В центре внимания – «особенные дети»
В общеобразовательной школе №16 г.Костаная инклюзивным обучением в текущем учебном году охвачено 11 учащихся с особыми образовательными потребностями. По данным наших диагностических исследований, эти дети имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень речевого недоразвития и сенсорных функций. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости, низкая мотивация.


Какие подходы нужно применить к работе с такими «особенными» детьми? Что лежит в основе этих подходов?
Поделимся своим опытом. Прежде чем успешно влиять на таких детей, нужно установить с ними доверительные отношения. Такой подход мы называем гуманно-личностным или индивидуально-центрированным (по психологу К.Роджерсу), где центральным звеном является ученик, нуждающийся в развитии речи, мышления, памяти и других психофизиологических свойств личности.
В реализации гуманистической позиции используем технологии коммуникативного общения, разработанные в сотрудничестве логопедов, психологов и педагогов. Их назначение – изучение особенностей данной категории обучающихся, нормализация осложнений в общении с ними, предотвращение конфликтов, выбор правильного стиля и тона разговора, умение вести продуктивную беседу, консультативное сопровождение родителей в качестве наших союзников.
Особую роль здесь приобретает проявление таких качеств в общении, как понимание детей, их нужд и потребностей, в чуткости, любви и заботе, создание благоприятных условий, способствующих успехам в учебе.
Именно на необходимость проявления таких приоритетных качеств в работе с детьми обращал внимание в своем письменном послании учителям страны министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов. Считаем их наиболее ценными в работе с нашим контингентом учащихся.
В работе с такими детьми стараемся проявлять сердечность и душевное отношение. Доброта является главным мотивом и стимулом в общении с ребенком. Настоящий учитель всегда доброжелателен (М.Монтессори). Уметь понимать и помогать, проявлять заинтересованное, деловое отношение к ученику – наш подход. Чтобы затронуть его чувства, говорим «языком сердца». Действуем и через родителей: включите сердце! Где нет сердца, никакие средства не сработают.
На своих индивидуальных или групповых занятиях прежде всего уделяем внимание настроению ученика, его самочувствию. Настроение как составная часть здоровья влияет на работоспособность. Подавленное состояние духа подрывает уверенность в достижении успехов. В этих случаях применяем различные приемы одобрения.
Также одним из важнейших подходов в нашей работе с инклюзивными детьми, получающим все большее развитие, является здоровьесберегающий подход, нацеленный на профилактику и поддержание здоровья учащихся в процессе учебно-коррекционных занятий. Использование здоровьесберегающего сопровождения коррекционного процесса открывает перед педагогами приоритетные возможности для успешного обучения.
Светлана ИВАНИНА,
учитель-логопед, педагог-исследователь,
ОШ №16, г.Костанай
Айгуль ЕСЕНТЕМИРОВА,
педагог-психолог, педагог-модератор,
ОШ №16, г.Костанай