Адаптировать ученика в современном, быстро меняющемся мире

Динамичность развития современного мира требует особого подхода к системе образования. Окружающий мир стал визуально-цифровым, а это подвигает к расширению и переосмыслению понятия «функциональная грамотность». 

Гульнар ТОКТАРОВА
Дарига КУРМАНГОЖИНА

Функциональная грамотность – это способность применять на практике знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ученик должен уметь работать с информацией: находить её, отделять главную от дополнительной, проверять факты, анализировать, обобщать и, что очень важно, интерпретировать и накапливать собственный опыт.

Понимая значимость развития функциональной грамотности, мы, учителя русского языка и литературы, на каждом уроке проводим различные формы и виды работы.  Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям.

Развитие функциональной грамотности у детей важно для будущего учащихся, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. Так, многие задания на читательскую грамотность основываются на реальных жизненных ситуациях. Ученики, работая с предложенной афишей выставки, будут искать нужную информацию. Здесь им пригодится навык чтения несплошного текста, умение выискивать информацию, поданную различными способами: разными шрифтами, через расположение материала и оформление. Как и в жизни, они  должны определиться, насколько удобно им будет отправиться к месту выставки или концерта, в какое время, на каком автобусе, сложно ли добраться до места. На уроке  предлагается туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию.

Обновленная программа обучения предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе учащиеся учатся находить и извлекать информацию из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм. В 6 классе формируется умение применять знания об естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях, для решения поставленных перед учеником практических задач. В 7 классе учащиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Восьмиклассники учатся оценивать и интерпретировать различные

Гульнар ТОКТАРОВА,
учитель-мастер
школы-лицея №59 г. Нур-Султан

Дарига КУРМАНГОЖИНА,
учитель-исследователь школы-лицея №59 г. Нур-Султан

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий