Творческая группа педагогов: опыт организации и работы
В основных направлениях госпрограммы развития образования и науки на 2020-2025 г.г. определены задачи по улучшению собственной практики преподавания педагогов через Action Research и Lessоn Study.
Создание имиджа современного педагога, повышение его педагогической компетентности является основным направлением работы школы-лицея №59. В школе организованы творческие группы по реализации проектов Аction Research и Lesson Study, в которые объединяются педагоги с целью улучшения педагогической практики или решения значительных проблем в классе и школе, непрерывного обучения и рефлексии своей практики, совместной работы по планированию, преподаванию, совершенствованию педагогических подходов, созданию в коллективе творческой атмосферы поиска, привлечению в группы все новых и новых учителей. Нормативным обеспечением создания творческих групп (ТГ) является «Положение о создании творческих групп в школе», которое регламентирует общие положения работы, цели и задачи деятельности, организацию деятельности, права, обязанности и ответственность членов, документацию и отчетность ТГ, план работы на текущий год, протоколы заседаний.
Творческая группа педагогов начинает работать над темой исследования с изучения литературы и передового опыта по данной проблеме, анализа педагогического процесса (фактического состояния педагогического процесса в аспекте данной проблемы). В зависимости от темы работы творческой группы осуществляется проектирование процесса, разработка моделей, проведение экспериментальной апробации проектов, анализ эффективности их внедрения, взаимопосещение уроков, разработка методических рекомендаций на основе результатов, полученных в группе. На заключительном этапе работы творческая группа педагогов представляет полученные результаты исследований для обсуждения на методических объединениях, семинарах, научно-практических конференциях и т.д.
Успешная работа педагогов позволила обеспечить демократизацию внутришкольного управления, мотивацию развития профессиональной компетентности педагогов, повысить удовлетворенность обучающихся, родителей и педагогов работой школы.
В результате трехлетней работы появился определенный опыт, в два раза вырос количественный состав творческих групп. Анализ работы творческих групп показывает достаточно высокую результативность ее деятельности: членами группы создано более 50 методических продуктов, разработок уроков и внеклассных мероприятий, авторских программ, статей и выступлений, презентаций. Трансляция опыта членов групп выходит на городские, республиканские, международные уровни. Большинство из наработок уже находят применение в преподавании учебных дисциплин на базовом уровне. На постоянной и планомерной основе происходит взаимодействие с сетевыми сообществами педагогов города и республики, проводится открытый диалог с учеными-исследователями факультета реформ в области образования и инноваций Кембриджского университета, тренерами ЦПМ НИШ.
Алма ЖУМАБЕКОВА,
директор школы-лицея №59 г. Нур-Султан