Библиотеки важны!

О роли и значимости библиотек и чтения говорил Президент страны Касым-Жомарт Токаев: «Привитие высокой культуры чтения, развитие читательской грамотности должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в казахстанских школах».

Рустам Джаханов, директор гимназии №34 – обладателя Гран-при конкурса «Лучшая школьная библиотека»

По его мнению, интерес к чтению, познание окружающего мира через книги должны формироваться у детей со школьного возраста, а библиотеки должны стать эпицентром этого стремления, путеводителем в удивительный мир литературы, истории и науки.

Важность чтения книг среди детей и подростков нельзя недооценивать, и поэтому Президент призвал объединить усилия всех жителей страны в воспитании читающего поколения, акцентируя внимание на статусе библиотек в этом вопросе. «Министерство культуры и спорта Республики Казахстан 2021 год объявило Годом поддержки детского и юношеского чтения в Казахстане», – отметил он.

 В соответствии с поручением Президента Касым-Жомарта Токаева, озвученного в ходе заседания IV Национального совета общественного доверия от 21 октября 2020 года, Министерство науки и образования утвердило проект «Читающая школа», одной из основных целей которого стало развитие культурной и читательской компетентности детей и молодежи. В рамках реализации проекта есть планы по развитию и сохранению культуры детского и юношеского чтения, популяризации семейного чтения, пополнения библиотечного фонда художественной литературой.

Согласно комплексному плану развития библиотек организаций образования и реализации проекта «Читающая школа», в Казахстане запланировано и введено на данный момент огромное количество преобразований. Правовое обеспечение деятельности библиотек организаций образования, развитие библиотечного фонда, модернизация материально-технической базы и многое другое – все это должно трансформировать и адаптировать традиционную библиотеку к изменившимся запросам общества. В реализацию проекта входит большой объем нововведений как на уровне государственного масштаба, так и на уровне местных региональных планов разработок и воплощения в жизнь многочисленных метаморфоз и реформаций. Колоссальное количество мероприятий, направленных на повышение читательской компетентности, таких как «Чтение через все предметы», проведение часов тихого чтения, проведение «пятиминуток» чтения на каждом уроке, участие обучающихся в тематических конкурсах и многом другом, вовлекло обширную аудиторию школьников в атмосферу возрождения любви к литературе. Библиотечные пространства также претерпели функциональные изменения. Школьник, находясь в окружении книг, вместе с чтением может получить навыки нетворкинга или творческого развития. Значительное внимание уделено социальному партнерству организаций системы образования с учреждениями культуры.

Проведение творческих встреч с участием писателей, взаимодействие с молодежными общественными организациями, освоение новых площадок в формате городских open-air программ, уличных программ летнего чтения, проведение дней общения в библиотеках – лишь малая часть запланированных и проведенных мероприятий. Школы располагают достаточным количеством современного оборудования, позволяющего реализовать практико-ориентированный, проектный и исследовательский подход к обучению и развитию детей и подростков на всех уровнях образования, организовать индивидуальную и групповую проектную, исследовательскую и творческую работу, но без вовлечения родителей учащихся к процессу познания «книжной вселенной» данная миссия будет неполной. В связи с этим была запланирована и внедрена организация работы с родителями по формированию единой читательской общности: «школа – библиотека – семья». Проводимые мероприятия, такие как разного рода фестивали семейного чтения, создание читательских семейных клубов, посещение различных презентаций и выставок и многое другое, найдут отклик в сердцах не только наших маленьких читателей, но и взрослого поколения. Такого рода культурные события также позволят укрепить взаимоотношения между поколениями и могут стать совместной традицией, объединяющей всю семью.

Неотъемлемой частью проекта стало проведение семинаров-практикумов и собраний для родителей по методам и приемам формирования читательской грамотности у ребенка, проводимых сотрудниками школ и библиотек. Постоянная связь между организациями образования и семейным кругом учеников позволяет ознакамливать родителей с новинками детской литературы, проводить различные марафоны по чтению и поддерживать взаимодействие для успешного вовлечения ребенка в процесс чтения, расширения кругозора, расширению познания в разных областях, развитию креативности и нестандартного мышления.

Безусловно, невозможно не брать в расчет новые технологии. Учитывая то обстоятельство, что современная молодежь предпочитает получать информацию посредством цифровых технологий, планируется цифровизировать библиотеки. И одной из задач является внедрение мобильных приложений «Марафон чтения» у обучающихся. В этом плане стоит задача обеспечить доступность и размещение электронных версий художественной литературы через интернет и мобильные приложения. Подобные проекты уже существуют, прорабатываются вопросы сотрудничества с их создателями.

Значительное и постоянное внимание уделяется профессиональному развитию библиотекарей, сотрудников организаций образования. Координационная работа ассоциации, сетевых сообществ библиотекарей школ и колледжей позволяет разрабатывать проекционные планы и внедрять их в работу образовательных учреждений. Ежегодное обновление фонда библиотек отечественной, мировой, художественной, научной, научно-публицистической, научно-фантастической, документальной, исторической и многими другими видами литературы стало уже привычной практикой для организаций системы образования Казахстана. Ведь качественная литература позволяет расширить мировоззрение, получить новые знания, научит правильно мыслить.

Значение школьных библиотек нельзя недооценивать. Это квалифицированная помощь в подборе информации и работа с ней, однако библиотека несет в себе еще одну важную функцию.

Библиотека – это единственное место в школе, где нет строго регламентированного режима. Здесь можно полистать журналы на переменке, пошептаться с друзьями в тишине, и, зайдя за компанию с одноклассником, увидеть что-то такое, за чем захочется вернуться. Уже давно признано, что главная идея образования в современном мире – образование в течение всей жизни. И библиотекарь зачастую становится проводником в удивительный мир литературы. Умение сформулировать цели своей работы и запрос, найти, оценить и отобрать информацию, грамотно ее переработать, освоить и хорошо представить, также всему этому учит школьная библиотека.

В рамках проекта «Читающая школа» в городе Алматы прошел городской конкурс «Лучшая школьная библиотека Алматы-2021». Цель конкурса – поддержка инновационных технологий в области библиотечного дела, способствующих повышению качества обучения, эффективности учебно-воспитательного процесса и повышения статуса школьных библиотекарей. Хорошая библиотека может способствовать решению проблем, которые возникают в процессе школьного обучения.

Вторым немаловажным фактором является то, что именно библиотека может создавать культурное пространство школы. Тот самый общий культурный фон, который не является эквивалентом даже самому отличному пониманию учебных предметов. Данный конкурс позволил выделить уникальность проводимых работ со стороны руководителей и библиотекарей в нескольких образовательных учреждениях города Алматы. Конкурс «Лучшая школьная библиотека Алматы-2021» прошел с февраля по июль 2021 года в два этапа, районный и городской. Всего в нем приняли участие школьные библиотеки 207 организаций среднего образования. На городском этапе конкурса соревновались победители районного этапа – это лучшие школьные библиотеки 10 организаций образования. Демонстрация умения совместно работать с отдельными лицами и группами внутри- и внешкольного сообщества, создание положительного имиджа библиотеки, проведение на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательных мероприятий и многое другое явились критериями при определении победителей.

По итогам городского конкурса «Лучшая школьная библиотека Алматы-2021» был определен победитель – гимназия №34. Директору школы вручили сертификат на сумму два миллиона тенге, которые пойдут в том числе на материально-техническое оснащение школы.

Также были определены призеры по пяти номинациям. Отмечены коллективы специализированного лицея №178, школы-гимназии №153, школы-гимназии №168, общеобразовательной школы №177, школы-гимназии №148.

Библиотека – это место психологической разгрузки и изменения социальной роли, но в то же время это пространство является частью учебно-воспитательного процесса, как уроки, факультативы, кружки. В школе сама жизнь в стенах школьной библиотеки есть часть образования. Человек проводит в школе одиннадцать лет, он там взрослеет, приобретая различные знания и навыки. И все, что он там видит и делает, должно работать на его развитие, в том числе и в библиотеке. И любой профессиональный библиотекарь скажет вам, что своими библиотечными средствами может помочь ребятам в преодолении их проблем и решении ежедневных задач не только учебного процесса, но и социальной жизни. Конечно, главное его «орудие труда» – книга.

Книги вдохновляют и мотивируют нас сделать себя лучшими, помогают открыть нам новые грани восприятия мира, о которых раньше и не догадывались. Любовь к чтению нужно закладывать в детстве. И именно тогда любовь к литературе будет присутствовать на протяжении всей жизни человека.

Идея программы «Читающая школа» сегодня как никогда становится актуальной, ведь, как верно отметил Президент страны Касым-Жомарт Токаев, «чтение – источник духовной зрелости. Сегодня век информации, которая обновляется каждую секунду. Мы должны тратить свое золотое время на полезные вещи».

Роза Акмагамбетова,
руководитель отдела «Воспитательная работа и самопознание» ГНМЦНТО УО г. Алматы

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий