Национальные мониторинговые исследования учебных достижений: страницы истории

Вопросы образования с первых дней независимости остаются главным приоритетом в развитии государства. Система оценки качества образования является одним из ключевых элементов системы образования, она заложена в основу умного управления, основанного на знании ситуации, и позволяет оценить наши успехи и достижения. В преддверии 30-летия независимости Республики Казахстан хотелось бы рассказать о той работе, которая проводится министерством образования и науки в области внешней оценки системы образования.

Гульзат КОБЕНОВА

 

Промежуточный контроль

Одной из ведущих тенденций развития образования в мире является создание независимых систем оценки качества образования. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и образовательного процесса. Это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, а также социальным и личностным ожиданиям.

Важным элементом целостной национальной системы оценки качества образования является внешняя оценка учебных достижений посредством проведения мониторинга.

Первым мониторинговым исследованием в Казахстане на уровне среднего образования стал промежуточный государственный контроль (ПГК), который проводился с 2005 по 2011 год ежегодно. Объектами оценки ПГК стали предметные знания учащихся 4 и 9 классов. Перечень предметов по ПГК и состав школ ежегодно утверждался МОН РК. Однако результаты ПГК имели определенные правовые последствия.

ВОУД – внешняя оценка учебных достижений

Развитие системы образования требовало трансформации формата внешнего оценивания. В этой связи с 2012 года в Закон РК «Об образовании» вносились изменения и дополнения, вследствие чего ПГК как мониторинговое исследование был исключен, ему на замену внедрена Внешняя оценка учебных достижений (далее – ВОУД).

ВОУД как мониторинг учебных достижений обучающихся давал сравнительный анализ качества образовательных услуг и оценку эффективности учебного процесса в организациях образования. Содержание тестовых заданий ВОУД регламентировалось общеобразовательными учебными программами.

В 2016 году формат ВОУД был изменен, и впервые в данном мониторинге принимали участие учащиеся начальной школы 4‑класс и учащиеся 9 классов, которые тестировались не по четырем предметам, а по двум предметам. При этом казахский язык был для всех обязательным. Второй предмет распределялся таким образом, что у каждого учащегося была своя комбинация предметов.

Также транформировалась структура теста. Так, для учащихся начальной школы, кроме 15 тестовых заданий по каждому предмету с одним правильным ответом, были включены 2 текста с тремя тестовыми заданиями к каждому. Структура теста для учащихся 9 классов впервые была дополнена тестовыми заданиями с одним или несколькими правильными ответами.

В рамках ВОУД использовались задания на проверку предметных знаний учащихся. С целью определения причин, влияющих на уровень подготовленности учащихся, проводилось фоновое обследование в форме анкетирования. Участниками анкетирования были все участники образовательного процесса: учащиеся и их родители, учителя и администрация организаций образования. По итогам анкетирования получены сведения о факторах, препятствующих образовательному процессу.

С 2012 года ВОУД проводился и в вузах страны. В мониторинге принимали участие студенты выпускного курса вузов всех форм собственности и ведомственной подчиненности. ВОУД в вузах был направлен на осуществление мониторинга учебных достижений обучающихся по каждому направлению подготовки специалистов и проведение сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования. Для получения объективной информации об отношении выпускников вузов к своим перспективам в выбранной специальности также проводилось добровольное анонимное анкетирование.

Однако ВОУД в полной мере не оправдал ожидания общества. Имело место отсутствие необходимого научно-методического обеспечения для объективного и детального сбора информации, ее качественной обработки и выработки последующих методических рекомендаций для организации образования.

Как вы знаете, потребителей интересует не столько сама информация о качественных характеристиках системы образования или отдельных ее элементов, сколько обоснованные предложения по решению той или иной конкретной задачи. Кроме того, необходимы комплексные меры по вовлечению в процесс образовательного мониторинга различных ведомств и общества.

МОДО – мониторинг образовательных достижений обучающихся

С 2021 года внедрена новая модель внешней оценки – мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО), который представляет собой независимое от организаций образования систематическое наблюдение за качеством обучения. Главной целью МОДО в организациях начального, основного среднего образования является оценка функциональной грамотности учащихся через освоение учебных программ.

Основой содержания тестовых заданий являются знания, умения, навыки по учебным предметам, которые наполняются новым содержанием, затем переходят на более высокую ступень своего развития и формирования, а потом преобразовываются в функциональную грамотность и жизненные навыки.

Для оценки функциональной грамотности обучающихся 4 и 9 классов разработаны задания, аналогичные тем, что используются в международных сравнительных исследованиях в области образования (TIMSS, PISA, PIRLS и т.д.), по трем направлениям: математической, естественно-научной грамотности и грамотности чтения.

Ежегодное проведение мониторинга среди обучающихся 4 и 9 классов стало важнейшим механизмом контроля и оценивания навыков функциональной грамотности, а также является одним из элементов для показания наилучших результатов в международных исследованиях.

Основным отличием МОДО от ВОУД является обратная связь с организациями образования по результатам тестирования через оказание методической поддержки. Для формирования обратной связи с участниками мониторинга Национальной академией образования им. Ы.Алтынсарина (НАО) по результатам тестирования будет проведен комплексный анализ и подготовлены методические рекомендации по совершенствованию учебного процесса. Также, получая необходимую информацию от школ, Академия будет системно отслеживать реализацию учебной программы по обновленному содержанию образования.

Данный подход позволит педагогам, управленческому составу организаций образования улучшить учебный процесс в школах, устранить факторы, препятствующие образовательному процессу и поднять отечественное образование на новый качественный уровень.

Кроме того, в текущем году МОДО впервые будет внедрен в организациях технического и профессионального, послесреднего образования в целях оценки уровня освоения общеобразовательных дисциплин и (или) профессиональных модулей или общепрофессиональных, специальных дисциплин на соответствие государственному общеобязательному стандарту технического и профессионального, послесреднего образования.

В 2021 году МОДО в организациях ТиПО будет проходить в формате комплексного тестирования с применением ИКТ на языке обучения по общеобразовательным дисциплинам. Количество тестовых заданий для МОДО ТиПО 2 курса по каждому предмету составляет 15. Всего на тестирование по 4 предметам: «Казахский язык» для организаций образования с русским языком обучения, «Русский язык» для организаций образования с казахским языком обучения, «История Казахстана», «Математика» и в зависимости от профиля специальности организации ТиПО по одной из следующих дисциплин «Биология» / «Физика» / «Химия» / «География».

Анализ результатов МОДО в организациях ТиПО будет проводить НАО им. Ы.Алтынсарина в соответствии с Правилами проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся.

Фоновая информация, полученная в ходе анкетного опроса всех участников МОДО (обучающиеся, преподаватели, администрация), позволит выявить конкретные проблемные области каждой организации образования. Результаты тестирования будут использованы для отслеживания реализации учебной программы по обновленному содержанию, получения необходимой информации для дальнейшего развития организаций ТиПО и подготовки методических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса в организациях ТиПО.

Результаты анализа будут доведены до сведения уполномоченного органа, региональных управлений образования, организаций ТиПО, принявших участие в МОДО. Соответственно, рекомендации будут использованы государственными и местными исполнительными органами для повышения качества образования, ориентации на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития.

Дорогие педагоги! В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран и становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Своей самоотверженностью, неустанным трудом, постоянным творческим поиском вы закладываете основы завтрашнего дня. Спасибо вам за преданность профессии! Желаю вам здоровья, творческого вдохновения и успехов!

Гульзат КОБЕНОВА,
председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий