Трехъязычное образование в Казахстане: состояние и перспективы

19 ноября 2021 года на базе НАО им. Ы.Алтынсарина совместно с ЕНУ им. Л.Н.Гумилева был организован в рамках ПЦФ МОН РК «Научные основы модернизации системы образования и науки» международный научно-практический семинар «Трехъязычное образование в Казахстане: состояние и перспективы». 

В работе семинара приняли участие ученые, педагоги вузов, зарубежные коллеги, руководители и учителя средних учебных заведений, ответственные работники образования, занятые  в сфере повышения педагогической квалификации, докторанты педагогических образовательных программ. Семинар был организован в смешанном формате с подключением региональных участников в режиме онлайн. Среди очных спикеров семинара наряду с учеными ЕНУ им. Гумилева (д.ф.н., профессор А.Е.Бижкенова), Назарбаев университета (профессор Б.Гудман), Республиканского центра «Учебник» (д.п.н, профессор Нурбекова Ж.К.), Казахского Аграрного университета им.С.Сейфуллина (доцент Резуанова Г.К.), университета «Туран Астана» (доцент Шнайдер В.А.), ведущим научным сотрудником НАО им. Ы.Алтынсарина (д.п.н. Булатбаева К.Н.) были представители средних школ – завуч школы-гимназии №5 (Кнутова С.А.), учитель-исследователь (Яремчук Н.П.), учитель биологии СШ №14 (Калыкова Т.Ж.) г.Нур-Султан. В дистанционном режиме выступили ученые ПГУ им. Торайгырова (к.п.н., доцент Капенова Ж.Ж.), СГУ им. Козыбаева (к.ф.н., доцент Дарбаева Ж.К.), а также тренер Центра педагогического мастерства г.Караганда (Шубакова К.И.), завуч школы-гимназии г.Шахтинск Карагандинской области (Самоследова К.В.). Участников поприветствовала директор Института содержания среднего образования НАО им. Алтынсарина А.И. Чокушева. 

Основной целью проведения научно-методического форума стало обсуждение ситуации языкового образования в стране, определение устоявшихся моделей трехъязычного образования, обсуждение имеющихся проблем и принятие рекомендаций для совершенствования процесса лингвистической подготовки на уровне среднего образования в Казахстане. Большой акцент был поставлен на важности роли и места в образовательном процессе обучения казахскому языку. Именно данной теме был посвящен и круглый стол, ставший продолжением работы семинара.

Участники семинара в конце конструктивного обсуждения всех поставленных вопросов единодушно приняли рекомендации, которые содержат конкретные шаги и мероприятия, их решение будет способствовать дальнейшему продвижению качественного языкового образования в стране:

– Для более стабильного и равномерного распределения школ с казахским языком обучения рекомендуется разработка дорожной карты по продвижению казахского языка в условиях смешанных школ;

– Рекомендуется разработка научного и учебно-методического сопровождения образовательного процесса в полилингвальных учреждениях (например, разработка УМК по филологическим дисциплинам для разных типов школ);

– С целью поднятия стимула к изучению языка на конкурентной основе рекомендуется определение схем олимпиадного движения для обучающихся полилингвальных школ;

– С целью совершенствования профессиональных знаний учителей лингвистов и восполнения дефицита педагогических кадров для полилингвальных школ и дошкольных образовательных организаций рекомендуется разработка программ повышения квалификации для педагогических работников (подготовка учителей-предметников, владеющих родным/иностранным языком; организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в системе дополнительного образования);

– Обратить внимание МОН РК на необходимость внесения в классификатор специальностей направления: «Учитель языка и литературы для полилингвальных школ» и определения заказа на подготовку бакалавров для полилингвальных школ;

– С целью поднятия уровня информативности онлайн ресурсов и информационно-методической поддержки обучающихся и учителей полилингвальных школ стоит рассмотреть перспективу создания образовательного портала «Трехъязычное образование в полиэтническом пространстве Казахстана»;

– Рекомендовать МОН РК через УМО РУМС проводить менеджмент в планировании языковых дисциплин с целью централизованного распределения учебной нагрузки по уровням и языкам в соответствии с общеобразовательными стандартами среднего образования и с учетом основного языка обучения.

Всем участникам научно-методического семинара были вручены сборники материалов и сертификаты.

А.Е. Бижкенова,
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранной филологии ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий