EdCrunch Glocal в Алматы!
В Алматы прошла EdCrunch Global, одна из крупнейших в мире конференций по новым технологиям в образовании. Конференция впервые была организована в Казахстане, что очень знаменательно в дни празднования 30-летия Независимости нашей страны. К мероприятию были подключены спикеры из локальных онлайн-студий в Москве, Тель-Авиве и Сингапуре на специальной интерактивной площадке онлайн (EdCrunch.online).

Основная тема конференции – «Проектирование нового образовательного опыта» (Learning experience design), в ней приняли участие более 400 спикеров из 25 стран, и в течение двух дней прошло 150 выступлений, экспертных сессий, панельных дискуссий и мастер-классов. Участники делились передовым опытом в области педагогического дизайна, обсуждали вопросы будущего сферы образования и влияния новых технологий, достижений науки в области обучения.
В конференции в формате офлайн в Rixos Almaty приняли участие более 1000 очных участников. Среди них такие спикеры, как профессор практики в Школе управления Сколково Павел Лукша, президент холдинга Fincraft Group Кенес Ракишев, режиссер-сценарист, технологический предприниматель, основатель кинокомпании Bazelevs Тимур Бекмамбетов, пионер LX Design, автор термина «проектирование образовательного опыта», программный директор конференции LXD Canvas Нилс Флор, владелец Tan Media Group Арманжан Байтасов, президент благотворительного фонда «Саби» Асель Тасмагамбетова, продюсер образовательных проектов Яндекс Анастасия Чуковская, председатель совета директоров UWC Dilijan College Вероника Зонабенд, акционер и председатель совета директоров Lancaster Group Берик Каниев, председатель попечительского совета ОФ «Altyn Qyran Foundation» Исламбек Салжанов, глава холдинга «Aitas KZ» Серик Толукпаев и многие другие. Гостем конференции стал советский и шведский лектор-музыковед Михаил Казиник.
Организаторами EdCrunch Global выступили акимат города Алматы, Назарбаев Интеллектуальные школы при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан. Генеральными партнерами стали Eurasian Resources Group (ERG), Общественный фонд «Altyn Qyran Foundation», издательство «Алматыкітап баспасы», благотворительный фонд «Саби», строительная компания «RAMS Qazaqstan», First Heartland Jýsan Bank, холдинг «Аitas KZ», «Фонд устойчивого развития сельских территорий» и Общественный фонд «Fizmat Endowment Fund».

Бакытжан САГИНТАЕВ, аким г. Алматы: «Наш город живет между глобальными вызовами и трендами. С одной стороны, изменение рынка труда, привычек молодых ребят, утечки кадров, урбанизация, вопросы экологии, с другой – новые технологии, цифровизация, новая энергетика и возрастающие ожидания населения. Алматы борется за человеческий капитал не только с мировыми городами, но и с городами внутри нашей страны. Да, мы создаем условия, чтобы наши молодые люди не уезжали и комфортно жили в нашем городе. Что мешает? Мне кажется, сопротивление изменениям. Оно связано, во-первых, со сложностью выхода из «колеи» прежней организационной структуры, в которой до сих пор находятся многие наши образовательные организации. Унаследованная организационная структура связана с образовательной деятельностью как форма с содержанием. Новые правила натыкаются на традиционную оргструктуру и пасуют. Имеются и патерналистские установки, традиционная культура исполнительности, а не активности и креативности. Формирование новой культуры предпринимательства, ориентированной и на личный успех и на инновационное развитие города, становится задачей и для сферы культуры, и для образования».

Асхат АЙМАГАМБЕТОВ, министр образования и науки, в своей приветственной речи отметил: «По мнению экспертов, в ближайшем будущем рынок Edtech вырастет в разы с нынешних 227 млрд долларов США. Наш казахстанский сегмент в последний год переживает период стремительного роста. Нам пришлось переосмыслить многие вещи в последние 2 года. Образовательные платформы, онлайн-уроки в Zoom, Teams – все это быстро вошло в практику каждого казахстанского преподавателя. Увеличился контент на казахском языке, как самостоятельно разработанный местными EdTech-компаниями, так и адаптированный лучший международный контент. Имея невысокий уровень цифровых навыков, мы смогли быстро перестроиться в сложных условиях и продолжаем это делать. Мы выходим из онлайн и возвращаемся в офлайн, где-то в смешанный формат. Очевидно одно: мы уже не вернемся в ту привычную систему образования, которая была до пандемии».
Нурлан КИЯСОВ, основатель, программный директор EdCrunch: «Мы приглашаем лучших мировых экспертов, от учителей и политиков до выдающихся исследователей и разработчиков, чтобы донести их оригинальные идеи и открытия до широкой аудитории. Вопросы EdCrunch настолько важны, что нельзя допустить, чтобы лучшие идеи оставались в пределах вузов, классов или на книжной полке. Их нужно поддерживать, ими нужно делиться и обсуждать, принимать и развивать. Инвесторы и основатели, политики и филантропы, преподаватели, студенты и все, кто интересуется получением образовательного опыта, должны быть на EdCrunch Global».
Конференция получила живой отклик среди педагогической общественности Казахстана, участники офлайн и онлайн смогли получить практический опыт в разных областях и попытались найти для себя ответы на вопросы, как выбрать методику раннего развития для дошкольников и не запутаться в их разнообразии, как превратить гаджеты в акселератор детских способностей, как EdTech-компаниям масштабировать бизнес без потери качества, как привлечь инвестиции и эффективно их вложить в разные системы образования, от дошкольного до непрерывного. Спикеры обсуждали такие темы, как потенциал новых технологий в образовании, от голосовых помощников до искусственного интеллекта, форматы школьного образования в постковидную эпоху, глобальные и локальные тренды в EdTech. В ходе дискуссии «Играть нельзя учиться: как учить детей эффективно и нескучно?» спикеры обсуждали методы максимального вовлечения детей в процесс обучения, делились опытом применения игровых технологий.

Евгения КАЦ, педагог и методист Института дополнительного образования МФЮА: «Математика воспринимается как что-то серьезное. А это игра. Увидеть закономерности – вот настоящая математика. При помощи ножниц можно исследовать симметрию, красоту повторов. Очень часто математику дети не любят, потому что это что-то непонятное и неинтересное им. Математика должна быть экспериментальной».
Анатолий ЗАСОБА, автор методик Zoom-педагогики и скорочтения, основатель Семейной школы Kids Hub и владелец школы английского MOVA: «В онлайн-образовании главный враг – невежество. Наш мозг превращается в диванный, атрофируется. Возьмите за правило делать активности во время урока по 5 минут. До 5 минут детям интересно, потом надо менять задание. Короткие упражнения позволяют задействовать разные участки мозга».
Майя МАЙСУРАДЗЕ, директор АНОО «Областная гимназия им. Е.М. Примакова»: «Современная школа должна воспитывать человека-лидера, который осознает многосторонность, мультикультурность мира и умеет взаимодействовать в нем, имеет ценность языкового образования. Будущее требует новых школ, где дети учатся сами, без давления системы. Школа должна лишь поддерживать, помогать ученику увидеть свои сильные и слабые стороны, осознать свой потенциал, создавать среду для его реализации».
Павел ЛУКША, профессор практики Московской школы управления Сколково: «Современная школа должна перестать существовать в парадигме, когда учитель и ученик взаимодействуют в системе «сверху-вниз» или «сиди и слушай». Участники образовательного процесса должны вступать в равноправный диалог, совместно искать новые пути решения задач, созидать, нарабатывать навыки, которые пригодятся в реальной жизни. Школа должна вовлекать, активизировать своих подопечных, учить их действовать в реальной жизни. Нужно больше прикладных предметов, практики, открытого диалога и открытости реальному миру».
Нил ФЛОР, пионер LX Design, программный директор конференции LXD Canvas: «Человеческий мозг не должен быть просто органом, накапливающим знания. Нельзя игнорировать переживания, эмоции ученика, потому что именно от эмоционального восприятия зависит качество усвоения информации. Проектирование образовательного опыта – это процесс выстраивания системы, при котором мы задействуем максимальное количество органов чувств ученика. Через них его мозг собирает воедино разные данные о предмете: слышит о нем, видит его, пробует на вкус. Только при таком многостороннем подходе мы получаем глубину знаний. Чтобы иметь доступ к эмоциям учащихся, преподаватель должен стараться понимать и оценивать потребности каждого, выбирать релевантный контент, формат, получать обратную связь».
Вячеслав ДУБЫНИН, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: «Очень важно, чтобы знания не просто копились в голове, а воспроизводились, использовались на практике. Задача педагога – увидеть, на какую кнопку нажимать. Кому-то из студентов интереснее сопоставлять данные, кому-то – делать статистический анализ и так далее. Главное, чтобы каждый из нас стал осмысленным пользователем своего мозга».
Елена ПОПКОВА, руководитель Корпоративного университета КРОК: «Обмен опытом и знаниями у нас в компании является частью культурного ДНК. Мы занимаемся развитием внутренних экспертов-тренеров, в этом деле имеем поддержку топ-менеджмента. Более того, у нас всегда именно топ-менеджеры проводят все велком-семинары».
Вероника НИКУЛИНА, старший тренер группы профессионального обучения «Райффайзенбанк»: «У нас есть система геймификации. Мы отводим неделю на прохождение тренинга, затем делаем срез и в конце обучения создаем табличку с баллами. Те, кто оказались в топе, получают подарки. На протяжении всего процесса работают чаты поддержки с тренерами, директорами и наставниками. Все они могут давать подсказки».
Ави ВАРШАВСКИ, всемирно известный идейный лидер EdTech, основатель и президент Научно-исследовательского центра по образованию и технологиям MindCET: «Главным технологическим трендом, который изменит все, что мы знали о системе образования, станет искусственный интеллект. Еще один фактор, который повлияет на будущее образования, – это soft skills, которые формально не связаны с технологиями, но задают вектор их развития. И, конечно, невозможно не отметить стремительное развитие технологий, связанных с использованием голоса. Уверен, что «голосовая» экосистема сильно изменит привычные процессы в ближайшее время!».
Марианна СНИГИРЕВА, генеральный директор онлайн-университета «Нетология»: «Мне кажется, три главных тренда на ближайшие годы – это персонализация, развитие технологий VR и AR и снижение цифрового неравенства. Самое важное – то, что все больше людей начинают использовать технологии в обычной жизни, доверять онлайн-образованию. И очень здорово, что постоянно появляются программы, которые помогают людям разного возраста получить шанс изменить профессию и начать новую жизнь».
Дина ЛИ
Алматы
Фоторепортаж. Знакомые все лица!

Загрузка...