Лица проекта «30 лет независимости: 30 имен, 30 событий истории образования»

В начале этого года газета «Білімді ел – Образованная страна» объявила о старте проекта «30 лет Независимости: 30 имен, 30 событий истории образования». В течение года в редакцию поступали очерки о ярких личностях, которые навсегда изменили образовательный облик страны, и масштабных реализованных проектах в сфере образования и науки. К 30-летию Независимости Казахстана мы подводим итоги нашей полюбившейся читателям рубрики. Автором идеи проекта является директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области», доктор педагогических наук Саулеш Муканова.

С радостью подхватив идею Саулеш Димкешевны, мы в течение года публиковали очерки, героями которых стали выдающиеся личности, педагоги, методисты, ученые, руководители организаций образования, участвовавшие в разработке важных проектов и законодательства, внедрившие новые идеи, методики и технологии в систему образования Казахстана. Все материалы доступны для чтения в рубрике «30 лет Независимости: 30 имен, 30 событий истории образования» на сайте газеты bilimdinews.kz.

Рубрику открыл очерк, посвященный доктору педагогических наук, профессору Макпал Жумабаевне Жадриной. Ученый-педагог теоретически обосновала реализацию обновления содержания школьного образования, переход к модели 12-летней школы, а также сформулировала три составляющие стандартизации образования: концептуальная, нормативная, методическая. С 2010 года и до конца своей жизни Макпал Жумабаевна работала в структурах АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и претворила в жизнь многие образовательные технологии и проекты.

Следующая публикация повествовала о жизни народного учителя СССР Кумаша Нургалиева. В советское время в далеком селе Буран ВКО Кумаш Нургалиевич создал авторскую модель сельской школы, которая превратилась в одну из лучших школ Казахстана и получила бронзовую медаль на ВДНХ СССР. В своей школе Кумаш Нургалиевич создал и привнес новаторские педагогические идеи, которые использовались в школах страны и зарубежья.

Примером для педагогов является образ Рафики Бекеновны Нуртазиной – основоположника отечественной педагогики, реформатора-педагога, Героя Социалистического Труда. С 1951 по 1971 годы она работала учителем русского языка и литературы, заведующей и директором казахской средней школы №12 г. Алматы. За время ее руководства учебное заведение в 1984 году было признано лучшей школой страны, награждена Грамотой Верховного Совета Казахской ССР и в 1985 году вошла в тройку лучших школ Советского Союза. И все благодаря профессионализму, мастерству директора и педагога Рафики Бекеновны!

Вспоминали мы в публикациях и об академике, профессоре, докторе экономических наук Кенжегали Сагадиеве. Академик возглавлял пять крупных высших учебных заведений Казахстана, сформировал свою научную школу, воспитал целую плеяду ярких деятелей образования и науки. Внес существенный вклад в развитие методологии планирования госбюджета, эффективности использования Национального фонда РК, финансирования социальной сферы Казахстана.

Не могли не упомянуть в становлении отечественного образования имя Сары Алпысовны Назарбаевой. Именно с ее подачи в школах республики была разработана и внедрена программа «Самопознание», призванная учитывать особенности внутреннего мира каждого ребенка, поддерживать его в процессе личностного становления. Главные темы добра, любви, счастья, семейного воспитания стали центральными в этой уникальной и нужной школьникам программе.

Серия публикаций была посвящена главным «строителям» системы образования независимого Казахстана. Один из них – Ережеп Мамбетказиев, первый министр образования суверенного Казахстана, руководитель вуза со стажем ректорства более 37 лет, инициатор создания и первый ректор Восточно-Казахстанского государственного университета, автор проекта и президент Казахстанско-Американского свободного университета. Сегодня он по-прежнему активен и неравнодушен к происходящим процессам в отечественном образовании, выступает с конструктивными предложениями по его качественному улучшению и эффективности внедрения инноваций.

Большую работу на посту министра образования и науки провела Шамша Беркимбаева. Педагогическую деятельность она начала в 1966 году учителем русского языка и литературы в школе Алматинской области. В 1987-1989 гг. была директором средней школы №12 г. Алматы, в 1989-1997 гг. – заместителем министра образования и науки РК, в 1997-1999 гг. – первым секретарем посольства Казахстана в Кыргызской Республике, руководителем Алматинского областного учебного управления.

Шамша Беркимбаева начала деятельность министра образования и науки с реализации программы «Ауыл мектебі». В рамках программы в селах были построены и отремонтированы сотни школ. Шамша Копбаевна подняла не только социально-бытовые условия сельской школы, но и качество обучения, инициировала обучение сельских учителей.

С 2003 по 2011 годы работала ректором Казахского государственного женского педагогического института. За годы ее руководства учебное заведение получило статус университета. Шамша Копбаевна принимала участие в обновлении административно-хозяйственной работы, учебно-воспитательной работы.

Высокие деловые, профессиональные и организационные качества на поприще первого заместителя министра образования РК в середине 90-х годов проявил Геннадий Николаевич Гамарник – доктор экономических наук, профессор, член трех академий наук, обладатель орденов «Парасат» и «Құрмет». Под его руководством была скомплектована сеть университетов страны, сохранена вся база средних профессиональных технических учебных заведений, сформирован новый классификатор специальностей для формирующейся рыночной экономики, стала оформляться сеть самостоятельных негосударственных высших учебных заведений.

В этом году свой 70-летний юбилей празднует Аскарбек Кабыкенович Кусаинов, докторинженер Германии, доктор педагогических наук, профессор, академик, основоположник таких наук в Казахстане, как сравнительная педагогика (СП) и учебниковедение. А.Кусаинов принимал непосредственное участие в разработке Государственной программы «Образование», утвержденной Президентом РК в 2000 г., и Закона РК «Об образовании» (в новой редакции), утвержденного в 2006 г. Будучи президентом КАО им. Ы.Алтынсарина, профессор совместно с коллегами М.Жадриной, С.Мукановой приложил немало усилий для разработки государственных стандартов образования.

Реформы шли не только в столице, но и в регионах. Одним из талантливых руководителей в системе образования являлся Генрих Генрихович Шек. Он возглавлял Департамент образования акимата Костанайской области в 1998- 2000 и 2004-2009 годы. Именно в эти годы основные показатели развития образования в области были лучшими по республике. Генрих Генрихович был реформатором, одним из инициаторов акции «Дорога в школу», которая переросла и стала республиканской. Он первым в стране предложил создать образовательные мини-центры. Под его началом впервые в Казахстане был создан учебно-научно-методический комплекс «Зерде» – «школа-колледж-вуз», в который вошли костанайские педагогические колледжи, институт, школа и детский сад. Таким образом, было положено начало непрерывной подготовки будущих учителей, которая начиналась в школе и продолжалась в колледжах и в вузе.

Заметный след в истории образования оставила доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования Клара Жантореевна Кожахметова. Ее имя тесно связано с разработкой концепции этнокультурного образования в Казахстане (1996), методологии этнопедагогической науки на постсоветском пространстве. Почти до последних дней своей жизни она вела занятия, «горела» работой, руководила дипломниками и магистрантами в КазНУ им. аль-Фараби.

В течение года мы публиковали очерки о бывших директорах Институтов повышения квалификации педагогических работников, возглавлявших организации в период 1992-2012 гг. до создания системы «Өрлеу». Также на страницах «Білімді ел – Образованная страна» рассказали о молодых педагогах-ровесниках независимого Казахстана!

В рамках нашей рубрики провели обзор реализованных в Казахстане за прошедшие 30 лет проектов, придавших отечественной системе образования особенность и уникальность. Среди них становление республиканского научно-практического центра «Дарын» для поддержки талантливых детей и молодежи, внедрение уникальных программ и проектов в отдельных регионах, например, в СКО и Костанайской и области, и вузах – в Южно-Казахстанском университете им. М.Ауэзова.

Работа нашего проекта «30 лет независимости: 30 имен, 30 событий истории образования» подошла к своему завершению. Чтобы рассказать обо всех выдающихся личностях, ученых-педагогах советского и современного независимого Казахстана, внесших неоценимый вклад в развитие казахстанской педагогической науки, не хватит страниц нашей газеты! Главный их труд и наследие – выстроенная четко система образования, передовые методики преподавания, лучший опыт, учебные пособия, инновационные проекты и технологии. А также благодарные ученики, студенты и педагоги-последователи, верные своим наставникам!

Асет СЫЗДЫКОВ

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий