«Алматинские школы»: как будут обучаться ученики, учителя и директора?

В своем Послании народу Казахстана в начале сентября текущего года Глава государства Касым-Жомарт Токаев затронул тему качественного образования, в частности, неотложную задачу по адаптации учебных программ к новым реалиям. Особенно стали актуальными программы цифровизации образовательной системы. Поэтому в южном мегаполисе была разработана и запущена программа «Алматинские школы», суть которой в качественно новой подготовке педагогов и управленческого состава школ на основе современных подходов, методик и практик в сфере образования.

– В условиях глобальных изменений велика вероятность, что получаемые знания устареют раньше, чем выпускник выйдет на рынок труда. Итоги дистанционного обучения в период пандемии свидетельствуют о недостаточной эффективности национальных телекоммуникационных сетей. Это привело к появлению большого количества учащихся, не владеющих базовыми, элементарными знаниями. Возникла еще одна проблема, можно сказать, беда: дети бросают учебу, потому что не видят в ней необходимости. Правительству поручается самым серьезным образом заняться решением этого вопроса, повышением качества информационных систем для удаленных форматов обучения. Наше образование должно быть доступным и инклюзивным, – объявил Президент.

Кроме того, по словам Главы государства, моральной и материальной поддержки достойны не только талантливые школьники, победители и призеры международных, республиканских предметных и прочих олимпиад, но и дети из социально уязвимых семей в рамках всеобуча. Так, меры материальной поддержки будут дополнены образовательным проектом «Цифровой учитель». Также Президент отметил, что системе образования нужны мотивированные и квалифицированные педагоги, поэтому повышение квалификации учителей требуется проводить раз в три года вместо пяти и не за их счет.

– Особую значимость приобретает ранняя профориентация детей. Подрастающее поколение должно осознанно относиться к выбору будущей профессии. В целом перед казахстанским образованием и наукой стоит масштабная, неотложная задача не просто поспевать за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды, – сказал К.-Ж. Токаев.

В свою очередь акимат города Алматы в рамках реализации задач, поставленных в Послании Главы государства, запустил специальную трехлетнюю программу «Алматинские школы», суть которой в качественно новой подготовке педагогов и управленческого состава школ на основе современных подходов, методик и практик в сфере образования.

– С прошлого года мы начали разработку программы «Алматинские школы» совместно с ведущими казахстанскими и международными экспертами, чтобы не допустить снижения качества образования в городе и обеспечить развитие в меняющихся условиях. Программа является одной из мер, направленных на «оздоровление» системы образования. С первых дней перехода на дистанционное обучение в центре внимания оказалась проблема технологической подготовки педагогов и возникла необходимость пересмотра подходов к организации работы, – отметил аким города Алматы Бакытжан Сагинтаев.

На данный момент в рамках «Алматинских школ» реализуются несколько проектов: программа профессиональной переподготовки управленческих команд «Управление и лидерство: школа ближайшего развития», программа непрерывного профессионального развития педагогов «Учителя алматинских школ», первый ежегодный конкурс для педагогов Digital Ustaz Almaty, обучение старшеклассников цифровым профессиям будущего Digital Maman и персонализированная интерактивная образовательная платформа для учителей и учеников Almaty Sifrlyk Mektebi. Оператором проектов является институт развития современного образования EdCrunch Academy, основанный в целях создания новой образовательной среды для самореализации каждого в организациях образования через конференции, конкурсы, программы переподготовки, исследования, цифровые сервисы и платформы.

Обучение управленческих команд

«Управление и лидерство: школа ближайшего развития» –  программа профессиональной переподготовки управленческих команд для директоров, заместителей или активных педагогов. В ее рамках руководители специально отобранных акиматом 50 школ, всего около 150 человек, проходят обучение с июня 2021 года по февраль 2022 года.

Формат обучения состоит из восьми модулей, которые включают в себя поддерживающие вебинары, интерактивные презентации, игры-симуляторы, конференции, проектные работы, демонстрацию кейсов, гостевые лекции, модульные онлайн-курсы и тьюторское сопровождение. По итогам обучения ожидается, что выпускники получат управленческие и лидерские компетенции со стратегическим мышлением, смогут использовать практические навыки по цифровому образованию, проектированию нового содержания и образовательной политики, а также расширят круг профессиональных контактов. Семь модулей пройдут очно в Алматы, а восьмой будет выездным в лучшие московские школы.

– Наши слушатели будут работать с отраслевыми специалистами и опытными преподавателями. Мы надеемся, что познания, подходы и новые привычки поспособствуют профессиональной самореализации и созданию школ международного класса. Ведь, наряду с умением работать в команде, креативностью и эффективным управлением, значимым навыком является умение учиться, – рассказала руководитель управления образования города Алматы Ляззат Жылкыбаева.

Преподавателями программы являются эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва), Назарбаев Интеллектуальных школ  (Нур-Султан), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Финансового центра Министерства образования и науки РК, известные директора лучших московских школ, предприниматели и филантропы в области образования и многие другие. Кейсы по управлению и образовательным практикам представляют руководители НИШ и российских школ: Царицыно, Покровский Квартал, Новая Школа, Летово и GEMS.

Конкурс среди педагогов

При поддержке акимата города Алматы и Фонда образования Нурсултана Назарбаева запустился ежегодный городской конкурс педагогов Digital Ustaz Almaty.

Цели конкурса включают в себя содействие сокращению цифрового разрыва в использовании технологий, эффективное применение цифровой инфраструктуры в школе, масштабирование новых доказанных методик преподавания и продвижение Алматы как центра новых образовательных технологий.

Участие в конкурсе могли принять педагоги 1-12 классов по всем предметам учебного плана из государственных и частных организаций образования города Алматы (в том числе гимназии, лицеи, специализированные и коррекционные школы). Минимальный стаж работы должен был составлять не менее одного года с подтверждением справкой с места работы.

Во время проведения конкурса всего было зарегистрировано 2647 участников, для участия в первом этапе конкурса было подано 243 заявки. По результатам оценивания было отобрано 105 участников второго этапа. Для участия во втором этапе конкурса была подана 91 работа из 105 возможных, отобрано 30 участников третьего этапа. В рамках всего конкурса с 6 сентября по 21 ноября 2021 года прошло более 50 образовательных онлайн-мастер-классов от ведущих экспертов Казахстана и СНГ, принять участие в которых смог каждый желающий педагог города. По каждому заданию конкурса на всех этапах организаторы провели пояснительные установочные сессии, включая сессии ответов на вопросы.

С 21 по 26 ноября 2021 года участники третьего этапа конкурса проходили очное обучение у признанных экспертов цифровой педагогики СНГ на выездном интенсиве в горном курорте Oi-Qaragai Lesnaya Skazka. В рамках интенсива педагоги прошли 6 занятий по 5,5 академических часов общим количеством 53 академических часа на актуальные темы цифровой педагогики, а также вечерние интерактивы для развития личных и профессиональных навыков общим количеством 7,5 часов.

В результате третьего этапа конкурса 10 суперфиналистов боролись за звание лучшего педагога. Тройка победителей прошла в суперфинал, который состоялся 6 декабря 2021 года во Дворце Республики. По итогам суммарных оценок финалистов лучший из них поедет на образовательную стажировку в Лондон с посещением двух школ, активно применяющих цифровые технологии, и ежегодной выставки образовательных технологий BETT.

Обучение педагогов

Мероприятия по обучению педагогов алматинских школ направлены на реализацию технологий повышения качества образования на основе практики международных исследований подготовки обучающихся. Программа способствует повышению уровня знаний и развитию профессиональных компетенций по следующим областям: предметные области, функциональная грамотность, цифровая грамотность, мягкие навыки.

Задачи программы включают в себя выявление профессиональных дефицитов в предметной, общепедагогической и практической областях деятельности, удовлетворение индивидуальных запросов педагогов на повышение квалификации по восполнению профессиональных и надпрофессиональных дефицитов, повышение уровня профессиональных предметных компетентностей, освоение эффективных педагогических технологий и стратегии обучения для формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся. Также программа содействует формированию digital skills педагога – новых технологий в обучении цифровым навыкам (цифровая грамотность, использование ИКТ, дистанционное обучение, культура работы с данными), стимулированию внедрения инновационных технологий в образовательный процесс и развитию школьных команд как основы для повышения качества образования на всех уровнях.

Операторами разрабатываются 4 трека программы, 105 онлайн-курсов предметного трека, 6 онлайн-курсов трека по функциональной грамотности, 10 онлайн-курсов трека по цифровой грамотности, 5 онлайн-курсов трека по гибким навыкам. 108 экспертов международного уровня привлечены к созданию контента и онлайн-обучения. Наличие вариативности в отношении выбора индивидуальной траектории слушателей – не менее 3 онлайн-курсов в предметном треке и не менее 2 онлайн-курсов в остальных треках. В платформу мероприятия включен сервис формирования индивидуальной программы участника. Данным инструментом воспользовались 100% от общего числа участников.

Форматы обучения делятся на онлайн (индивидуальное обучение на обучающей платформе, тьюторское сопровождение учителей-предметников, выбор, назначение и обучение школьных координаторов для курирования педагогов, техническая поддержка 24/7) и очное (мастер-классы, тренинги, в которых отбор по индивидуальным результатам онлайн-обучения).

По итогам осуществления программы ожидается повышение качества школьного образования на основе курсов представленной программы, а также создание в школах мотивирующей образовательной среды для самореализации каждого. Так, педагог, успешно прошедший обучение и сдавший все необходимые задания, получает сертификат.

Обучение старшеклассников

Digital Maman – проект, разработанный специально для учеников 9-11 классов, для помощи по освоению востребованных цифровых профессий будущего.

Программа даст возможность учащимся 10-11 классов освоить такие востребованные в новых реалиях специализации, как саунд-дизайн, веб-разработка, веб-дизайн, питон-разработка, видеомейкинг, мобильная разработка, гейм-дизайн, интернет-маркетинг, цифровые коммуникации и управление социальными сетями. Проект направлен на повышение технологической, общечеловеческой и data-грамотности учеников, что позволит эффективно использовать и анализировать постоянно растущий поток информации в современном мире, научит основам программирования, коммуникаций и дизайна.

Обучение проходит полностью в онлайн-формате и состоит из вебинаров, видеоуроков, интерактивных презентаций, групповых работ, тьюторского сопровождения, выполнения домашних заданий и демонстрации кейсов участников. Каждый школьник может составить свою индивидуальную программу для самостоятельного изучения из всех имеющихся на платформе специальностей.

– Участники программы имеют уникальную возможность освоить одну из востребованных цифровых профессий уже в школе и стать незаменимым digital maman в эпоху автоматизации и исчезающих профессий. Необходимость цифровой трансформации образования особо подчеркнул в своем Послании Глава государства Касым-Жомарт Токаев. На текущий момент проект реализуется исключительно в Алматы и способствует формированию имиджа города как инкубатора профессиональных кадров в области IT и новых профессий, – рассказывает руководитель проекта Digital Maman и операционный директор EdCrunch Academy Адлет Елеусов.

Преподавателями программы являются ведущие эксперты в сфере IT таких отечественных компаний, как Decode, WebSchool и Element – это профессионалы в области frontend-девелопинга, Androidразработки, SMM, графического дизайна, UX/UI дизайна, языков программирования Python, HTML, CSS и многих других.

– Digital Maman – первая программа в Казахстане, которая нацелена на обучение нужным навыкам 21 века учеников старших классов. Обучая веб-разработке, я понимаю, что, освоив навыки программирования еще в школьную пору, ребята будут более конкурентоспособные и подготовленные к программе университета, – поделилась мнением frontend-разработчик и преподаватель школы программирования Element Аянбек Шынар.

Программа профориентации и обучения цифровым профессиям идет полным ходом. Так, на специально разработанной цифровой платформе Digital Maman размещены тесты по профориентации, блоки с видеоуроками и заданиями, а также проводятся работы по вовлечению и мотивации школьников в социальных сетях.

Планируется, что по окончании программы каждый участник получит сертификат и разработает практические проекты для своего портфолио для дальнейшего трудоустройства и профориентирования.

Акерке ТОЛЕГЕН,
PR-менеджер EdCrunch Academy

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий