Ляззат Жылкыбаева: «Мы реализуем проекты в помощь педагогам и школьникам»

Алматы традиционно является образовательной столицей страны, где сосредоточены многие сильные и имеющие богатую историю университеты и школы Казахстана, многие школьники-победители олимпиад – выходцы из этого славного города. Какие сейчас реализуются прорывные проекты в области образования, как город решает проблемы снижения качества образования из-за пандемии, дефицита ученических мест, подготовки педагогических кадров, цифровизации учебных заведений и другие насущные вопросы, об этом в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказала руководитель Управления образования г. Алматы Ляззат ЖЫЛКЫБАЕВА.

– Ляззат Ауесхановна, расскажите об итогах вашей работы в прошлом году и какие инновационные проекты образования реализуются в вашем городе?

– Алматы представлен самой обширной сетью организаций дошкольного и среднего образования. В текущем учебном году в более 1200 подведомственных организациях образования воспитываются и получают образование свыше 450 тысяч детей и подростков, работают свыше 36 тысяч педагогов.

В прошлом учебном году, несмотря на все трудности, связанные с онлайн-обучением, нам удалось выстроить эффективную обратную связь с учащимися, учителями и родителями. Результатами общих усилий можно назвать успехи наших учащихся на ежегодной республиканской олимпиаде по 16 общеобразовательным предметам, по итогам которой они в очередной раз завоевали 1 место. В прошлом году команда школьников Алматы в 8 раз стала лучшей и по итогам Президентской олимпиады по предметам естественно-математического направления.

Итоги нашей работы в прошлом году показали, что нужна новая стратегическая программа, которая позволит не допустить снижения качества образования. Таким стратегическим видением для нас стала комплексная трехлетняя программа профессиональной переподготовки управленческих команд «Алматинские школы», разработанная при поддержке акимата города Алматы с учетом передового опыта АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и ведущих мировых экспертов. Программой будут охвачены поэтапно 150 школ, команды которых будут обучены новым современным подходам, методикам и практикам работы. В настоящее время программа уже реализуется в 50 школах.

В условиях возрастающей необходимости применения цифровых технологий и новых форм обучения в этом году впервые был запущен специальный конкурс для педагогов Digital Ustaz Almaty. В рамках конкурса проводилась серия вебинаров и мастер-классов от ведущих экспертов в сфере цифрового образования. Для участия в конкурсе зарегистрировались более 2 тысяч учителей как государственных, так и частных школ, было организовано более 50 мастер-классов, а для 30 финалистов проведены образовательные интенсивы с участием отечественных и зарубежных специалистов.

6 декабря были подведены итоги этого конкурса, призеры награждены дипломами и ценными призвами, а главным победителем признан учитель истории Galaxy International School Сагингалий Калиев, который получил возможность пройти образовательную стажировку в городе Лондон.

Кроме того, 7-8 декабря в городе Алматы была проведена первая в Казахстане Глобальная конференция по новым образовательным технологиям EdCrunch Gloсal, участие в которой приняли более 20 тысяч участников из 25 стран мира с 6 очными студиями в Москве, Тель-Авиве и других городах.

– Мы знаем, что управление образования взаимодействует с вузами, готовящими педагогические кадры. Как вы работаете в плане организации практики, стажировки будущих учителей?

– Да, ежегодно педагогические коллективы организаций образования пополняются молодыми специалистами, за которыми закрепляются наставники для оказания методической помощи и поддержки. В этом году на работу приняты 520 молодых специалистов, для выплаты единовременной материальной помощи которым из местного бюджета было предусмотрено более 30 млн тенге. Нужно отметить, что данная мера поддержки учителей реализуется в городе уже третий год.

Нами осуществляется постоянное сотрудничество с педагогическими колледжами и вузами, находящимися в городе, в части предоставления возможности студентам пройти практику в детских садах и школах, а также трудоустройства по завершении обучения. В этом году также заключен меморандум о совместной работе с Казахским национальным педагогическим университетом имени Абая. Эта работа проводится на постоянной основе.

– Насколько повысились и как будут повышаться зарплаты алматинских педагогов?

– Поэтапное повышение заработной платы учителей действительно является важной мерой поддержки, осуществляемой в рамках исполнения соответствующего поручения Президента страны. С 2020 года учителям города выплачивается 25%-ая надбавка к заработной плате, и эта работа в настоящее время продолжается.

– Как вы относитесь к ротации директоров школ? Высказываются некоторые опасения, что грядут массовые перестановки и увольнения директоров школ.

– Согласно приказу МОН РК ротации подлежат первые руководители организации образования, находящиеся в занимаемой должности 4 года с учетом рассмотрения комиссией портфолио первого руководителя и находящиеся на занимаемой должности 7 и более лет. Сейчас мы проводим соответствующую работу среди своих коллег по разъяснению данных правил. При этом важно понимать, что ротация не означает начало массовых увольнений, более того, мы считаем, что ротация руководителей окажет благоприятное влияние на работу организаций и будет способствовать решению таких вопросов, как предупреждение профессионального выгорания опытных директоров, повышение трудовой мотивации в коллективах, раскрытие потенциала педагогов и другие. Кроме того, ротация будет способствовать и профилактике коррупционных нарушений.

– В связи с тем, что сейчас наблюдается дефицит ученических мест в школах, как вы намерены решать эту проблему? Сколько школ планируете построить в ближайшие годы?

– Действительно, в городе ежегодно наблюдается рост контингента учащихся школ за счет естественного прироста населения и активных миграционных процессов. В этом учебном году в 291 школе обучаются свыше 303 тысяч учащихся, что больше по сравнению с прошлым учебным годом на более 12 тысяч учащихся. В этом году почти на 3 тысячи возросло и число первоклассников, принятых в государственные и частные школы, всего в 1 классы были зачислены 31 046 учащихся, а в 1 классы частных школ – 3764 учащихся. На сегодня дефицит ученических мест составляет свыше 33 тысяч мест.

Для решения этого вопроса в городе реализуется комплекс мер, в том числе в этом году ведется строительство 8 новых государственных школ на 12600 мест с учетом принципа «шаговой доступности», из которых 3 школы на 5100 мест будут сданы в декабре текущего года. Кроме того, к действующим школам строятся пристройки, за счет которых создаются дополнительные ученические места. Всего до конца текущего года будут введены в эксплуатацию 17 пристроек на 8263 места, при этом работы по 11 пристройкам на 4600 мест уже завершены.

В целях снижения дефицита ученических мест осуществляется также активное сотрудничество с частным сектором, к примеру, в этом году за счет частных инвестиций в городе были открыты 13 частных школ на 2656 мест.

В целом посредством применения различных механизмов реализации планируется поэтапно снизить дефицит ученических мест, начиная с 2021 года, на 47% за счет строительства 89 новых объектов образования на более 44 тысячи мест до 2025 года.

– В городе действуют различные внешкольные организации, которые посещают дети. Что делается для обеспечения детей бесплатными занятиями в кружках, секциях и других направлениях дополнительного образования?

– Всего на сегодня действуют 23 организации дополнительного образования, при этом 17 внешкольных учреждений, среди которых Дворец школьников, районные Дома школьников, Школа искусств, детские музыкальные школы являются государственными, в них бесплатно обучаются более 23 тысяч учащихся.

В этом году в целях увеличения охвата детей бесплатным дополнительным образованием впервые проводится конкурс по размещению государственного образовательного заказа на дополнительное образование в частных внешкольных учреждениях на 5 тысяч мест, кроме того, по линии культуры и спорта будут размещаться государственные творческий и спортивный заказы, всего на 55 тысяч мест.

В городе принимаются меры и по расширению сети внешкольных организаций. Так, ведется подготовка по строительству 2 современных Центров инновационного творчества в Алатауском и Наурызбайском районах, которые будут представлять собой многопрофильные организации со множеством современных кружков, спортивных секций, студий и лабораторий. Продолжается также работа по масштабной модернизации действующего Дворца школьников, в котором будут работать кружки современного аэромоделирования нового направления, IT-программирования, Hi-tech, лаборатории робототехники, химии, физики, биологии, гидропоники, а главное, будет восстановлена работа обсерватории и планетария.

За счет этих и других мер планируется увеличить охват детей бесплатным дополнительным образованием, вместе с тем, сотрудничество с коллегами и партнерами в рамках этих и других направлений работы обязательно будет продолжено.

– Ляззат Ауесхановна, желаем вам успехов в претворении в жизнь намеченных планов! Спасибо за интервью!

Беседовал Асет СЫЗДЫКОВ

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий