Общение педагога с воспитанником – и наука, и искусство
Педагогический такт преподавателя – основа формирования нравственной культуры будущего специалиста. Его личность, профессиональная квалификация и культура общения оказывают большое воспитательное воздействие на учащихся, на их психику, сознание, профессиональное становление. Поэтому каждый педагог должен понимать, что он в ответе за морально – психологический климат в группе, в учебном заведении в целом.
Благоприятный морально-психологический климат создается правильно организованным педагогическим общением, основу которого составляет педагогический такт. Педагогический такт – результат духовной зрелости преподавателя, большой работы над самим собой по выработке умений общаться с учениками. Существует такое утверждение: «Общение педагога с воспитанником – и наука, и искусство». Наука, потому что важно для построения правильного общения знание его научных основ. Искусство, так как процесс живого общения выстроить в алгоритмический язык невозможно. Общение индивидуально – творческая сфера личности, а знания – база искусства общения. Педагогическое общение – это продуктивное общение, результат – духовное обогащение педагога и воспитанника.
Обоюдная вера в успех. «Человек лишь там чего-либо добивается, где он верит в свои силы». Педагогический такт педагогу необходим на всех этапах урока. Особое внимание педагогу необходимо обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся. Здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика. Жесткие реплики не допустимы. Учащиеся любят отвечать тому, кто умеет слушать.
Правильные взаимоотношения между участниками педагогического процесса. Лев Толстой говорил: «Человек – это дробь: в числителе то, что он есть, а в знаменателе – то, что он о себе представляет. Число будет больше, если знаменатель меньше».
В отношениях преподавателя с участниками педагогического процесса возникают различные ситуации. При этом важно сохранить контакт, не принизив достоинство оппонента. Поэтому по отношению к участникам педагогического процесса важно умение не переступить границу, за которой исчезает уважение к человеку.
Доброжелательное отношение к учащимся. К.Д.Ушинский говорил: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность». Из нашего арсенала невозможно исключить замечания, наставления. Главное, чтобы слово не расходилось с требованием такта.
Облик преподавателя и его внешний вид. Безупречный имидж помогает быть успешным. Что именно привлекает в имидже учителя современных учащихся: визуальность, стрессоустойчивость. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: внутренний образ – культура учителя, обаяние, эмоциональность, самообладание в условиях публичности. Внешний образ – передача своего эмоционального отношения к действительности, умелая режиссура всего урока. Способность педагога соблюдать педагогический такт в общении с учащимися, родителями и коллегами – это сердцевина профессионального мастерства.
Айжан ЖАНАБАЕВА,
преподаватель педагогики Мангистауского гуманитарного колледжа имени Мурын жырау Сенгирбекулы,
Мангистауская область, г. Актау