«Семья, школа и сообщество: думаем и действуем в интересах ребенка». Выступления международных экспертов

В столице состоялась XII международная научно-практическая конференция NIS «Семья, школа и сообщество: думаем и действуем в интересах ребенка». Онлайн-площадка собрала мировых экспертов в сфере образования, которые проанализировали актуальные вопросы обучения и воспитания детей, справедливое оценивание, профессиональное развитие педагогов и формирование лидерства, содержание и цифровизацию образования.

На конференцию зарегистрировались 12 тысяч участников из 20 стран, а также представители ОЭСР, ООН, ЮНИСЕФ. Всего за два дня были проведены четыре пленарных и 38 секционных заседаний, мастер-классов.

Открывая конференцию, президент АОО «Назарбаев Университет», председатель попечительского совета АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Шигео Катсу особо отметил миссию NU и NIS в казахстанском образовании. – Пандемия навсегда изменила мировую систему образования, и сегодня мы все продолжаем работать над уроками пандемии. Но среди самых главных – это видеть и понимать индивидуальность учеников и студентов, культивировать их креативность, – подчеркнул Шигео Катсу.

В ходе пленарного заседания заместитель председателя правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Светлана Испусинова проанализировала трансформацию обучения в режиме реального времени.

– За два года, прошедших со времени нашей последней конференции, стало очевидным, что умение объединяться, обсуждать сложные темы и вместе пытаться найти выход является чрезвычайной необходимостью для системы образования, – подчеркнула Светлана Багитовна.

Главный акцент в своем докладе она сделала на четырех основных компонентах школьного успеха: благоприятный школьный климат, продуктивные стратегии обучения, социальное и эмоциональное развитие, система индивидуальной поддержки.

Директор Департамента по образованию Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер представил прогноз будущего образования в мире и несколько его сценариев, в том числе и внедрение в учебный процесс роботов-репетиторов. Однако эксперт подчеркнул, что неизменной остается приоритетная роль учителя в школе.

– Успех в образовании сегодня не измеряется воспроизведением знаний. Сейчас акцент делается на анализ полученных знаний и их применение для решения новых задач. В современных реалиях учителя должны осознать, что глубокое понимание становится важнее, чем просто знание, которое можно получить через google поиск, и, соответственно, пересмотреть свое видение преподавания. Аналитика и возможности искусственного интеллекта помогут педагогам в понимании и структурировании самого процесса обучения и его индивидуализации, – считает Андреас Шляйхер.

Около тысячи учителей казахстанских школ подключились к онлайн-сессии по исследованию урока Lesson study, где на примере одного кейс-урока провели анализ основных критериев исследования с ракурсов преподавателя и ученика.

Профессор японского университета Чукё Хироюки Куно оценил результаты наблюдения казахстанских учителей и поделился своими рекомендациями как по проведению исследования, так в целом по профессиональному развитию педагогов:

– Я наблюдал за уроком и вижу, что ученики очень любознательные, эмоциональные, и с ними легко проводить урок-исследование. В число критериев исследования я бы добавил категорию коммуникации как между учителем и учениками, так и конкретно между учениками тоже.

В рамках сессии участникам конференции был продемонстрирован фильм «Lesson Study Kazakhstan», подготовленный Центром педагогического мастерства.

– Мы видим, что в нашей республике проект набирает большие обороты, учителя развивают свои исследовательские навыки, повышается количество как региональных исследований, так и международных, – отметила Юлия Мельникова из ЦПМ.

Директор Центра CHENINE Университета Оттавы Энди Харгривз представил свой метод повышения по вовлеченности учеников в урок и рассказал о трех мифах.

– Первый миф – информация, представленная во время урока, не обязательно должна быть актуальной. Второй миф – ученик может потерять вовлеченность или изменить фокус, если будет пользоваться гаджетами. Кроме того, быть постоянно интересным и увлекательным – тоже миф, – перечислил эксперт.

Во время мастер-класса профессор Харгривз также рассказал о книге «5 путей вовлеченности студентов», которую он написал в соавторстве с Деннисом Ширли. Согласно их исследованию, три наиболее важных аспекта, на которых нужно сосредоточиться на уроке, – цель и смысл, творчество и чудо, последовательность и актуальность.

Мягкие навыки, личностный успех и другие некогнитивные навыки отметила важными вопросами в образовании руководитель отдела по разработке прототипов для педагогических измерений Cito Lab Роми Нордхоф.

– Сотни названий, определений есть некогнитивным навыкам: мягкие навыки, личностный успех, индивидуальная модель поведения, навыки 21 века, черты характера и так далее. Их сложно оценить, потому что эти навыки довольно скрытые, проявляются в конкретных ситуациях, – сказала Роми Нордхоф.

По ее словам, в образовательной программе некогнитивным навыкам уделяется все больше внимания, это объясняется тем фактом, что они будут востребованы в будущих профессиях.

Касаясь вопроса Blended Learning (смешанного обучения), время черного мела и белой доски прошло, уверен Джонатан Бишоп, руководитель и исполнительный директор Cornerstone Academy Trust. В прямом эфире из Англии эксперт подключил к международной конференции учеников 6 классов. Джонатан Бишоп провел экспресс-круиз по своей школе и продемонстрировал, как используют цифровые технологии в классах.

– Цифровые технологии – факт нашей жизни. И он не подлежит отмене. Мы должны дать нашим детям максимум доступа к цифровым технологиям, чтобы они сумели реализовать свой потенциал. Экспериментировать, учиться на своих ошибках, становиться целеустремленными и энергичными учениками. Мы тысячелетиями говорили о черной доске и белом меле, это время прошло, сегодня нужно инвестировать в оборудование, – выразил свою точку зрения Джонатан Бишоп.

Вопросы о новой роли школы, персонализированном подходе к каждому и сотрудничестве с родителями проанализировал один из востребованных авторов в Intellectual Podcast, депутат Вильнюсского городского Совета Дарюс Радкявичюс.

– Смешанное обучение выходит за рамки использования индивидуальных компьютеров и высокотехнологичных устройств. Смешанное обучение использует интернет как принцип рычага Архимеда, чтобы предоставить каждому ученику персонализированный опыт обучения.

Спикер поделился концепцией открытой школы как сердца общины, где школа перестает быть местом образовательного процесса, а становится ХАБ-лабораторией, центром для командных проектов. Меняется и роль учителей, они становятся наставниками и советниками, а не только источниками знаний.

Из Соединенных Штатов Америки к конференции подключился Игал Розэн, директор разработки PISA в области креативного мышления, научный сотрудник Гарвардской высшей школы педагогических наук.

– В традиционной методике обучения учитель, как правило, ждет одного правильного ответа от учащихся. Креативное мышление предполагает, чтобы ребенок придумал три-четыре решения проблемы, каждое из которых адекватно соотносится с поставленной задачей, – отметил эксперт.

В свою очередь, культуролог, музыкант, писатель из Швеции Михаил Казиник убежден, что музыка, юмор и парадоксальное мышление должны присутствовать в каждой школе.

– Смех – это перезагрузка для ученика, чтобы не уставать от урока. Чувство юмора – показатель высочайшего интеллекта у Homo sapiens, – уверен Михаил Казиник.

Руководитель компании M.J. Gallagher and Associates, советник Министерства образования австралийского штата Виктория Мэри Жан Галлахер призвала участников конференции сохранить в себе то вдохновение и поделиться им с коллегами, чтобы внедрять в школах успешные тренды мирового образовательного процесса.

– Успешность любой школы держится на трех факторах: мастерство учителя, благополучие и равноправие. Главный акцент в оптимизации школы я делаю на командной работе, когда каждый вовлеченный в процесс владеет чейндж-менеджментом и внедряет его, чувствуя личную ответственность за изменения, – уверена эксперт.

Эстер Войджитски, автор знаменитого бестселлера «The Woj Way. Как воспитать успешного человека», считает, что учителям нужно трансформироваться от «мудрецов у доски» к фасилитаторам, обеспечивающим успешное групповое сотрудничество и разбивающим комплексы. Главными достижениями Эстер Войджитски называют преподавание в Пало-Альто, изменившее жизни многих детей, вдохновляющее сотрудничество с легендарными личностями Силиконовой долины, в первую очередь со Стивом Джобсом, и воспитание трех успешных дочерей.

За время работы конференции на электронную почту и мобильное приложение NIS поступили 14 тысяч сообщений и комментариев. Даже в онлайн-формате конференция вызвала широкий резонанс и обращения неравнодушных педагогов и родителей не только Казахстана, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Асет СЫЗДЫКОВ

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий