В России появятся “золотые стандарты” инклюзивного образования
Кстати, третье декабря во всем мире будет отмечаться как Международный день инвалидов.
– Всего в мире насчитывается 93 миллиона детей с ОВЗ, большинство из которых не имеют диагноза и не получают услуг, – рассказала руководитель направления РАС научного центра когнитивных исследований Университета “Сириус” Елена Григоренко. – В США – 7,3 миллиона детей с ОВЗ, из которых 14 процентов получают образование.
– В медицинских вузах появились студенты с ОВЗ, – объяснила замминистра здравоохранения РФ Татьяна Семенова. – Большинство из них с невидимыми нарушениями. Тем не менее есть недопуски. Конечно, без зрения и слуха студенты не смогут стать врачами, ведь это их инструмент в работе. Инклюзивное образование очень важно, и однозначно нужно учиться в одинаковых условиях, но ребята с ОВЗ требуют особых условий, и среда должна их создавать. Приятно, когда пандусы и широкая дверь в туалете становятся нормой, но еще десять лет назад в нашей стране такого не было.
Как рассказал член правления Ассоциации “Аутизм-Регионы” Евгений Бондарь, основные проблемы инклюзивного образования в России – это недостаток финансирования, слабая нормативная база и недостаточность компетенций. А вся система находится в зачаточном состоянии.
– Мы выступаем за создание системы, объединив 66 организаций из 28 регионов России, – сказал он, – и сталкиваемся с колоссальным родительским запросом для обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в инклюзивной среде. РАС – чрезвычайно сложная категория детей, и их количество составляет около одного процента, что очень много. Все они разные, и для каждого требуются индивидуальные условия и серьезные компетенции педагогов.
Проект “Аутизм – Регионы” “Ресурсный класс”, созданный по инициативе родителей, более семи лет реализуется по всей стране. Уже открыты около сотни таких классов, в которых в первую очередь за счет президентских грантов учатся более тысячи детей. Сначала это была попытка перенесения американского опыта, но постепенно проект превратился в самостоятельную модель, одобренную минобром. Ресурсный класс работает и в Краснодарском крае, а скоро откроется в Сочи.
Тем временем, как отметила руководитель Фонда “Талант и успех” Елена Шмелева, федеральная территория Сириус станет местом, где будут выработаны “золотые стандарты” инклюзивного образования.
Потенциальные кадры и возможности есть, но главное – это дети, которым нужно помогать. Правда, сначала, как в советском мультфильме, надо пересчитать всех детей с ОВЗ.
– В дошкольном образовании около 100 тысяч детей с непоставленными диагнозами, – заключила эксперт Фонда “Обнаженные сердца” Татьяна Морозова. – Таким образом, нам нужны десятки тысяч специалистов для десятков тысяч детей.