Сауле САГИНТАЕВА: «Важно не просто удержать высокую планку АУЭС, а развивать его дальше, больше, лучше!»

Сегодня мой собеседник – известная личность в сфере высшего образования и науки Казахстана, ученый-математик, профессор, ректор АУЭС имени Гумарбека Даукеева Сауле САГИНТАЕВА. На ее хрупких и одновременно стойких, уверенных плечах вот уже пять лет огромный технический вуз, за спиной большой, сильный коллектив, мотивированное студенчество. Мы знаем: у АУЭС достойная история. Как самостоятельный вуз он ведет летопись с 1975 года, именно тогда был выделен из состава Казахского политехнического института. В форме НАО действует с 1997 года, а статус университета получен в 2010 году. Побывав на днях в вузе, общаясь с первым руководителем, преподавателями, студентами, посетив лаборатории, современные аудитории, убедилась: АУЭС свято чтит традиции мощного технического вуза Казахстана и не менее стремительно шагает в ногу со временем. Так, по специальностям в сфере энергетики данный вуз готовит сегодня до 45% (!) кадров для рынка страны. Как и чем живет сегодня ведущий технический вуз Казахстана – вашему вниманию интервью с Сауле Саветовной.

– Сауле Саветовна, в прошлом году АУЭС отметил свое 45-летие. На что в деятельности вуза делаете главный акцент?

–  Конечно, после обретения нашим государством Независимости у созданного 45 лет назад вуза были свои сложные периоды, переломные моменты, но к сегодняшнему дню АУЭС уверенно вышел на путь устойчивого развития. Наш контингент – более 7,5 тыс. студентов, при этом 86% из них – молодежь, обучающаяся по грантам. Количество грантов увеличивается, одновременно мы нацелены на качество обучения, поэтому в этом году подняли проходной балл и также поступим в следующем году. Важно, чтобы к нам приходили способные ребята, настроенные на серьезное обучение в техническом вузе. Требования к студентам достаточно высокие. Поступают они осознанно, во-первых, для них важна сама репутация вуза, его устойчивый на протяжении многих лет имидж, во-вторых, очень много детей из династий семей-энергетиков также выбирает АУЭС. Безусловно, наша гордость – сильные преподаватели, которые обеспечивают качественные знания студентам. Не будь трудоспособного коллектива, команды, об успехе вуза говорить приходилось бы вряд ли. Наш главный акцент – сильная профессура и успешные выпускники! Среди сотрудников много выпускников вуза. Так, сразу два проректора – по академической деятельности, по научной и инновационной деятельности – окончили этот университет, как и некоторые директора институтов, заведующие кафедрами. За 45 лет – более 40 тыс. выпускников вуза, и каждый наш выпускник – это своя отдельная история успеха. В стране нет ни одной ТОП-компании или ведущей организации в сфере энергетики, телекоммуникаций и ИТ, где бы не работали выпускники АУЭС.

На днях прошла «Ярмарка вакансий» на достаточно высоком уровне, и наших выпускников буквально «расхватали» представители самых известных компаний. Задолго до работы в АУЭС, когда даже и не предполагала, что буду работать и руководить им, часто слышала отзывы от разных руководителей из разных отраслей экономики: «Мы берем на работу отличных молодых специалистов из АУЭС!» – именно так я впервые узнала об АУЭС… Да, конкуренция растет, усиливаются региональные вузы, и мы готовы к сотрудничеству со всеми. Главное не просто удержать высокую планку университета, а развивать его дальше, больше, лучше. На сегодняшний день нам это удается.

– Сегодня многие вузы поднимают заработную плату сотрудников – какие изменения в АУЭС?

– В прошлом году мы подняли заработную плату преподавателям в среднем на 44%, если смотреть по категориям, доцентам на 30%, старшим преподавателям – на 65%, профессорам – на 75%. Сегодня наш профессор получает в среднем 439 тыс. тенге, доцент – 320 тыс., старший преподаватель – 230 тыс. По всем категориям в среднем это на 25% выше, чем в госвузах. Мотивация для сотрудников, считаю, хорошая, помимо этого они занимаются наукой, а это еще дополнительные источники дохода. К тому же в вузе давно и успешно действует система ранжирования преподавателей – учитываются все результаты их деятельности: научные публикации и патенты, учебники и учебные пособия, методические разработки, достижения собственные и студентов, и с учетом всех этих показателей идет разделение на различные категории. Так, преподаватель категории А имеет существенную надбавку к основной зарплате.

Говоря о научно-исследовательской деятельности наших ученых, достаточно привести один факт: все 3 проекта по цифровизации электрических сетей, входящие в государственную программу «Цифровой Казахстан», выполнены учеными АУЭС по заказу компании АО «KEGOC». Это разработка Централизованной системы противоаварийной автоматики», Системы автоматического регулирования частоты и перетоков мощности, Интеллектуальные системы мониторинга и управления на основе синхрофазорных технологий WAMS/WACS Wams/Wacs. Все три проекта позволяют значительно повысить управляемость электросетевого комплекса и повысить надежность энергоснабжения потребителей. В настоящее время выполняется 4 проекта по линии КН МОН РК, завершены 2 проекта в рамках консорциума производственного сектора электроэнергетических предприятий по линии МЦРИАП РК, выполняются 2 проекта в рамках обеспечения кибербезопасности критически важных объектов информатизации также по заказу МЦРИАП РК, около 20 проектов по заказам предприятий. Большинство проектов связаны с цифровизацией отраслей промышленности, информационной безопасностью и направлены на технологическую модернизацию предприятий, а некоторые из них на внедрение Smart-технологий и применение искусственного интеллекта.

– Я прошла по коридорам вашего вуза, всюду студенты за ноутбуками, увлеченно ведут дискуссии, и это разговоры вокруг учебы – приятно за ними наблюдать. Очень уютный, большой спортзал, тренажеры, даже ринг для бокса, уютные общежития – социальной инфраструктуре, видно, немалое внимание уделяете?

– Конечно, создание благоприятных условий для учебы и досуга наших студентов – в приоритете вуза. Так, в прошлом году 800 наиболее одаренных первокурсников мы обеспечили новыми ноутбуками с процессором последнего поколения, в этом – 1500. Считаем важным обеспечить студентов самым первым необходимым инструментом для качественной учебы. Ведь не все ребята, особенно из многодетных семей, отдаленных поселков, имеют возможность купить себе, поступив в университет, ноутбук. Ведем очень тщательные ремонты в общежитиях с полным обновлением мебели, мягкого инвентаря, бытовой техники. Для досуга студентов были построены беседки с солнечными панелями для зарядки гаджетов, скамейки, инсталляции, на территории общежитий открыта workout-площадка со спортивными сооружениями. В целом материально-техническая база университета включает три учебно-лабораторных корпуса, четыре общежития, спортивный комплекс, актовый зал. В структуре университета действуют четыре института: Институт электроэнергетики и электротехники, Институт теплоэнергетики и теплотехники, Институт систем управления и информационных технологий, Институт космической техники и телекоммуникаций, 17 кафедр, колледж энергетики и связи, 10 научно-исследовательских лабораторий, в том числе 3 аккредитованные и 1 Международная исследовательская лаборатория «Технологии кибербезопасности», Институт повышения квалификации, Региональная Академия CISCO по региону Центральной Азии и странам Балтии, Академия Oracle, Академия Huawei, Региональная Академия Microsoft, Инновационный центр «AUPET Innovation», бизнес-инкубатор, школа робототехники и 3D-принтинга, молодежный центр «Энтел».

– Сауле Саветовна, отслеживая новости вуза, да и сама наша газета часто публикует материалы АУЭС, видно: лично вы и университет буквально «бурлите» событиями, много участвуете и представляете вуз на различных площадках, как внутри страны, так и за рубежом…

– А иначе никак, ведь, чтобы двигаться в ногу со временем, а где-то даже работать на опережение, чтобы отслеживать тренды развития науки, образования, экономики, понимать потребности и запросы рынка труда, необходимо работать с партнерами и заявлять о своих возможностях. И у АУЭС есть богатый опыт, которым надо делиться, компетенции и знания, которые нужно распространять, научные и методические разработки, которые надо продвигать. АУЭС является Центром компетенций USAID по ВИЭ по региону Центральной Азии, Центром компетенций Snider Electric по промышленной автоматизации. Министерством энергетики Республики Казахстан рассматривается вопрос об определении АУЭС в качестве Центра отраслевых технологических компетенций по направлению «Smart Grid». АУЭС возглавляет Учебно-методическое объединение – группу управления проектами Республиканского учебно-методического совета (УМО-ГУП РУМС) по направлениям подготовки «Инженерия и инженерное дело» и «Телекоммуникации» по четырем специальностям: «Электроэнергетика» (ЭЭ), «Теплоэнергетика» (ТЭ), «Радиотехника, электроника, телекоммуникации» (РЭТ), «Космическая техника и технологии» (КТТ). Наш вуз – член Университетов Шанхайской организации содружества (УШОС) и является базовым университетом по направлениям энергетики и IT-технологий. АУЭС – член Ассоциации азиатских вузов, соучредитель Союза инженеров-энергетиков Республики Казахстан, член Казахстанской ассоциации информационной безопасности (КАИБ). Университет входит в Международный консорциум «Евразийская технологическая платформа «Космические и геоинформационные технологии – продукты глобальной конкурентоспособности».

АУЭС в апреле этого года вошел в Альянс вузов «University Aliance of Science and Technology» (UAST), в составе которого еще четыре ведущих вуза страны – Astana IT University, МУИТ, КБТУ, UIB, поскольку понимаем, что консолидация человеческих, интеллектуальных, технических ресурсов всех участников Альянса будет способствовать повышению научно-образовательного потенциала и усилению конкурентоспособности каждого из них.

– Большим, приятным открытием лично для меня стало посещение лабораторий АУЭС. Это просто какое-то не совсем понятное для стороннего человека-гуманитария царство автоматики, науки, программных продуктов… Много самого современного оборудования – откуда средства на это?

– У нас 85 учебных и научных лабораторий. Основной принцип оснащения лабораторий оборудованием и программными продуктами заключается в актуальности их использования на предприятиях Казахстана и в мире, что реализуется через тесное сотрудничество с производственными предприятиями, отраслевыми ведомствами и организациями, ведущими производителями – Siemens, ABB, Schneider Electric, Экра, Эшелон и т.д. Обновление оборудования реализуется через такие механизмы, как создание лабораторий с привлечением вендоров. С помощью вендоров в АУЭС созданы лаборатории компаний «Модульные системы Торнадо», Schneider Electric, IEK, Siemens, Degem. Действуют учебные классы «Лаборатории Касперского», Doctor Web, Huawei, единственные в Казахстане лаборатории «Сети гибкой коммутации», IoT, имеются уникальные лабораторные стенды и оборудование компании «Camozzi» (Италия), израильской компании «DEGEM SYSTEM», «Huawei Technologies», японской компании «Fujikura», оборудование TriplePlay и другие.

– А какие можно перечислить самые последние открытые новые лаборатории?

– За прошлый учебный год открыто 6 новых лабораторий. Это «Центр компетенций по промышленной автоматизации Schneider Electric», «Центр Siemens по обучению и повышению квалификации» специалистов по автоматизации и управлению, «Учебно-исследовательский центр Honeywell по проектированию и внедрению систем управления», «Центр National Instruments по измерениям и автоматизации научных исследований», Академия Huawei. Совместно с МВТУ им. Баумана открыт Научно-исследовательский центр SpaCE – Space, Communication and Engineering, в котором сосредоточены научно-исследовательские работы в области космической техники и технологий, телекоммуникаций, робототехники, электроники и программирования. В этом учебном году открыта Лаборатория Apple, оснащенная последними моделями IMac, IPad, IPhone.

Хочу отметить, что лаборатории по направлению подготовки «Электроэнергетика» оснащены современным электротехническим оборудованием и лабораторными стендами ведущих мировых компаний Siemens (Германия), ABB (Швейцария), SchneiderElectric (Франция), SATEC (Израиль), Legrand (Франция), Парма (РФ), ТОО «Овен» (РФ), Агентство «USAID», AlageumElectric (Казахстан).

В АУЭС действует единственная в Казахстане Лаборатория высоких напряжений с уникальным оборудованием германской компании ТУР: генератор импульсных напряжений до 1 млн ВТ, испытательный трансформатор ИОН с напряжением 350 Квт для изучения короны на поверхности проводников воздушных линий, установка по генерированию пост тока напряжением 300 квт.

Модернизацию лабораторной базы АУЭС позволило провести участие университета в международных программах. Например, по проекту MAPREE АУЭС получил оборудование на сумму около 15600 евро, которое используется в настоящее время для оказания услуг по энергоаудиту промышленных предприятий, административных и жилых зданий.

В рамках проектов «Эразмус+» нашими партнерами поставлено оборудование лаборатории «Роболаб» на сумму 40 тыс. евро, открыт Инновационный центр, оснащенный за счет средств проекта оборудованием на сумму около 17000 евро, кабинет дистанционного обучения на сумму 5000 евро.

По проекту USAID «Future Energy» приобретено оборудование для учебных и научно-исследовательских целей в области возобновляемой энергетики на сумму 50 тыс. долларов США. В этом году USAID безвозмездно поставило в университете солнечную электростанцию 10кВА, ветроэнергетическую станцию (5кВА), стенд по моделированию станции ВИЭ и стенд по силовой электронике на общую сумму 125 тыс. долларов США.

– Сауле Саветовна, какие в вузе внедрены новые образовательные программы (ОП) и привлекаете ли вы к их разработке практиков-специалистов крупных предприятий?

– Руководствуясь рекомендациями новых ГОСО по предоставлению значительных полномочий вузу при определении базовых и профильных дисциплин, университет ориентируется на многолетний опыт подготовки специалистов для ОП бакалавриата, магистратуры, докторантуры и ежегодно привлекает ведущих специалистов крупных предприятий для разработки и согласования образовательных программ – АО KEGOC, АО «Алатау Жарык Компаниясы», АО «АлЭС», АО «Казтелепорт», Казахстанская ассоциация информационной безопасности, ТОО СКТБ «Гранит», АО «Сбербанк», ТОО «Azimut Solutions», ТОО «Элтекс Алатау», Дирекция «Академия инфокоммуникационных технологий» АО «Казахтелеком», ТОО «Мобайл Телеком Сервис», ТОО «Мобайл Телеком Сервис», бренд Altel/Tele 2, IEC Telecom Kazakhstan, АО «НЦКИТ», ТОО SIEMENS, Приборостроительный завод «САЙМАН» и других. За последние 2 года были разработаны новые и инновационные образовательные программы на основе профессиональных стандартов «Гидроэнергетика», «Системная инженерия», «Программная инженерия», «Электронная инженерия», «Современные и инновационные технологии возобновляемой энергетики», «Энергоаудит и энергоменеджмент», «Модернизация и реновация систем электрогенерации», «Робототехнические системы», «Промышленная безопасность». Растет спрос на ОП, связанные с целями устойчивого развития по рациональному использованию ресурсов, изменению климата, регулированию выбросов. Сейчас в разработке ОП, связанные с декарбонизацией экономики, в частности, водородная, атомная энергетика.

– Только что мы видели студентов, увлеченно занимающихся с преподавателем в лаборатории Huawei – это одна из дополнительных образовательных программ?

– Да, университет предоставляет обучающимся новые возможности для получения дополнительных знаний, разрабатывая программы Minor. В настоящее время разработано около 20 Minor, наибольшим спросом пользуются программы по современным IT-технологиям, в частности, «Cisco», «Huawei». Результативность обучения по программе «Huawei» достаточно высокая, сертификационный экзамен с первой попытки успешно сдали 50% слушателей. Полученные знания и навыки по работе с сетевым оборудованием, системами хранения данных, несомненно, повышают их конкурентоспособность, а сертификат международного образца будет способствовать их успешному трудоустройству в любой стране мира.

– Какими достижениями студентов гордитесь особенно?

– Студенты АУЭС традиционно показывают высокие результаты на олимпиадах и конкурсах. Так, по результатам 2020-2021 учебного года в республиканском конкурсе НИРС студенты АУЭС завоевали 5 первых мест, 9 вторых и 12 третьих мест; в республиканских предметных олимпиадах 2 первых, 7 вторых, 5 третьих мест, в республиканской предметной олимпиаде среди будущих энергетиков, проводимой АО «Самрук-Энерго», 3 первых мест, 3 вторых и 1 третье место.

В конкурсе научных проектов, финансируемом «Шеврон» и «Мунайгаз National Conservation Initiative» в рамках программы «Sustainability Living Lab: Outreach», организованном Назарбаев Университетом и прошедшем в мае этого года, победителями конкурса стали студенты АУЭС с проектами «Энергосберегающий стабилизатор электроэнергии Kazenergy», «Smart space», «Smart ящики», «Диагностика узлов ветрогенератора».

В октябре на республиканском Хакатоне «Город Нур-Султан – центр цифровой трансформации Казахстана», посвященном 30-летию Независимости Республики Казахстан и 25-летию ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, проекты студентов АУЭС «Автоматизированный робот-мусоросборщик (АРМ)» и «Использование BI-систем в образовательном процессе» вывали интерес со стороны «Казахтелеком» и Astana Innovation с возможным их финансированием.

В соревновании среди студентов вузов Казахстана Capture The Flag в конкурсе Rubik CTF участникам предстояло в течение 36 часов без перерыва в офлайн-формате «взламывать» цели в сетевой инфраструктуре виртуальной организации. Магистрант группы МСИБн-19-1 Нурекен Ельдоса Ельдос, в одиночку набрав 937 баллов, занял второе место.

Студенты АУЭС впервые приняли участие и сразу заняли третье место на международном конкурсе проектов «Летняя школа Huawei-2021». При этом студенты АУЭС достигли самого высокого показателя на конкурсе, так как в процентном соотношении сдавших экзамен наш вуз превзошел обладателей первых двух мест из России.

– Насколько я знаю, студентами АУЭС разработано множество стартап и научных проектов, какие из них вы могли бы выделить особенно?

– Можно отметить «Умный дом», «Технология М2М – Умный светофор», «Автоматическая система управления очистки сточных вод», «Пульт управления локомотивом», «Разработка программного обеспечения распознавания отпечатка пальца», «Оптико-электронная интеллектуальная система распознавания компонентов семенной смеси люцерны», «Использование БПЛА в сельском хозяйстве», робот для обнаружения возгораний и тушения пожара. Социальный проект «Myvoice-Умная перчатка» выполнен по конкретному заказу 36-летнего жителя Алматы с нарушением слуха. С помощью этой перчатки жестовая речь преобразуется в речевую. Отмечу и проект физического макета роботизированной трости для слабовидящих, которая, имея угол обзора до 180 градусов и встроенную навигацию до конечной точки маршрута, обладает высокой степенью обнаружения препятствий. Работы по разработке информационной обучающей системы для детей с расстройством аутистического спектра, по оценке текущей эпидемиологической ситуации по сахарному диабету на основе обработки больших данных в масштабах страны, разработки автоматизированных систем снеготаяния для социально значимых объектов, автоматизированного мониторинга обнаружения опасных веществ. Все это достояние нашего вуза, огромная заслуга преподавателей и студентов АУЭС!

– И в завершение нашего интервью, Сауле Саветовна: где столько сил и потенциала, откуда источник вдохновения, я опять же о «хрупких плечах» ректора такого, как мы еще раз убедились, мощнейшего технического вуза?

–  Вузовская среда – это моя родная, что называется, стихия с детства. Мои родители всю жизнь проработали в легендарном Карагандинском Ордена Трудового Красного Знамени политехническом институте. Мой папа заведовал кафедрой высшей математики, мама – доцент математики. Каждый день слышала про их заседания кафедры, про работу приемных комиссий, про студентов, про научные открытия ученых… Неудивительно, что я пошла по следам родителей и окончила механико-математический факультет МГУ им. М.Ломоносова. Трудовую деятельность начала в Академии наук стажером-исследователем, младшим научным сотрудником, далее старшим научным сотрудником. В вузовской системе также прошла все ступени от старшего преподавателя до заведующего кафедрой, проректора вуза по учебной работе, по науке, по международному сотрудничеству. Словом, все это то, чем я живу и дышу.

– Благодарю вас за очень содержательную, интересную беседу! Желаю вам и университету процветания и всегда поступательного уверенного движения вперед, к новым достижениям!

Университет в 2021 году входит в топ-5 лучших технических вузов страны согласно рейтингу Независимого агентства по обеспечению качества в образовании (5 место). АУЭС в 2021 году также входит в топ-10 Генерального рейтинга вузов Казахстана (9 место) Независимого агентства аккредитации и рейтинга и входит в их международный рейтинг (14 место, IAAR EUR), в котором участвуют страны постсоветского пространства.

Согласно Международного рейтинга U-Multirank по параметру «Contact to work environment» по специальностям «Electrical Engineering» и «Computer Sciences» АУЭС входит в топ-25 по миру. В 2021 году в международном рейтинге устойчивого и экологичного развития UI Greenmetric Университет занимает 7 место.

АУЭС установлено партнерство со 138 ведущими техническими вузами стран ближнего и дальнего зарубежья и 27 Казахстана. Студенты, магистранты и докторанты проходят обучение и стажировки в ведущих вузах-партнерах: в Великобритании (Бирмингемский университет, Саутгемптонский университет), Германии (Институт авиации и космонавтики Берлинского технического университета), Японии (Колледж Сендай), Турции (Университет Кадир Хаза), Болгарии (Русенский университет имени Ангела Кынчева, Технический университет Варны), Латвийской Республике (Рижский технический университет), Польше (Познанский, Белостокский и Лодзинский технологические университеты), России (Московский энергетический институт (НИУ МЭИ), Санкт-Петербургский университет информационных технологий механики и оптики (ИТМО), Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. Бонч-Бруевича, Томский политехнический университет) и другие.

 

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Нур-Султан – Алматы – Нур-Султан

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий