системной работы по интеграции данных ценностей в содержание учебных предметов, дополнительное образование, работу с родителями, методическую деятельность. В своем выступлении Е.Н. Сакенова отметила, что Национальный институт гармоничного развития человека является главной научной творческой лабораторией, занимается повышением квалификации педагогов, и его важной миссией является объединение всех созидательных сил общества в нравственно-духовном образовании подрастающего поколения.

Какие же нравственные ценности нужны сегодня государству, обществу, человеку? Как на их основе следует формировать гражданскую позицию молодёжи? На эти и другие очень важные вопросы отвечала в своём выступлении Шолпанкулова Гульнар Кенесбековна, к.п.н., профессор, преподаватель кафедры «Социальная педагогика и самопознание» Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева.

Продолжили обсуждение перспектив развития содержания образования с ориентацией на нравственно-духовные ценности и возможностей их влияния на трансформацию общества Дүйсебек Аділхан Төлегенович, ведущий научный сотрудник НИГРЧ, к.х.н., заместитель директора Института среднего образования Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина, и Ақболатов Еркебұлан Ешмұхамбетұлы, заместитель директора Алматинского областного Молодежного ресурсного центра, председатель Алматинского областного филиала Молодежного крыла «Jas Otan» при партии «Nur Otan».

С большим интересом встретили педагоги  выступление Г. И. Калиевой, к.п.н., ученого секретаря Национального института гармоничного развития человека, об особенностях воспитательной системы школы в условиях реализации программы нравственно-духовного образования «Самопознания».  Гульсара Ислам-Газиевна подчеркнула, что школа призвана активно противодействовать современным негативным тенденциям и указала на необходимость скорректировать сложившееся в течение последних десятилетий понимание воспитания преимущественно как управления процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеурочной деятельности, отказаться от подхода, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье и в обществе.

О специфике педагогической деятельности по нравственно-духовному развитию обучающихся  в организациях технического и профессионального образования рассказала Джанузакова Алмагуль Керейовна, руководитель ассоциации педагогов самопознания г. Нур-Султан, преподаватель самопознания высшего колледжa «АSTANA POLYTECHNIC» г. Нур-Султан.

С особым вниманием прослушали выступление С. А. Коровиной, представителя родительской общественности средней школы № 8 г. Алтай Восточно-Казахстанской области. Светлана Анатольевна поделилась опытом взаимодействия семьи и школы в нравственно-духовном воспитании современного подростка. Воспитание ребёнка в семье должно быть осознанным и целенаправленным, не противоречить ценностным ориентирам, транслируемым школой. Она призвала к единению воспитательных усилий учителей и родителей.

Модератор пленарной части семинара Сагимбаева Гульназ Усеновна, директор департамента развития и методического обеспечения института предложила  всем участникам продолжить работу в секциях, призвала к конструктивному общению в формате Workshop.

Заинтересованный профессиональный разговор участников секции «Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей самопознания» состоялся при обсуждении проблем педагогической этики в профессиональной деятельности педагога в воспитании подрастающего поколения, организации работы со студенческой молодежью, формирования социально-культурных компетенций будущего специалиста в условиях интеграции самопознания.

Обсуждению современных форм и методов воспитательной работы в организациях среднего образования в контексте реализации Программы НДО «Самопознание» посвятили своё время участники второй секции.

Участники третьей секции семинара обсудили вопросы нравственно-духовного воспитания детей дошкольного возраста. 

Организаторам Республиканского онлайн-семинара на тему «Нравственно-духовное воспитание молодежи на современном этапе» удалось создать творческую атмосферу, способствующую включению участников в профессиональное обсуждение актуальных проблем формирования ценностных ориентиров у детей и юношества.

Организаторы использовали современные цифровые технологии – google-form, Padlet, чаты, с помощью которых участники отвечали на заданные вопросы, писали отзывы, предложения по совершенствованию форм и методов нравственно-духовного образования. Республиканский семинар  явился еще одним импульсом к новым достижениям в нравственно-духовном воспитании молодого поколения нашей страны. Представленный опыт нравственно-духовного воспитания в организациях образования, учитывающий современные реалии общества, требует обобщения и распространения среди педагогического сообщества и родительской общественности.

С.К. Исламгулова,
д.п.н.,
главный специалист научно-методического отдела НИГРЧ, директор школы «Лицей Туран» при университете «Туран»,

Г.Б. Омарова,
к.п.н,
и о начальника научно-методического отдела НИГРЧ

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий