Рост доверия как фактор конкурентоспособности
От имени Республиканской ассоциации частных организаций образования (РАЧОО) поздравляю всех казахстанцев, представителей частного сектора образования с 30-летием Независимости Республики Казахстан, с Новым годом. Хочу пожелать всем своим коллегам, работающим в сложной и одновременно очень динамичной, интересной сфере частного образования, чтобы инвестиции, вложенные в развитие образования, труд и усилия послужили залогом экономического возрождения и процветания нашей страны. Перспективы государства во многом связаны с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. Образование как нельзя лучше и достовернее отражает приоритеты страны и процессы, происходящие в ней. Служа системе образования, мы служим будущему нашей республики.
Более 15 лет Ассоциация координирует деятельность частных организаций образования дошкольного, среднего образования и ТиПО, обеспечивает методологическое сопровождение, оказывает поддержку частным организациям образования страны, проводит независимую экспертизу нормативно-правовых документов МОН РК и вносит предложения по вопросам развития и поддержки частных организаций образования, обеспечивает обмен лучшими практиками и инновациями.
Ассоциация всецело поддерживает образовательную политику Республики Казахстан в рамках реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2021-2025 годы и предлагает решение стратегических и практических вопросов, связанных с совершенствованием системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Сегодня неотъемлемой частью единой системы образования нашей страны является частный сектор образования. Несмотря на то, что частное образование – явление новое для современного Казахстана и его первоначальное становление проходило в целом стихийно, за три десятилетия сложилась республиканская сеть частного образования со всеми уровнями обучения от дошкольного до высшего. Самая большая сеть организаций частного образования находится в г. Алматы.
Частное дошкольное воспитание и обучение
За последние 10 лет в Алматы построены и введены в эксплуатацию 592 частные дошкольные организации образования на 20 438 мест. Благодаря активной разъяснительной работе, которая проводится среди частных инвесторов, а также поддержке акимата города в сфере дошкольного обучения и воспитания мы наблюдаем хорошую тенденцию по привлечению частного сектора в дошкольную сферу. С начала года в городе открыты 72 частных детских сада, которые сейчас посещают более 4 тыс. детей, при этом 42 из них открылись летом. В настоящее время в городе действует 761 частная дошкольная организация. Всего частным дошкольным воспитанием на сегодня охвачены 69 490 детей от 1 до 6 лет, в том числе 63 920 детей от 3 до 6 лет. Государственный образовательный заказ по сравнению с прошлым годом был увеличен на 4378 мест и размещен в 67 частных детских садах, открытых в этом году.
В Казахстане работают около 3,8 тыс. частных детских садов и свыше 5 тыс. мини-центров, что существенно усилило охват детей дошкольным обучением и воспитанием в целом. При этом, несмотря на успешную и системную работу в данном направлении, в стране, в том числе в г. Алматы, сохраняется потребность населения в дошкольных организациях образования.
Среднее частное образование
Наряду с государственными организациями образования в нашем городе активно действуют 83 частные школы, 43 из которых были открыты в период с 1992 по 2016 годы. В 2017 году открыты 5 школ, в 2018 году – 6 школ, в 2019 году – 7 школ и в 2020-2021 году – 22. Как видим, за последние 5 лет открыты 40 школ.
Проведенный анализ показывает, что с 2017 года по стране идет ежегодное увеличение количества частных школ. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается около 350 частных школ. В них обучаются около 50 тыс. учащихся, работают около 10 тыс. педагогов.
Только в частных школах г. Алматы обучаются свыше 25 тыс. учащихся.
Это является показателем роста доверия к частному образованию со стороны населения. Также это связано с внедрением со стороны государства с 2018 года подушевого нормативного финансирования в частные школы, которое позволило школам активно реализовывать свой инновационный потенциал, конкурентоспособность и стимул к повышению качества образовательных услуг. Отмечу, что строительство новых частных школ проводилось только за счет учредителей, что очень важно и эффективно для города. Внедрение подушевого финансирования было обусловлено увеличением ученических мест в городе за счет миграции населения и рождаемости детей. Принцип в том, что на ученика в частной школе государством выделяется определенная сумма, частично покрывающая затраты на его обучение. По замыслу разработчиков, это поможет разгрузить государственные школы. Кроме того, данная мера может и уже сподвигает инвесторов на вложения средств в развитие сектора частного образования и открытие новых частных школ.
Безусловно, цена за обучение варьируется. В элитных международных школах оплата за год обучения составляет около 19 тыс. долларов и выше, в казахстанских частных школах в среднем год обучения стоит 1-2 миллиона тенге. Самая низкая цена – от 60 тыс. тенге в месяц. Какой бы ни была стоимость, в эту сумму входит транспорт, питание, кружки, обучение, обеспечение безопасности. Столь не всем доступная стоимость обучения в частных школах является необходимостью, помимо труда учителя, сотрудников и техперсонала, немалая сумма заложена на питание, содержание здания, оплату налогов в казну государства, покупку учебников и методического пособия и, самое главное, на повышение квалификации педагогов.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что в Казахстане, в частности в городе Алматы, частное образование получило развитие и уверенно заняло свою достойную нишу. Поменялось отношение общественности к частному образованию, появилось понимание, что частные организации образования выполняют немаловажную социально значимую роль, что они – важная часть рынка современных образовательных услуг.
Преимущества частного образования немалые:- семейный уют, возможность для родителей не беспокоиться о времени, ведь ребенок с утра до вечера находится в комфортной частной школе, получает образование по госстандарту и дополнительное образование, посещая кружки и секции. Сегодня многие родители признают роль частных организаций образования как альтернативу государственным и удовлетворены качеством организации образовательного процесса.
Техническое и профессиональное образование
В настоящее время только в Алматы работает 60 частных колледжей. Контингент частных колледжей составляет 44 тыс. студентов, обучающихся по 99 специальностям. В период с 2011 по 2021 годы были открыты 8 частных колледжей. В 2012 году открыты 3 колледжа, в 2013 году и в 2015 году открыто по одному колледжу, в 2020 году – 3.
С целью поддержи развития техническо-профессионального образования в частном секторе акиматом Алматы ежегодно размещается государственный образовательный заказ на подготовку кадров с ТиПО образованием. Благодаря данной поддержке, число частных колледжей, участвующих в размещении госзаказа, увеличилось с 5 (2011 год) до 25 колледжей (2021 год), а контингент вырос с 775 до 15 250 человек.
С 1 сентября 2021-2022 учебного года в частных колледжах внедрена система подушевого финансирования, что позволило увеличить охват молодежи города бесплатным техническо-профессиональным образованием. В результате внедрения подушевого финансирования средняя стоимость обучения одного студента в год увеличилась с 278 тыс. тенге до 356,9 тыс. тенге.
Дополнительное образование
Развитие дополнительного образования – один из важных вопросов в сфере образования. Только в Алматы свыше 3 тыс. частных центров, также 6 частных организаций дополнительного образования, с охватом 4000 учащихся. В целях охвата детей бесплатным дополнительным образованием в РК утверждены правила размещения государственного заказа в частных организациях. Планируемый охват детей бесплатным дополнительным образованием через государственный заказ составит около 13 750 детей.
С 2017 года Управлением образования города Алматы успешно реализуются проекты ГЧП, которые в настоящее время успешно функционируют. Например, проект ГЧП «Управление имущественным комплексом физкультурно-спортивных зон при школах», в рамках которого были построены 4 крытых спортивных сооружения на территориях школ №40 (Бостандыкский район) и №95 (Алмалинский район). В 2021 году по данному примеру реализуется 8 проектов ГЧП «Реконструкция, эксплуатация и управление физкультурно-спортивными зонами при образовательных учреждениях города Алматы» на территориях школ №42, 93, 94, 128, 173, 181, 189 и Алматинского многопрофильного колледжа. Целью данных проектов является совершенствование спортивной инфраструктуры школ в целях повышения эффективности спортивно-оздоровительной работы и укрепления здоровья обучающихся, увеличение функциональных возможностей школьных площадок, создание условий, обеспечивающих возможность качественного проведения физкультурных занятий, а также привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
В целях уменьшения дефицита ученических мест и привлечения частных инвестиций в 2021 году запланирована реализация проекта ГЧП на строительство 4 школ на 4800 мест. Начаты процедуры по проекту ГЧП «Комплексная система безопасности в образовательных учреждениях города Алматы». В рамках проекта предусмотрены модернизация существующих камер видеонаблюдения и установка более 5000 дополнительных камер видеонаблюдения.
Мы видим: государство повернулось к частному сектору образования и поддерживает его развитие. От эффективности работы в рамках ГЧП, от диалога между государством и частными образовательными учреждениями зависит, насколько динамично и успешно будет развиваться частный сектор образования в Казахстане.
От редакции: Уважаемые читатели! С нового года в газете «Білімді ел – Образованная страна» открывается рубрика «Частное образование», а для более эффективной «обратной связи» по освещению частного образования мы предложили Р.Ш. Садыковой войти в состав членов Редакционного совета газеты. Она охотно приняла это предложение. Будем активно сотрудничать, есть о чем писать, говорить, ведь частная сфера образования – неотъемлемая часть казахстанского образования! Сегодня в основном Роза Шариповна коснулась частного образования г. Алматы, уверены, в газете в дальнейшем освещение также будет иметь широкий республиканский охват, в том числе трансляцию получит региональный опыт.
Роза САДЫКОВА,
председатель Республиканской ассоциации частных организаций образования (РАЧОО)