Равный доступ к образованию

По данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей с врожденными и приобретенными нарушениями психического, умственного и физического развития с каждым годом растет во всем мире, в том числе и в нашей республике.

Право на образование – это право любого человека. А образование детей – это основное и неотъемлемое условие их социализации, полноценного участия в жизни общества. Ребенок, каким бы он ни был, прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих людей, в том числе родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Отчасти этому способствует гуманизация системы образования, расширяющая права учащихся и их родителей, гарантирующая равный доступ к образованию для всех категорий детей.

Обеспечение равного доступа к образованию детей с особыми потребностями является приоритетной задачей в образовательной, демографической и социально-экономической политике Республики Казахстан и основной задачей инклюзивного образования.

Инклюзивное образование (с французского «включающее») – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование ориентировано на детей:

  • с задержкой психического развития;
  • с легкой умственной недостаточностью;
  • с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы;
  • с речевыми нарушениями;
  • слабовидящих детей;
  • слабослышащих детей;
  • детей с нарушениями моторики;
  • с проблемами развития опорно-двигательного аппарата.

и другие категории детей.

Инклюзивное образование – это образование, при котором все дети, несмотря на некоторые особенности развития, включены в общую систему образования. Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является неотъемлемым условием их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для особенного ребенка важно осознавать, что он может общаться на равных со здоровыми сверстниками, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, утвердиться в собственном потенциале и новом статусе.

В основу обучения детей с особыми образовательными потребностями положена идеология, которая исключает дискриминацию таких детей. Обучение в массовой школе среди нормально развивающихся сверстников дает возможность ребенку чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья, одноклассники.

Основные условия системы инклюзивного образования:

  • все дети – равные участники образовательного процесса;
  • школа адаптирует детей к жизни;
  • у детей-инвалидов будет сформировано понимание их востребованности в обществе, значимости и перспектив социальной реализации;
  • будет создана гуманистическая позиция общества, сделан воспитательный акцент на милосердии, доброте и равенстве всех людей.

В настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный запрос и как траектория развития гуманистического общества.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку. Инклюзия на уровне дошкольных образовательных учреждений – явление крайне важное, необходимое. Ведь, кроме преодоления уже имеющихся у ребенка трудностей, раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии ребенка дают возможность предупредить появление отклонений вторичной и третичной природы.

Ранняя помощь может иметь коррекционный или профилактический характер, то есть либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо продолжить образование в специальных (коррекционных) учреждениях.

Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети с особенностями развития учатся толерантному отношению друг к другу. Общество не должно лишать таких детей права получить образование, развить свои способности, талант и, главное, иметь среду общения со здоровыми детьми. Для этого, безусловно, в школах должны быть созданы дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья этих детей, и нужно понимать, что у инклюзивного образования должны быть границы. Это не безграничное и не хаотичное пересаживание ребенка с любой проблемой в общий класс. Массовый набор детей с особенностями, детей-инвалидов невозможен.

Очень важным аспектом в инклюзивном образовании является ее направленность на работу с семьей в целом. Еще один очень важный момент, положенный в основу деятельности педагогического коллектива, – побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения.

В Алматы проведена большая работа в этом направлении.

В настоящее время, по сведениям психолого-медико-педагогических консультаций, в нашем городе числится 11 714 детей с особенностями в развитии.

Выявление и обследование детей с особыми потребностями в образовании проводится в психолого-медико-педагогических консультациях (далее – ПМПК) по запросам родителей, педагогов школ и дошкольных организаций и в результате заседаний ПМПК в организациях образования и здравоохранения.

Для решения вопросов обучения детей с особыми потребностями в образовании и дальнейшего развития инклюзивного образования управление образования в первую очередь организовало работу по расширению сети ПМПК, которые определяют возможности детей при первичной диагностике, а также программы их обучения.

 Программа обучения детей рекомендуется с учетом результатов диагностики. Специальные образовательные условия обучения прописываются исходя из основного нарушения здоровья (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи).

Для того чтобы дети с особыми образовательными потребностями были вовлечены в систему обучения, необходимо создавать им образовательные условия – это прежде всего вариативность, гибкость учебных планов, программ и система оценивания достижений, так как инклюзивный ребенок не может обучаться по обычной программе для всех остальных детей.

Заключение ПМПК определяет основную стратегию помощи ребенку, психолого-медико-педагогический консилиум организаций образования конкретизирует содержательную часть психолого-педагогической помощи, разрабатывает конкретные коррекционно-развивающие программы.

В городе функционируют 8 психолого-медико-педагогических консультаций и 9 кабинетов психолого-педагогической коррекции (далее – КППК), а также при двух ПМПК открыты 4 коррекционно-диагностические группы, при 2 КППК открыты две группы кратковременного пребывания.

В каждом районе города имеются 8 опорных школ, где функционируют кабинеты поддержки инклюзии (ресурсные кабинеты), оснащенные общественными фондами «Болашак» и «Дара». В данные школы выделено по 8 штатных единиц специалистов (методист, дефектолог, психолог, логопед и по 4 педагога-ассистента).

В настоящее время из 207 школ города в 166 (80% от общего количества школ) реализуется инклюзивное образование. Во все школы выделены штатные единицы дефектологов, логопедов и педагогов-ассистентов.

Сегодня дети с особыми образовательными потребностями имеют равный доступ к продолжению образования в колледжах и вузах по 30 специальностям: швейное производство и моделирование одежды, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, обувное дело, парикмахерское искусство и декоративная косметика, вычислительная техника и программное обеспечение, растениеводство, организация питания и др.

В вопросах кадрового обеспечения и повышения их квалификации, а также развития инклюзивного образования управление образования тесно сотрудничает с Национальным научно-практическим центром инклюзивного и специального образования, а также с неправительственными организациями. Так, за последние 3 года совместно проведено более 80 различных мероприятий, в том числе с привлечением зарубежных специалистов.

Уже традиционными стали ежегодные семинары-тренинги, которые проводит поведенческий аналитик из США Марина Азимова при поддержке фондов «Ашық әлем», «Болашақ» с целью оказания помощи специалистам, работающими с детьми с расстройствами аутистического спектра, а также по вопросам консультирования родителей. В условиях изучения передового опыта в октябре 2017 года на базе школ города прошел первый республиканский семинар по инклюзивному образованию, в котором участвовали более 120 специалистов из всех регионов нашей страны.

 Обучение инклюзивных детей требует обеспечения необходимыми техническими средствами. Для создания специальных условий при обучении детей с особыми образовательными потребностями организации образования города обеспечены мультимедийным интерактивным оборудованием.

Инклюзивное образование предоставляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества – процесса, актуального во всем мире. Развивая инклюзивные подходы в образовании, учителя, специалисты, руководители системы образования имеют хороший шанс для творческого взаимодействия, профессионального общения и совместного анализа результатов и достижений. Но это не означает, что система специального образования должна быть упразднена. Данная система обеспечивает детям с особыми образовательными потребностями и их родителям право выбора образовательного учреждения. Кроме того, огромный потенциал системы специального образования является важным информационным и методическим ресурсом для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии.

В начале нового учебного года в общеобразовательной школе №10 Бостандыкского района был открыт городской ресурсный центр. Для целенаправленной работы по развитию и совершенствованию обучения детей с особыми образовательными потребностями управлением образования были выделены дополнительные штаты методиста, психолога, дефектолога, логопеда.

Для психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в организациях образования работают 232 педагога-психолога, 170 дефектологов, 167 логопедов, а также 220 педагогов-ассистентов.

Инклюзивное образование предполагает не только обучение детей с особыми образовательными потребностями, их приобщение к будущей профессии, но и участие наравне с остальными детьми в открытых воспитательных мероприятиях. Ежегодно в мае по инициативе Городского научно-методического центра новых технологий в образовании проводится городской фестиваль «Красное яблоко» с участием детей с особыми образовательными потребностями. Наши дети исполняют песни, танцы, декламируют стихи. Их выступления сопровождают продолжительными аплодисментами зрители зала. На концерте присутствуют их родители, которые выражают огромную благодарность за организацию фестиваля. Всем детям вручаются грамоты участника фестиваля и его символ – алматинское яблоко.

Инклюзивное образование – процесс реального включения всех детей в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества.

Жанар САГЫНДЫКОВА,
главный специалист отдела опеки и попечительства
УО г. Алматы

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий