Инновационные технологии в воспитании детей

В программной статье Елбасы Н.А. Назарбаева «Семь граней великой степи» говорится о необходимости особого отношения к родной земле, ее культуре, традициям, обычаям как важному элементу патриотизма. Наш народ всегда уделял особое внимание воспитанию детей, ведь ребенок – это продолжение нашей жизни. На основании опыта яслей-садов №187 и №37 г. Алматы мы расскажем об инновационных технологиях в воспитании детей.

Асык-терапия как педагогический метод

Новыми требованиями к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования является использование инновационных технологий, одна из которых – «Асык-терапия».

Обоснованием выбора внедрения в учебно-воспитательный процесс технологии «Асык-терапия» послужило:

– во-первых, то, что в современном мире наблюдается расшатывание нравственных устоев. Лучший вариант для подрастающего поколения – это знать, уважать и чтить традиции своего народа;

– во-вторых, гиподинамия – одна из наиболее острых проблем в современном мире. Не обходит стороной эта проблема и детей, которые предпочитают провести свободное время дома за гаджетами.

Цель «Асык-терапии» – научить детей регулировать движение, пространственной ориентации, поэтапному формированию зрительно-визуального и словесно-логического мышления, способствовать развитию творческих способностей и критического мышления, терпения. Вот почему мы, взрослые, должны создавать новые содержательные игры, упражнения, асык-игры и использовать их в образовательных мероприятиях для обучения и развития. Считая, конструируя, решая задачи математической логики, придумывая разные события, мы сможем интереснее передать ребенку наши знания и жизненный опыт, законы и события окружающего нас мира. Обучить детей ловкости, уважению друг к другу, умению свободно выражать себя, играя в национальные игры, развивать бдительность, меткость, сдержанность и терпение с помощью игры в асыки.

Асык-терапия применяется во всех пяти направлениях образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социум» и «Творчество».

Занятия и игры помогают детям развивать мелкую моторику и сенсорику. Эффективность использования асыков значительно возросла, когда были разработаны специальные игровые комплексы, направленные на развитие мелкой моторики, внедрение здоровьесберегающих технологий.

Педагоги детского сада №187 под руководством Ф.К. Омарбековой разработали авторскую программу по технологии «Асык-терапия». Эта программа находит асыкам самое разнообразное применение, разработаны игры и дидактические материалы согласно возрастным особенностям детей.

Применение асыков в области здоровьесбережения оказывает влияние на сохранение психофизического и социального здоровья детей. Оздоровительные функции с использованием асыков, система массажей позволит ввести детей в процесс освоения форм, ведущих к здоровому образу жизни. Сотрудники и родители детского сада сделали массажные стельки и рукавички с асыками, «Дорожки здоровья» и т.д. Дети после дневного сна и во время учебной деятельности по физической культуре массируют друг другу спины, «гуляют» по округлым косточкам, проводят профилактику плоскостопия. В детском саду оборудовано специальное поле для игры в асыки, это развивает у детей меткость, ловкость и терпение. В образовательной области «Познание» при применении асыков у детей развиваются математическое восприятие, логическое мышление.

В образовательной области «Творчество» в организованной учебной деятельности по музыке асыки используются как музыкальные инструменты: асатаяк, маракасы, сылдырмак. Дети бьют ими под каждый шаг и учатся чувствовать ритм и заодно считать.

При знакомстве детей с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством казахского народа. Дети создают картины из асыков по схемам и контуру. Искусство применения асыков, создание ярких образов из них поможет детям усилить образные представления о казахском народе, о Родине, ее культуре. В образовательной области «Коммуникация» для развития навыков мышления и обучения грамоте используется магнитная доска с асыками, которые выделены в звонкие и глухие звуки казахского и русского алфавитов, раскрашены и разделены на слоги. Демонстрируя их в повседневной практике, дети учатся узнавать буквы, произносить слоги и составлять слова. Это способствует развитию их интеллекта, языковых навыков, словарного запаса.

Особое место в общем развитии ребенка занимает развитие мелкой моторики, и поэтому в младших группах используются игры с асыками, которые, стимулируя мелкую моторику, повышают активность речи, помогают ребенку самостоятельно одеваться, рисовать и писать.

Асык можно назвать общенациональным наследием всего казахского народа. В программе «Рухани жаңғыру» говорится о необходимости особого отношения к родной земле, ее культуре, традициям, обычаям, это важная черта патриотизма. Республиканский центр «Дошкольное детство» при Министерстве образования и науки Республики Казахстан в 2021 году признал «Асык-терапию» лучшей программой по духовному возрождению, которая формирует модель выпускника дошкольной организации.

Представляя технологию «Асык-терапия» в городе Костанае на педагогических чтениях, руководитель дошкольной организации Ф.Омарбекова получила І место в номинации «Жаңашыл бағыттағы жетістіктері үшін». В 2017 году при содействии Forte bank и Министерства образования и науки Республики Казахстан участвовала в стартап-проекте «Edu Tech» в г. Астане, основной целью которого являлась поддержка социально значимых бизнес-инициатив предпринимателей Казахстана, направленных на совершенствование сферы образования, где Фарида Кызыркановна прошла в полуфинал с новейшей технологией и презентовала ее на EXPO-2017. Также она представила Казахстан на международном форуме в Южной Корее, где был подписан меморандум по созданию международного союза организации для улучшения системы воспитательной среды в целом мире, на ней особенный интерес к асык-терапии проявили специалисты Беларуси и Монголии. Опытом внедрения и успехами применения инновационной технологии «Асык-терапия» в обучении и воспитании детей Ф.Омарбекова поделилась с ученым научно-исследовательского центра Национального института образования Беларуси. Дошкольные организации г. Улан-Удэ (Монголия) также применяют «Асык-терапию» и делятся успехами детей.

В марте 2018 года в г. Сеул (Южная Корея) на международном уровне Ф.Омарбекова представляла национальную инновационную технологию «Асык-терапия». С целью обмена опытом в том же году представители образования Южной Кореи приезжали в г. Алматы. Сейчас связь по обмену опытом с этими странами по применению «Асык-терапии» в дошкольных организациях осуществляется через онлайн-семинары, вебинары, ZOOM-конференции.

Научить детей быть креативными

Авторская программа «Qaqpaq-tar qalashygy – Kryshkagrad» позволяет увидеть результат, способствуя всестороннему совершенствованию нашей работы в воспитании детей творческим, поисковым путем. Главное – прививать им национальные духовные ценности, формируя культурную личность.

Целью авторской программы является научить детей, пришедших в детский сад, креативности, критическому мышлению, развитию коммуникативности и умению работать в команде.

Основная задача программы – создание предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей защиту жизни и укрепление здоровья ребенка, интеграция образовательных областей, направленных на физическое, интеллектуальное, коммуникативное, нравственное, эстетическое развитие детей.

В детском саду открыт кабинет «Qaqpaqtar qalashygy – Kryshkagrad». Кабинет оснащен различной мебелью из ненужных предметов и необходимыми для здоровья детей дорожками, дидактическими играми. Благодаря этим развивающим и дидактическим играм у детей растет интерес, прежде всего, к труду, к правильному обращению со здоровьем. Стоит отметить, что у детей с диагнозом «плоскостопие», которые постоянно ходят по дорожкам здоровья после сна, нормализуются своды стоп. В результате использования детьми младшего возраста настольных игр из крышек, раздаточного материала в дидактической и учебной деятельности воспитатели могут видеть, что у детей развилась мелкая моторика, увеличился словарный запас.

Дети радуются, когда видят, что они могут превратить простые вещи в нужные, появляется уверенность в себе.

Одна из первых работ при запуске проекта «Qaqpaqtar qalashygy – Kryshkagrad» – дети вместе с воспитателями сделали «коврик здоровья» в национальном стиле размером 3х4 квадратных метра. На этот коврик было потрачено более 7 тысяч крышек пластиковых бутылок. На плетение ковра ушло около двух недель. Ковры красиво смотрятся, а технология его изготовления не представляет особой сложности. Воспитатели рисовали орнаменты, дети, ориентируясь, наклеивали крышки на твердую ткань с помощью клея. На поверхности ковра можно увидеть такие виды резьбы, как «кошкармүйіз», «суөрнек», «қазтабан», «құстұмсық» и «тұркұлак». Дети до этого делали и маленькие коврики. Эти коврики предназначены для укрепления здоровья детей, улучшения осанки, улучшения кровообращения, расслабления глаз, пробуждения точек на спине, руках, ногах и укрепления здоровья детей путем выполнения упражнений против плостоскопия, улучшения осанки, развития двигательных навыков.

Наглядные и методические пособия, дидактические игры, используемые в учебной деятельности детского сада, выполнены из крышки. При откручивании и фиксирования бутылки крышкой активируется пальчиковая моторика, то есть пальчиковые движения. Воспитатели и воспитанники изготовливают своими руками часы, сосуды, музыкальные инструменты, машины-техники, цветы, вазы, фрукты, массажные полоски и многое другое.

По этому направлению руководитель дошкольной организации №37 Айнур Алимбекова стажировалась и проходила краткосрочные курсы обучения в Южной Корее, Германии и России.

В детском саду непрерывно идет работа по программе «Qaqpaqtar Qalashygy – Kryshkagrad» по увеличению количества и видов игрушек из крышек. Планируется во дворе детского сада сделать выставку из крышек и изделий из пластиковых бутылок, емкости для посева цветов и большую массажную дорожку для закаливания на свежем воздухе.

Алия САГИЕВА,
руководитель дошкольного
 отдела УО г. Алматы,
Гульбану КУРМАНАЛИЕВА,
руководитель отдела дошкольного воспитания и обучения ГНМЦНТО г. Алматы

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий