Роль журнала «Самопознание.kz» в обобщении педагогического опыта учителей самопознания

В Законе Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-III «Об образовании» Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» (Программа НДО) определена как программа, определяющая цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающая гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся.

Сегодня сфера нравственно-духовного образования призвана всестороннее удовлетворять потребности учащихся в интеллектуальном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, создавать возможности для развития образования в целом, в том числе для обновления его содержания в соответствии с задачами Программы НДО.

Для того чтобы нравственно-духовное образование могло осуществлять функции, которые на него возложены, необходим не только принципиально новый подход к его содержанию, но и соблюдение ряда условий. Одним из них является высокий профессионализм деятелей образования различных уровней: научных сотрудников, методических работников и учителей общеобразовательных школ, преподавателей средних, специальных, профессиональных, высших учебных заведений.

В связи с этим Республиканский научно-методический журнал «Самопознание.kz» призван способствовать повышению уровня педагогического мастерства и методической грамотности учителей самопознания, учителей-предметников, интегрирующих предмет самопознания с другими учебными дисциплинами. Соответственно, задачами издания является выявление, распространение и обобщение передового педагогического опыта.

Понятие педагогический опыт на современном этапе развития образования рассматривается в двух значениях: широком и узком. В первом случае педагогический опыт является составной и необходимой частью и разновидностью общечеловеческого опыта. В таком понимании опыт представляет собой богатейшую сокровищницу профессиональных ценностей, созданных педагогами всех времен и народов, и носит массовый характер.

В узком смысле педагогический опыт рассматривается как совокупность практических знаний, умений, навыков (ЗУН), приобретаемых педагогом в ходе повседневной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки.

К передовому педагогическому опыту в этом смысле относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.

На страницах журнала передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов, креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Находя и используя оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором.

Главными признаками передового педагогического опыта, транслируемого журналом «Самопознание.kz», являются актуальность, новизна и результативность публикуемых материалов.

Актуальность опыта определяется важностью, значимостью опыта для решения имеющихся проблем, его возможностями повлиять на разрешение противоречий и трудностей, возникающих в работе учителей предмета «Самопознание». Чем более широкий круг насущных проблем издание помогает устранить, тем выше степень его актуальности и полезности для читателей.

Новизна опыта всегда относительна: то, что для одних ново, для других может быть традиционным, уже освоенным и активно используемым. Также новизна обуславливается частотой использования опыта, его распространенностью в массовой практике. Имеет смысл говорить и о степени новизны, которую можно определить через сравнение прошлого опыта с уже имеющимся.

Результативность опыта означает возможность добиваться при его использовании высокой эффективности, наглядной практической результативности в обучении и воспитании.

Наш журнал помогает своей целевой читательской аудитории – учителям самопознания, учителям-предметникам, интегрирующих предмет самопознания с другими учебными дисциплинами – обобщить педагогический опыт, увидеть его более масштабно, раскрыть его новые грани.

Также педагоги получают возможность на страницах журнала раскрыть свои собственные педагогические идеи, обосновать их продуктивность, творческий потенциал, перспективность, показать условия, при которых возможна реализация этих идей, выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования.

Вниманию своих читателей журнал предлагает следующие стратегические направления:

  • социально-педагогический: активное участие в формировании единого республиканского педагогического сообщества;
  • профессионально-педагогический: актуализация научно-методического потенциала участников образовательного процесса в целях оптимизации современного процесса модернизации отечественного образования;
  • научно-теоретический: публикации, отражающие направления и результаты научного поиска различного уровня: методологического, теоретического, научно-эмпирического, метатеоретического, частно-теоретического, конкретно-теоретического характера;
  • научно-методический: публикации методического характера, отражающие передовой, инновационный опыт учителей самопознания.

В журнале представлены следующие рубрики.

  • От сердца к сердцу (материалы, имеющие отношение к Программе НДО, истории, рассказы о жизни и деятельности великих учителей человечества, выдающихся представителей педагогической мысли Казахстана и мира).
  • От чистого истока – к самопознанию (статьи по общим вопросам самопознания как учения о духовности, включая историко-культурологические, аксиологические (ценностные), этико-эстетические, морально-нравственные и другие аспекты жизнедеятельности человека и общества, по проблемам гуманной педагогики, трудам ее представителей и т. д.).
  • Мастерская учителя самопознания (материалы научно-методического характера для практической помощи педагогам при подготовке и проведении уроков самопознания, организации внеучебной деятельности, внеклассных мероприятий, досуга учащихся (в том числе совместно с родителями).
  • Лаборатория педагогического опыта (материалы об опыте передовых педагогов, ведущих активную исследовательскую работу. Педагоги-исследователи, новаторы, помимо общепрофессиональной деятельности, занимаются организацией внеклассных мероприятий, владеют навыками ведения внеучебной подготовки учащихся, их дополнительным образованием, творческим развитием (факультативы, кружки, клубы по интересам, гостиные и др.).
  • Личность (знакомство с представителями педагогической, научной общественности, творческой интеллигенции, внесших свой вклад в развитие отечественной культуры, возрождение национального самосознания, народных обычаев, традиций и т. д.).
  • Саморазвитие (рубрика носит рекомендательный характер и предназначена для размещения материалов, цель которых помочь читателю в его духовных поисках, обретении внутреннего покоя, психологического равновесия, душевного комфорта. Это могут быть книги, статьи, в которых рассматриваются проблемы межличностных взаимоотношений, пути выхода из разного рода кризисов, модели поведения в семье, коллективе, различные упражнения, тренинги, способствующие мотивации человека к личностному росту, повышающие его самооценку, помогающие создать благоприятные условия для адаптации в социуме, социального взаимодействия, успешной профессиональной деятельности, укреплению связей с окружающими людьми, осознанию себя частью единого мира и т. д.).
  • Факты, тенденции, аналитика (публикация информационных материалов о деятельности базовых, пилотных организаций образования (ПОО) по Программе НДО «Самопознание» по всем направлениям учебно-воспитательной работы (основная учебная деятельность, внеклассные мероприятия, внеучебная деятельность, дополнительное и инклюзивное образование, работа с родителями и др.): отчеты, планы, перспективы, опыт работы лучших педагогов, результаты мониторинговых, аналитических исследований, педагогических измерений и т. д.).

Опыт многолетней деятельности редакции журнала имеет широкий спектр функциональных возможностей, главная из которых – выступать рупором для профессионального совершенствования учителей самопознания, учителей-предметников, интегрирующих предмет самопознания с другими учебными дисциплинами. Используя материалы печатного издания, педагоги имеет возможность осознанно относиться к процессу формирования индивидуального опыта: рассматривать его не как стихийно возникающую копилку методических приемов и техник, а как осмысленный критический анализ и отбор эффективных приемов, форм, методов и средств профессиональной деятельности. Их эффективность оценивается с той позиции, насколько успешно они позволяют преодолевать затруднения, проблемы в деятельности и выходить на уровень решения более сложных профессиональных задач.

Таким образом, Республиканский научно-методический журнал «Самопознание.kz» позволяет своей целевой аудитории продолжить поиск путей собственного профессионального развития и личностного роста, увидеть и обобщить педагогический опыт республиканского и мирового уровня, а также иметь возможность поделиться своими разработками учебно-воспитательной деятельности.

 

Редакция журнала приглашает к активному сотрудничеству и взаимодействию представителей научно-педагогической общественности, организаций образования всех уровней, сообщества учителей самопознания, учителей-предметников, интегрирующих предмет самопознания с другими учебными дисциплинами.

Будем рады разместить ваши материалы на страницах нашего издания!

М. Б. Бельгибаева,
директор издательства,

Т. Т. Босшалова,
редактор,

Национальный институт гармоничного развития человека,
г. Алматы

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий