Эффективность методического сопровождения участников образовательного процесса

Главной задачей системы образования является создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе на-циональных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

Глава 3 статья 11 Закона
Республики Казахстан
 «Об образовании»

 

«От того, кто будет обучать и воспитывать ребенка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь» – это высказывание педагога-просветителя Ыбырая Алтынсарина как нельзя точно отражает роль учителя в образовательном процессе. Казахстанское образование находится в состоянии модернизации, и обеспечить эффективность процесса обучения и повышение качества знаний школьников может творческий, постоянно работающий над совершенствованием своего профессионализма, осваивающий инновационные технологии и передовой педагогический опыт учитель.

В целях оказания методической помощи и поддержки в повышении творческого потенциала учителя в г. Алматы разработаны и реализуются целевые программы, проекты и методические рекомендации, способствующие выполнению задач, поставленных перед образованием требованием времени.

ГОРОДСКИЕ ПРОГРАММЫ

Алматинская городская программа «Педагог-мастер – передовой опыт»

Разработчики программы, методисты Городского научно-методического центра новых технологий в образовании, актуальность программы «Педагог-мастер – передовой опыт» увидели в необходимости создания единого творческого инновационного пространства по выявлению, изучению, обобщению, систематизации и распространению педагогического опыта на основе его научного осмысления и анализа, в обеспечении наиболее эффективной организации обмена опытом, обсуждении элементов педагогической деятельности в профессиональной среде. Срок реализации программы – 2020-2025 годы.

Достижения в условиях реализации программы: 270 учителей-предметников с квалификационной категорией «педагог-мастер» в дистанционном формате проводят мастер-классы: в 2020 г. – 101 с участием 11 716 учителей, в 2021 г. – 125 с участием 11 872 учителя.

В проекте телеканала «Хабар» 133 лучших учителя школ города участвовали в съемке телеуроков, было отснято 2672 урока, которые транслировались на телеканалах «Балапан» (на казахском языке), «Ел Арна» (на русском языке).

Проведены обучающие семинары для учителей математики, физики, химии по решению сложных задач оптимальным способом: в 2018-2021 г. – 218 с участием 5460 учителей, 2021 г. – 81 с участием 1786 учителей

Ожидаемые результаты: Совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогических работников, повышение качества образования.

Алматинская городская программа повышения профессионального уровня молодых педагогов «Опыт – молодым»

Инициаторами создания прораммы «Опыт – молодым» выступили молодые учителя города, разработчиками – методисты ГНМЦНТО. Программа нацелена на повышение уровня профессиональной компетентности молодых педагогов, оказание методической, психолого-педагогической помощи начинающим педагогам в организации учебно-воспитательного процесса. Программа состоит из трех этапов:

1 этап – адаптация начинающего педагога в учебно-воспитательном процессе;

2 этап – формирование индивидуального педагогического стиля;

3 этап – личностно-ориентированный.

Достижения в условиях реализации программы: Создана Ассоциация молодых учителей г. Алматы. Проводится традиционный городской конкурс профессионального мастерства среди молодых педагогов «Зажги свою звезду». Участие в городском и республиканском конкурсах «Лучший учитель года».

В апреле 2021 года в республиканском конкурсе среди молодых учителей с педагогическим стажем до 3 лет «Жаңа мектебі – жаңашыл ұстаз» Гран-при удостоена Хамитова Жанаргуль Бижановна, учитель английского языка школы-лицея №173, I место – Жумабекова Нурсулу Сейтазимовна, учитель английского языка общеобразовательной школы №133. Победы в других конкурсах.

Создана Международная ассоциация молодых учителей с участием учителей России, Беларуси.

Ожидаемые результаты: Выявляются и устраняются затруднения в работе начинающих педагогов, повысится уровень профессиональной подготовки молодых педагогов, формируется индивидуальный стиль творческой деятельности.

Алматинская региональная программа воспитания детей и молодежи «Ел жастары»

Целью программы является обновление содержания воспитания детей и молодежи. Программа «Ел жастары» направлена на формирование конкурентоспособной личности ребенка.

Стержнем воспитательного процесса на всех ступенях развития должно стать формирование активной жизненной позиции ребенка с ориентиром на общечеловеческие ценности, способности адаптироваться к любым жизненным условиям, принимать разумные решения, мыслить позитивно.

Программа «Ел жастары» состоит из четырех ступеней:

І ступень – учащиеся 1-4 классов – «Менің отбасым және мен» – «Моя семья и я»;

ІІ ступень – учащиеся 5-8 классов – «Менің өмірлік ұстанымым» – «Моя жизненная позиция»;

ІІІ ступень – учащиеся 9-11 классов – «Бәсекеге қабілетті тұлға» – «Конкурентоспособная личность»;

IV ступень – обучающиеся организаций технического и профессионального образования – «Бәсекеге қабілетті ұрпақ» – «Конкурентоспособное поколение».

Достижения в условиях реализации программы:  Регулярно проводятся массовые мероприятия. Марафон по профилактике правонарушений в течение сентября-декабря 2018 г., конкурс агитбригад, участники – 4500 учащихся школ города.

Слет школьных детских организаций «Наша жизненная позиция» в течение октября-декабря 2019 г., конкурс агитбригад, участники – 3500 учащихся школ города.

ЮНИФЕСТ «Милосердие – лучшее качество человечества», онлайн-формат, октябрь-декабрь 2020 г., конкурс видеопроектов, участники – 5300 учащихся школ города.

«Қызыл алма» – конкурс среди детей с особыми образовательными потребностями: 2018 г. – 16 учащихся, 2019 г. – 36 учащихся, 2020 г. – 58 учащихся, 2021 г. – 67 учащихся.

Ожидаемые результаты: Воспитание всесторонне развитой, гармоничной, конкурентоспособной личности.

ГОРОДСКИЕ ПРОЕКТЫ

Алматинский городской проект «Умный урок –  повышение качества знаний»

Проект «Умный урок» осуществляется в рамках городской программы «Педагог-мастер» – передовой опыт» в формате онлайн. Алматинский городской проект «Умный урок» направлен на поиск и разработку нестандартных, наиболее эффективных форм и способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся как основного фактора повышения качества процесса обучения. Участник проекта-учитель должен смоделировать урок, снять видеофрагмент, где им были использованы авторские инновационные приемы и методы.

Достижения в условиях реализации проекта: В 2021 году в проекте приняли участие 186 учителей-предметников, 22 лучших видеоурока размещены на сайте управления образования. Отснятые видеоролики пополнили электронный банк, создана виртуальная видеотека. Проект продолжается и в этом учебном году.

Ожидаемые результаты: Создание электронного банка методических идей, действующей виртуальный площадки для методической взаимоподдержки педагогов, обмен опытом, проведение мастер-классов и тренингов.

Городской проект «Методический мостик: методист-учитель»

Проект направлен на оказание методической помощи и консультационной поддержки молодым директорам.

Проводится ситуационный анализ деятельности педагогического коллектива, даются рекомендации по планированию, организации учебно-воспитательного процесса, оказывается методическая помощь.

Городской проект онлайн-встреч  «Директорская суббота – голос родителей»

В целях реализации концепции Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева «Слышащее государство» Управлением образования г. Алматы принято решение о проведении каждой организацией образования онлайн-встреч с родителями.

Цель проекта – оказание действенной помощи родителям по волнующим вопросам воспитания детей и подростков, профилактики правонарушений и суицидального поведения, а также по всем вопросам психолого-педагогического сопровождения, касающимся общения и взаимодействия «школа – ребенок – родитель».

Городской онлайн-проект «Час прямого диалога: учитель-методист»

Дистанционный формат обучения вызвал у учителей организаций образования множество вопросов и затруднений в работе. Проект позволил методистам-предметникам быть всегда на связи. Еженедельно по пятницам методисты находились в прямом онлайн-общении с учителями, отвечали на вопросы. Проект продолжает действовать в настоящее время.

Ожидаемые результаты: Преодоление трудностей в работе учителей-предметников. Оказание методической помощи, рост профессионального мастерства педагогических работников.

Алматинский целевой проект «Школа семейного воспитания»

Проект разработан в рамках городской программы «Ел жастар». Цель проекта – поиск новых форм работы с родителями, нового стиля взаимного сотрудничества, предполагающего единство целей, стратегии и тактики воспитания в семье и в школе.

Особенности предлагаемого проекта «Школа семейного воспитания» заключаются в изучении семей и условий семейного воспитания, пропаганде психолого-педагогических знаний, активизации и коррекции семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированной и индивидуальной помощи родителям, в возможности искать и разрабатывать наиболее интересные методики, эффективные приемы работы с родителями и учащимися.

Первое направление – создание и презентация видеороликов по восьми номинациям в течение учебного года:

Семейные традиции – октябрь 2021 года.

Семейное чтение – ноябрь 2021 года.

Эксклюзивные (нестандартные) методы воспитания в семье – декабрь 2021 года.

Один самый обычный день нашей семьи… (семейная хроника одного дня) – январь 2022 года.

Национальное воспитание в семье – февраль 2022 года.

Мы разные, но мы равные – март 2022 года.

Воспитание доброты и милосердия в семье – апрель 2022 года.

Воспитание здорового образа жизни и правильного питания – май 2022 года.

Второе направление – подготовка печатной статьи для сборника.

Третье направление – проведение в школах города лектория для родителей по психолого-педагогическому просвещению родителей по предлагаемой проектом программе.

Городской проект «Музейные уроки»

Изучение истории родной страны по артефактам старины в 2019-2020 гг. В рамках проекта было решено использовать потенциал Центрального музея Республики Казахстан и РГП «Ғылым ордасы» Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Института истории и этнологии им. Ш.Уалиханова.

Достижения в условиях реализации проекта: Изучены экспозиции музеев и разработаны тематические планы «музейных дней» по истории и регионоведению для проведения уроков учащихся 5-11 классов школ города в 2019-2020 годы. Цели музейных дней – получение и углубление знаний по учебной программе, визуализация исторических событий, приобщение детей к истории страны, воспитание активной гражданской позиции. Проект продолжает действовать, но уже не по графику музеи посещают школьники и родители.

Городской проект «Полиязычное образование»

 Полиязычие стало трендом развития современного Казахстана.

Достижения в условиях реализации проекта: Полиязычное образование более 10 лет реализуется в школах г. Алматы. В 2021-2022 учебном году в 167 школах учебные предметы химии, биологии, физики и информатики ведутся на английском языке, в них работают 594 учителя: физики – 120, химии – 111, биологии – 167, информатики – 196.

Обучением предметам естественно-математического направления с полным и частичным погружением охвачено 17 672 учащихся.

Проведена международная научно-практическая конференция «Полиязычное образование: практика и перспективы», целью которой стало развитие образовательного пространства через внедрение эффективных стратегий полиязычного образования мировой и отечественной методологии, выступили представители 10 стран: США, Болгарии, Эстонии, Монголии, Кыргызстана, Италии, Швейцарии, России, Беларуси, Украины. Поддержка конференции была осуществлена со стороны ОБСЕ и RELO Посольства США в Казахстане.

Ожидаемые результаты: формирование поликультурной многоязычной личности.

Реализация международного проекта «Школа здорового питания»

Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, повышенное давление и онкология.

Проект «Школа здорового питания» разработан в рамках Всемирной организации здоровья и всемерно продвигает здоровый образ жизни среди учащихся школ города.

Достижения в условиях реализации проекта: Разработан учебно-методический комплекс «Школа здорового питания» для учащихся 1-4 классов. Участники проекта – учащиеся всех школ города. Разработана программа элективного курса обучения учащихся 1 класса. Ежегодно участники проекта принимают участие в международном телемосте Казахстан (Алматы) – Россия (Москва) – Беларусь (Минск), других мероприятиях.

Ожидаемые результаты: Укрепление здоровья школьников и их родителей, распространение полезного опыта правильного питания.

Реализация национального проекта «Читающая школа»

В рамках реализации поручений Президента РК был разработан национальный проект «Читающая школа», в котором обозначена проблема детского и юношеского чтения. В рамках этого проекта разработан городской план действий, проводятся мероприятия. Проведен городской конкурс «Лучшая библиотека». Цель – повышение уровня читательской культуры обучающихся, роста их читательской активности и создание условий для популяризации чтения.

Ожидаемые результаты: Повышение уровня читательской культуры обучающихся, роста их читательской активности и создание условий для популяризации чтения, привлечение родителей к мероприятиям по реализации проекта.

Городской проект «Педагогические чтения»

Педагогические чтения – это инновационная форма повышения квалификации педагогов, главное их назначение – предоставить учителям школ возможность профессионального общения, создать условия для обмена опытом практической деятельности с целью повышения их профессиональной компетентности.

Достижения в условиях реализации проекта: С 2018 года реализуется проект «Педагогические чтения» в целях распространения передового педагогического опыта. В марте 2021 года в онлайн-формате прошли III городские педагогические чтения на тему «XXI ғасырдағы ұлттық сана және білім беру: заманауи педагогтің көзқарасы».

Педагогические чтения были организованы по 12 направлениям. Из представленных 346 работ к участию в чтениях было допущено 120, 134 педагога. Из 75 призовых мест 1 место присуждено 14, 2 место – 23, 3 место – 38 работам. Победители награждены грамотами, им вручены сертификаты и ценные призы.

Ожидаемые результаты: Способствует росту педагогического мастерства, распространению передового оопыта.

Городской проект «Совершенствуй ІТ-компетенции» – современная необходимость для обучающихся ТиПО

В Государственной программе «Цифровой Казахстан» первостепенной задачей является повышение цифровой грамотности в среднем, техническом и профессиональном, высшем образовании. В программе указано о необходимости обучения студентов технического и профессионального, высшего образования новым современным программам, таким как Data Science, Enterprise Architecture. Чтобы внести свой вклад в этот процесс, отдел технического и профессионального образования Городского научно-методического центра новых технологий в образовании управления образования города Алматы организует онлайн обучающие семинары для педагогов колледжей в рамках проекта «Совершенствуй ІТ-компетенции».

Достижения в условиях реализации проекта: Более 1000 преподавателей участвуют в этом проекте и эффективно используют изученные программы на занятиях теоретического обучения. Педагоги отмечают, что обучающие семинары с использованием инновационных методов дистанционного обучения очень помогли в разработке сайтов программного обеспечения, инструментов и организации уроков. Такие уроки интересны и познавательны.

Городской проект «Панорама педагогического опыта»

Проект «Панорама педагогического опыта» направлен на формирование профессиональной компетентности педагогов ТиПО, выявление и распространение лучших практик творческих педагогов.

Ожидаемые результаты: В рамках проекта налажены тесные контакты между более чем 500 преподавателями. Молодые специалисты имеют возможность повышать свою квалификацию. Во время проведения мероприятий наблюдается высокий интерес молодых специалистов к профессиональному развитию.

 Методические рекомендации

Правила документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях образования г. Алматы.

Правила документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях образования города Алматы были разработаны с приложениями форм и образцов всех видов документов на основе Правил по вопросам работы с документами, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31.10 2018 года №703. Брошюру получили все организации образования города в 2019 году.

 Правила указывают на тот факт, что нарушение порядка работы с документами влечет возникновение репутационных, финансовых, правовых рисков.

Управление профессиональными рисками

Методические рекомендации по соблюдению норм и правил безопасности и охраны труда в организациях образования г. Алматы.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Казахстан. Цель – оказать помощь руководителям организаций образования в разработке необходимой документации и создании системы в работе по регулированию профессиональными рисками и предотвращению детского и взрослого травматизма.

Разработан перечень необходимых документов по безопасности и охране труда в организации образования, инструкций по безопасности и охране труда всех учителей и работников организации образования, программа инструктажа по оказанию первой помощи, рекомендации по проведению вводного инструктажа, на рабочем месте и др.

Инклюзия в учебно-воспитательном процессе организаций образования г.  Алматы. Программа оказания помощи учителю по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении адекватного своему уровню развития образования, независимо от социального положения, национальной или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей.

Цель разработки методических рекомендаций заключается в том, что начался активный переход школ на инклюзивное образование, то есть обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями (далее – дети с ООП). Педагогическим работникам, задействованным в обучении и воспитании детей с ООП, требовалась методическая помощь.

Учебно-воспитательный процесс в структурном подразделении организации образования при медицинском стационаре.

Управлением образования города Алматы в соответствии с действующим законодательством определен ряд организаций образования, в структуре которых функционирует учебно-воспитательный процесс для детей, проходящих курс лечения в стационарных, лечебно-профилактических, реабилитационных и других организациях здравоохранения. В г. Алматы согласно сети школ к 13 общеобразовательным школам прикреплены 13 медицинских стационаров, в том числе Центр для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Организовано обучение детей.

В методических рекомендациях изложен порядок организации учебно-воспитательного процесса, подготовлены образцы положения, приказа об организации учебно-воспитательного процесса в структурном подразделении организации образования.

Организация работы по устранению пробелов и восполнению потерь знаний обучающихся в условиях дистанционного обучения.

Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ, восполнение пробелов в знаниях учащихся по предметам, изучение причин отставания обучающихся в учебе и слабой мотивации, отбор педагогических технологий для организации учебного процесса, повышения мотивации и ответственного отношения обучающихся к учебному труду. Создание условий развития учебной мотивации школьника. Основные стратегии помощи учащимся с низкой успеваемостью, стратегии скаффолдинга/поддержки, рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода, стратегии оптимизации обучения в дистанционном формате, алгоритм деятельности учителя в дистанционном формате, программа по восполнению потерь и устранению пробелов знаний обучающихся (для учителя-предметника), план работы по восстановлению потерь знаний обучающихся. 

Менеджмент в учебном процессе организаций образования г. Алматы

Повышение эффективности образовательного процесса в рамках осуществления педагогического менеджмента. Предложена уровневая система внутришкольного менеджмента. Менеджмент в сфере образования представляет собой комплекс технологических приемов, организационных форм, принципов и методов, которые направлены на повышение эффективности и качества системы обучения.

Ожидаемые результаты: Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, качества знаний обучающихся.

Менеджмент в воспитательном процессе организаций образования г. Алматы

Основные функции – организация, планирование, мотивация, координация и контроль. Структурный состав управления воспитательной деятельностью по уровням: стратегический, тактический, оперативный и самоуправленческий.

Ожидаемые результаты: Повышение эффективности воспитательного процесса, формирование конкурентоспособной личности.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации

Повышение уровня психологической информированности педагогов и всех работников образовательных учреждений, социальных педагогов, родителей, расширение спектра психологической помощи детям и подросткам, находящимся в кризисной ситуации.

Ожидаемые результаты: Снижение рисков кризисного состояния детей и подростков. Оказание помощи в преодолении кризисных состояний.

Правовой всеобуч в организациях образования

Методические рекомендации содержат программы правового обучения для всех участников образовательного процесса и нацелены на помощь организаторам правового всеобуча в формировании правовых знаний, ориентированных на выработку элементарных практических навыков защиты личных прав и свобод, на позитивную мотивацию правомерного поведения. Усиление внимания к правовому просвещению родителей и учителей продиктовано необходимостью решения ряда проблем в области борьбы с детской преступностью, религиозным экстремизмом, распространением алкоголизма и наркомании в молодежной среде.

Ожидаемые результаты: Повышение правовой грамотности среди трех школьных коллективов: учительского, ученического, родительского. Формирование правового сознания, активной жизненной позиции.

 

Максима ТЕМЕРБЕКОВА,
заместитель директора  ГНМЦНТО УО г. Алматы,
Ольга ЛОКТИОНОВА,
методист ГНМЦНТО УО г. Алматы

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий