Каждый ребенок талантлив, главное – помочь ему найти себя

Выявить, развивать и реализовывать потенциальные возможности и творческие способности одаренных детей – такова цель созданного в г. Алматы Центра по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи «Алматы дарыны», который начал свою работу в 2020 году.

Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать?

Одной из приоритетных задач современного казахстанского образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Полное раскрытие способностей и таланта каждого ребенка значимо не только для него самого, но и для общества в целом. Развитие и воспитание одаренных детей является важнейшей задачей, успешно решающейся в передовых образовательных учреждениях города Алматы.

Перед нами стоят задачи по оказанию поддержки и создания условий для казахстанцев, которые обладают высоким потенциалом и готовы вносить свой вклад в развитие страны.

Олимпийская команда города Алматы на протяжении более 20 лет является «Лучшей олимпийской командой РК» в международных и республиканских олимпийских и научных соревнованиях. Это является главным достижением и гордостью города.

Завоевания алматинских одаренных юношей и девушек, привнесших в интеллектуальную копилку Отечества золотые, серебряные и бронзовые медали на международных олимпиадах, позволили по достоинству оценить вклад Республики Казахстан в интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Ежегодно в интеллектуальных мероприятиях республиканского и международного уровня принимают участие свыше 20 тысяч школьников 1-11 классов. Сегодня имена алматинских школьников все чаще можно увидеть и среди победителей престижнейших международных олимпиад и конкурсов.

С 2020 года в г. Алматы функционирует Центр по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи «Алматы дарыны».

Важнейшей целью центра является создание единой современной системы выявления, развития и реализации потенциальных возможностей и творческих способностей одаренных детей г. Алматы.

Предложения по выявлению, поддержке и развитию одаренных школьников обусловлены, во-первых, необходимостью формирования приоритетных направлений в работе с одаренными школьниками в контексте требований Елбасы Н.А. Назарбаева к качеству подрастающего интеллектуального потенциала страны, во-вторых, необходимостью более активного во-влечения казахстанских школьников в интеллектуальные и творческие мероприятия (олимпиады, научные соревнования, конкурсы и т.п.), что позволило бы не только более полно реализовать потенциал учащихся, но и укрепить их уверенность в своих силах и в своем будущем.

Доказывая свои способности

Отрадно, что достижения школьников на соревнованиях и олимпиадах являются признанием общественности, так как каждый победитель и призер престижных мировых соревнований приложил немало усилий, чтобы прийти к победе. Это школьники, прославившие не только свой родной город, регион, но и Казахстан на мировом уровне.

Учитывая, что в прошлом году Центр работал первый год, предполагалось, что будут ошибки, трудности, проблемы психологического характера, связанные с карантинными мерами, переходом в онлайн-режим и др., все это пришлось пережить нашему коллективу. Но были и успехи, и достижения, о которых нужно сказать.

В течение 2020-2021 учебного года 66 наших школьников приняли участие в 10 престижных международных олимпиадах, победителями и призерами были признаны 33 учащихся.

Также школьники г. Алматы приняли участие в 13 республиканских олимпиадах по общеобразовательным предметам, на которых 68 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами.

С 2000 года школьники Алматы принимают участие в республиканских научных соревнованиях «Модели экономического и социально-культурного развития республики в свете стратегии «Казахстан-2050», где Казахстан является филиалом Всемирной выставки науки и техники (INTEL ISEF) со штаб-квартирой в Вашингтоне. Алматинские школьники и там показывают хорошие результаты, становятся обладателями дипломов выставки, грамот.

В современном образовании все более пристальное внимание уделяется предметам естественно-научного и математического циклов. Причем чем раньше мы погружаем детей в исследовательскую атмосферу, тем лучше (еще в начальной школе, а можно и в дошкольном возрасте), поощряя при этом их любознательность и стремление изучать мир.

С этой целью центром «Алматы дарыны» проводится конкурс исследовательских работ и творческих проектов учащихся 1-7 классов «Зерде» для стимулирования интеллектуально-творческого потенциала и познавательных интересов детей.

С 2022 года планируется проведение новых проектов для развития науки в раннем возрасте, такие как:

– развитие исследовательских способностей у детей дошкольного возраста (2-6 лет);

– университет детей;

– интерактивный проект «Исследовательская деятельность младших школьников «Бала-зерттеуші»;

– детские познавательно-образовательные видеопередачи «Юный исследователь в стране Науколандии»;

– Малая академия «Жас ғалым» для детей 4-10 лет.

За 2020-2021 учебный год проведено 65 мероприятий, в которых участвовало 17150 детей, победителями и призерами стали 2472 учащихся. В течение учебного года проводятся учебно-тренировочные сборы по предметам естественно-математического цикла среди олимпийских призеров городского, республиканского и международного уровней. Кроме того, учащиеся города Алматы участвуют в республиканских и международных учебно-тренировочных сборах.

Если раньше готовили только учащихся 9-11 классов, то сейчас проводится системная преемственная работа для олимпийцев. Это означает, что участие в олимпиаде начинается с начальной школы.

Ежегодно сборная команда олимпийского резерва г. Алматы приглашается на встречи с участием Главы государства, министра образования и акима г. Алматы.

«Вундеркинды» тоже нуждаются в поддержке

Многие считают, что одаренные дети обладают не только бесценным даром, но и более широкими возможностями и даже привилегиями в жизни по сравнению с «обычными» сверстниками. Вместе с тем это убеждение далеко от истины. Одаренные дети нуждаются в самых разных формах поддержки: материальной, социальной, психологической, нормативно-правовой и т.п.

На сегодняшний день в городе функционируют 11 специализированных организаций образования для одаренных детей, составляющие сеть школ «Дарын». Сеть функционирует на основе нормативных правовых документов, своих типовых учебных планов, позволяющих реализовывать элитарное образование по разным направлениям: естественно-математическое, общественно-гуманитарное, спортивное, музыкальное, эстетическое, военно-патриотическое. На экспериментальных площадках проводится апробация различных образовательных программ, предназначенных для развития потенциальных возможностей одаренных детей. Каждая школа самостоятельно осуществляет отбор желающих учиться в школах для одаренных детей, согласно уставу, в котором определен порядок приема и зачисления.

Таланты надо поощрять

Во исполнение поручений и реализаций идей Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева реализуются проекты, направленные на развитие будущего поколения лидеров и профессионалов страны. Оператором реализации проектов в рамках инициатив Первого Президента, направленных на выявление, развитие и поддержку талантов страны, является Академия Елбасы.

1 сентября Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана отметил, что талантливым детям, которые добились высоких достижений на международных олимпиадах, будут предоставляться гранты для поступления в вузы вне конкурса, выплачиваться единовременные денежные премии. Педагогов, воспитавших победителей олимпиад, также будут поощрять материально.

Здесь же хотелось бы отметить премию «El maqtanyshy», которая вручается призерам самых престижных международных олимпиад по математике (IMO), физике (IPH), информатике (IOI), химии (IChO), биологии (IBO), географии (IGeO), лингвистике (IOL), завоевавшим медали в прошлом учебном году, личным тренерам призеров, тренерам национальных сборных команд Республики Казахстан на перечисленных международных интеллектуальных состязаниях школьников, внесшим наибольший вклад в достижение команды. Личным тренером может быть как школьный учитель призера, так и тренер, занимавшийся с призером вне школы. С 2019 по 2021 годы были удостоены премии «El maqtanyshy» учащиеся г. Алматы Айгерим Турусбекова, Нуртас Шынтас, Касым Муханбетияр, Данияр Закарин, Адам Тайманов, Юрий Тен, Бақдаулет Ерназаров.

Премия «El maqtanyshy» важна для победителей международных олимпиад, так как она дает мотивацию для дальнейшего покорения вершин и показывает, как ценны их победы для государства.

Цель – воспитать конкурентоспособных граждан

Реализуя проекты в рамках инициативы «El Úmiti», мы идем к цели повышения конкурентоспособности и человеческого капитала, формирования новой генерации казахстанцев, акцентируем внимание на поддержке талантливой молодежи, развитии социальных проектов и гражданских инициатив. Все проекты уже знакомы казахстанцам, имеют очень авторитетный статус, вызывают живой интерес у талантливых, устремленных к достижению целей личностного, образовательного и профессионального роста граждан к реализации идей и проектов Первого Президента во имя процветания Казахстана.

Учащиеся города Алматы активно принимают участие в следующих проектах по инициативе «El Úmiti»:

  • «Birge oqy»: онлайн-школа, где лучшие педагоги страны проводят дистанционные уроки для учащихся шестых и седьмых классов, потому что именно в этот период они активно погружаются в предметные знания. Обучение проводится с целью восполнения пробелов в предметных знаниях. Онлайн-школа «Birge oqy» оказывает академическое сопровождение более 1236 учащимся из города Алматы. За период функционирования онлайн-школы было получено огромное количество благодарственных слов со стороны школьников и их родителей о данной им возможности качественного повышения уровня знаний, а также о полученных позитивных эмоциях и новых знакомствах. Огромная благодарность была выражена учителям за их профессионализм и четкий алгоритм работы.
  • «Медаль Елбасы»: На сегодняшний день это единственная программа национального уровня, которая направлена на комплексное развитие молодежи 14-29 лет. Участвуя в ней, молодежь учится управлять своим временем, ставить перед собой цели и систематически добиваться их, вести здоровый образ жизни и постоянно развивать себя.

Всего в программе 3 уровня: бронзовый, серебряный и золотой. Длительность каждого уровня – от 6 до 18 месяцев.

Особенность проекта в том, что каждый участник соревнуется только с самим собой, каждый раз становясь лучшей версией себя. Все обладатели медалей на протяжении 6 месяцев еженедельно выполняют задания по 7 направлениям, таким как спорт, таланты и навыки, чтение книг, национальное наследие, волонтерство, экспедиции и походы, трудовая практика.

С каждым пройденным этапом участники становятся сильнее, талантливее и увереннее, а финалисты получают знак отличия «Медаль Елбасы», который станет стартом для самых высоких побед.

С 2020 года программа «Медаль Елбасы» охватила 2798 участников из города Алматы. На сегодняшний день 276 ребят награждены медалями бронзового уровня.

Вручение золотых и серебряных медалей состоится в декабре.

  • Служба «Qabilet», которая начала свою работу в новом учебном году, поможет родителям раскрыть способности и скрытые навыки детей, а также окажет содействие в построении траектории развития ребенка в современном, быстро развивающимся мире.

Проблема в том, что выявление способных детей в Казахстане, как правило, осуществляется только через олимпиады, научные соревнования и интеллектуальные игры, в которых участвуют самые подготовленные школьники, имеющие доступ к качественному образованию в сильных школах. При этом доля школ, систематически осуществляющих подготовку к интеллектуальным соревнованиям, составляет лишь 1% от общего количества школ в республике. Такая традиционная система не способна выявить большее число способных детей, нуждается в изменениях, в противном случае мы так и будем иметь отставание в образовании казахстанских школьников из сельской местности от сверстников из городских школ.

Данный проект предусматривает создание национальной системы диагностики способностей и профессиональной ориентации школьников, организацию службы сопровождения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Предполагается использование лучших мировых практик, основанных на современном понимании одаренности детей.

На сегодняшний день 10 сотрудников центра «Алматы дарыны» прошли обучение в Фонде Первого Президента Нурсултана Назарбаева в г. Алматы, организованном Академией Елбасы.

В целях сохранения психологического здоровья одаренных детей во время учебно-тренировочных сборов с олимпийцами работают психологи центра. С учащимися планомерно проводятся психологические тренинги, направленные на сохранение психологического здоровья одаренных школьников, на формирование у них стрессоустойчивости. Комплекс психологических упражнений позволяет учащимся избавиться от излишнего напряжения.

Распознать таланты с детства

Когда ребенок появляется на свет, он перенимает от родителей лишь цвет глаз, волос, тип высшей нервной деятельности, характер. Потом оказывает влияние уже внешняя среда. Хорошо, если у родителей есть возможность развивать ребенка через дополнительные кружки, секции. Но если нет таких возможностей, то этих условий, соответственно, не будет. Во время занятий с хорошими педагогами способности ребенка трансформируются в одаренность, которая, в свою очередь, формирует талант или даже гениальность. Хочу сказать, что любая гениальность – это не дар божий, это ежедневный труд, именно это качество на 98% формирует гениальность. И этот проект дает возможность учащимся и их родителям оценивать уровень способностей ребенка и получить рекомендации по дальнейшему
обучению и развитию.

Мы приглашаем родителей принять участие в этом проекте. Это огромная возможность узнать потенциал ребенка. Ребенок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.

Диагностика и выявление способностей проходят на нашей базе «Алматы дарыны» и онлайн-платформе «Qabilet» Академии Елбасы qabilet.elbasyacademy.kz. По окончании тестирования участник и родители получают анализ результатов способностей, а также консультацию и рекомендации по развитию потенциала.

Хотелось бы отметить, что услуга бесплатная и доступна каждому школьнику.

Дебаты помогают раскрыться как личности

Одним из важных институтов социализации детей и молодежи является дебатное движение школьников и студентов. РУМЦДО МОН РК с целью развития дополнительного образования детей через совершенствование подходов к формированию и развитию творческих способностей молодежи средствами программно-методического, организационно-содержательного и информационного обеспечения придает большое значение по реализации общенационального культурно-образовательного проекта «Дебатное движение школьников и студенческой молодежи». Хочется отметить, что именно в рамках этого проекта усилилось внимание общества к социализации молодых поколений, что и стало объективной причиной развития дебатных клубов. Дебатное движение школьников и студенческой молодежи – мощный интеллектуальный инструмент формирования у обучающихся критического мышления, ораторского мастерства, уважительного отношения к различным взглядам, важный механизм развития функциональной грамотности и правовой политической культуры подрастающего поколения.

Дебаты – уникальная возможность для любого ребенка восполнить пробелы в общении, формировании собственной точки зрения. Дебатировать школьникам важно по целому ряду причин. В процессе дебатов формируется политическая культура учащихся, ораторское мастерство, развитие критического мышления, происходит обмен позитивным опытом и инновационными идеями, проявляется умение отстаивать аргументированно, доказательно свои позиции.

Активно реализуется в городе Алматы общенациональный культурно-образовательный проект «Дебатное движение школьников «Ұшқыр ой алаңы» при РУМЦДО МОН РК.

Во всех организациях образования нашего города начато дебатное движение. Всего на сегодняшний день создано 207 клубов с общим охватом свыше 4000 учащихся. Дебатеры города приняли участие в 50 республиканских и международных обучающих вебинарах, что повлияло на качество знаний координаторов дебатного движения. В том числе организовано 25 городских вебинаров с охватом болеее 300 педагогов. Стараемся получить от участников обратную связь после каждой игры, и, по их словам, участие в дебатных турнирах помогает сориентироваться в различных жизненных ситуациях, в обществе, т.е социализироваться, становиться более уверенными, нести ответственность, принимать решения и т.д. В целом становятся полноценными личностными гражданами своего государства.

Кроме того, активно привлекаются к проведению занятий и судейству турниров студенты-дебатеры вузов, члены дебатной федерации.

27-28 ноября во Дворце школьников г. Нур-Султан состоялся Национальный школьный дебатный турнир, посвященный празднованию Дня Первого Президента и 30-летия Независимости Республики Казахстан. Турнир состоялся по инициативе и поддержке Корпоративного фонда «Академия Елбасы» Фонда Нурсултана Назарбаева. Организатором выступил Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования Министерства образования и науки РК. В турнире приняли участие лучшие из лучших – победители областных и городских дебатных турниров.

30-летие Независимости – не просто дата, за эти годы сформировалось и выросло целое поколение прогрессивно мыслящих, образованных молодых людей. Для устойчивого развития важно знать и помнить свою историю, и прошедший Национальный дебатный турнир в очередной раз убедил в том, что мы идем по правильному пути.

 Турнир прошел на высшем уровне. Организаторы смогли сделать для ребят настоящий дебатный праздник. И здесь школьники г. Алматы отличились, в итоге команды, представлявшие город Алматы, оказались на пьедестале почета. В частности: команда «Leaders of Almaty» (Бакытжан Тамерлан и Султан Нурлан) заняла ІІ место среди команд «Казахской Лиги»; команда «Almaty New Generation» (Жания Касен и Михаил Дудинов), заняла почетное ІІІ место среди команд «Русской Лиги».

Также наши ученики получили награду «Лучших спикеров» турнира. Лучшим спикером казахской лиги стал Бакытжан Тамерлан, лучшим спикером русской лиги – Дудинов Михаил.

Поддержка Академии Елбасы и подписание договора о взаимном сотрудничестве в организации турниров – большой шаг в развитие дебатного движения в Казахстане. Созданный отдельный проектный офис по развитию дебатов на базе РУМЦДО МОН РК во главе директора Р.П. Шер дает колоссальную поддержку талантливым дебатерам. Проводятся онлайн и офлайн-турниры, системно развиваются дебаты в каждом регионе Казахстана. И мы с организаторами стремимся к тому, чтобы у школьников было как можно больше возможностей для развития.

Владение дебатным искусством, развитие толерантности и уважения к чужой точке зрения – это те качества, которыми должен владеть современный школьник, будущий конкурентоспособный гражданин нашей республики.

Зависит от мастерства педагогов

В рамках реализации государственной политики обновления образования с целью применения новых подходов в работе с одаренными детьми последние годы в области активизирована инновационная деятельность по разработке новых образовательных проектов, интегрирующих лучший казахстанский опыт и международную практику.

Центром по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи «Алматы дарыны» были начаты преемственные системные работы, увеличено количество учебно-тренировочных сборов, новые проекты и мероприятия.

Одаренный ребенок может появиться на свет в любой семье, независимо от статуса и социального положения ее членов, материального и имущественного достатка. Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния окружающих одаренных детей взрослых. Бывает, что одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки.

Все мероприятия проходят в тесном сотрудничестве со всеми университетами города Алматы, профессорско-преподавательский состав которых обеспечивает высокий уровень научно-методического содержания интеллектуальных мероприятий.

Достижения олимпийцев – это результат высокого профессионализма и педагогического мастерства педагогов, их колоссальной работы, а также той системы выявления и поддержки одаренных детей, которая создается в городе.

На сегодняшний день создан банк данных творчески работающих педагогов города, имеющих достижения в работе с одаренными детьми, которые вошли в список тренерского состава города. Также утверждается тренерский состав сборной команды города, которые будут вести системную работу с каждым участником индивидуально.

Образование не имеет границ. Именно поэтому наши университеты должны наиболее полно ощущать дыхание глобальной конкуренции. Для одаренного выпускника школы, например, победителя международной олимпиады, открываются двери самых престижных университетов мира. 44 выпускника-члены сборной команды РК 2020-2021 учебного года поступили в ведущие отечественные и зарубежные вузы. Из них 24 – в вузы РК, 9 – в вузы РФ, 11 – в вузы дальнего зарубежья (Корея, Италия, США и др.)

Вкладывать в интеллектуальную элиту

В заключение хочу сказать: новые технологии и возможности современного общества диктуют свои требования к выявлению развития одаренности у детей. И центр «Алматы дарыны» решает поставленные перед ним задачи, опираясь на интеллектуальный потенциал педагогического состава и тренеров.

Участие школьников в самых различных мероприятиях интеллектуального, исследовательского характера, будь то турниры, конкурсы, конференции, интеллектуальные турниры и игры, дают учащимся огромный опыт побед или поражений, повышает их самооценку и конкурентоспособность, является стимулом для дальнейшей учебы, дает возможность соревноваться и общаться с лучшими учениками. Известно, что, как правило, одаренного ученика воспитывает одаренный учитель. Поэтому одним из перспективных направлений работы центра «Алматы дарыны» является формирование высокомотивированного тренерского состава, создание условий для их непрерывного повышения квалификации. Основной же целью центра было и есть особое внимание каждому одаренному ребенку, увидеть, понять, поддержать, помочь найти себя.

Для того чтобы стать сильным и процветающим государством, добиться устойчивого развития, нам необходимо опираться и вкладывать в интеллектуальную элиту, высокие технологии, научный потенциал страны. Только за счет этого страна может занять достойное место в мире.

Жанат АЙТПАЕВА,
директор Центра по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи «Алматы дарыны» УО г. Алматы

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий