От массовой стандартизации – к массовой уникальности
В автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» завершилась серия круглых столов в рамках юбилейного проекта, посвященного 180-летию великого казахского просветителя Ибрая Алтынсарина.
На первом круглом столе педагоги страны проанализировали образование в новой реальности и уроки пандемии. К «Незаменимому учителю в эпоху искусственного интеллекта» подключились более тысячи преподавателей, подавляющее большинство из сельских школ. Профессиональный разговор о роли оценивания в качестве образования в равной степени заинтересовал и ученых, и тех педагогов, которые каждый день входят в класс. Логично, что серия алтынсаринских круглых столов завершилась такой актуальной темой, как трансформация от массовой стандартизации к массовой уникальности и новые требования на рынке труда.
– Массовая стандартизация в системе образования сформировалась в двадцатом веке, в новом столетии цифровизация и урбанизация трансформировали глобальную картину мира. Согласно докладу Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест», уже сейчас от 5% до 45% населения мира работает в гиг-экономике. Сегодня система образования должна создавать индивидуальную траекторию, основанную на обучении на протяжении всей жизни, – подчеркнула председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова. – Основная задача учителя – мотивировать и вдохновлять учащихся на достижение своих целей и самостоятельные действия, оказывать поддержку в самообразовании, а также в раскрытии своих способностей и их дальнейшем развитии.
Выступление профессора Сиднейского университета Фила Ламберта «От массового образования индустриальной эпохи к индивидуальным траекториям обучения с использованием цифровых технологий» вызвало большой интерес у казахстанских коллег:
– Всеобщее массовое образование имело свое целевое назначение. Педагогические методы разрабатывались на основе традиционных учебных дисциплин. Передача знаний осуществлялась прямолинейно от учителя ко всему классу. Оценивание в большей степени включало в себя проведение массовых экзаменов.
На сегодняшний день мы используем современные модели, а именно персонализированное обучение. Образование рассматривается в качестве инвестиции. Методы дифференциации, которые учителя могут внедрить в свою педагогическую практику, работают на конкретных учеников. Разнообразие учебных программ подразумевает, что образовательная программа не является исключительной. Разнообразие подразумевает различные траектории развития в рамках профессионально-технической и академической подготовки, а также STEM- образования. Современные модели основываются на принципах инклюзии, обеспечивают равный доступ учащихся к образовательным программам.
Сегодня миссия образования – в подготовке детей к будущей повседневной и профессиональной жизни, содействие им в успешности, уверен Фил Ламберт.
Абсолютное согласие с австралийским коллегой подтвердила своим докладом «Раскрывая способности каждого» директор Центра образовательных программ Жанар Абдильдина:
– Результаты исследования NASA, озвученные Джорджем Лэндом в 2011 году, заставили мировое сообщество задуматься о пользе стандартного образования для человека. Выяснилось, что 98% всех детей рождаются с природной креативностью и нестандартным подходом к решению проблем. Этот показатель драматически падает по мере взросления человека и только двум процентам взрослого населения удается сохранить свою природную гениальность и творческий потенциал. Закономерно, что становится актуальным вопрос, как развивать уникальность поколения Z, активно использующих цифровые устройства и 3D реальность? Позиция ЮНЕСКО по персонализированному образованию была озвучена в Докладе 2008 года, где «Доступ к качественному образованию означает доступ к персонализированному обучению». А персонализированное обучение – это всегда развитие личности.
В проекте ОЭСР «Образование 2030», в котором Казахстан принимает участие с 2016 года, был сделан анализ учебных программ обновлённого содержания образования основной школы. Экспертами определены 28 компетенций, объединенные в пять групп: базовые виды грамотности; навыки, отношения и ценности; ключевые концепты; компетенции преобразования; комплексные компетенции.
Международный сравнительный анализ учебных программ показал, что казахстанский теоретический куррикулум обновленного образования достаточно хорошо направлен на развитие компетенций. Но говоря об образовательной программе важно разграничивать три вида куррикулума: желаемый или теоретический, реализуемый или преподаваемый и достигаемый или изученный учениками. Главным в этой цепочке является реализуемый куррикулум, поскольку он основывается на профессионализме педагога.
В Назарбаев Интеллектуальных школах учебный процесс изначально организован с фокусом на персонализацию: в старшей школе широкий выбор предметов на углубленном и стандартном уровнях, создана модель ускоренного обучения (программа 8-10 классов за 2 года); есть другая модель «Индивидуальный образовательный маршрут», возможность выбора от одного до трёх предметов на самостоятельное ускоренное обучение. Сейчас работа ведется над созданием персонализированной образовательной платформы NIS Online, на которой собраны учебные материалы согласно NIS-Programme по профильным предметам.
Эксперт международного центра лидерства в образовании Эрик Шенингер поделился своим профессиональным кейсом по персонализированному обучению и ответил на вопросы: почему, как и что?
В разговоре о персонализированном обучении самая опасная фраза – «мы всегда делали так». Часто мы учим так, как учили нас. По словам Альберта Эйнштейна, безумие – это делать одно и то же снова и снова, и ожидать разных результатов. На пути к персонализации мы должны быть готовы к дискомфорту, преодолению страхов, повторному обучению.
Персонализация – это высвобождение творческого потенциала и гениальности детей. Важно развивать параллельное непрерывное профессиональное обучение своих сотрудников. В моей последней книге «Прорывное мышление в наших классах» есть целая глава, посвященная персонализации, со множеством примеров. Для меня было честью поделиться с вами, коллеги, своими профессиональными результатами, – признался Эрик Шенингер.
Управляющий директор АО «Центр развития трудовых ресурсов» продолжила актуальную тему «Развитие человеческого капитала: от «профессии» к «навыкам», а и.о. ректора Горно-Алтайского государственного университета Владимир Недельский – «Искусственный интеллект – возможности и угрозы для бизнеса и человечества».
Впервые на круглом столе прозвучал голос родителя: Ерлан Дуйсенханов в роли отца и предпринимателя проанализировал «Современные методы обучения детей. Новый подход к развитию навыков 21 века».
Активное подключение педагогов из всех регионов страны к круглым столам подтвердило востребованность профессиональной платформы по стратегическим приоритетам в современной педагогике, поэтому образовательный проект, посвященный Ибраю Алтынсарину, решено продолжить в наступающем году.
Дина ЛИ
Загрузка...