АУЭС на пути по интернационализации высшего образования

В Алматинском университете энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева международную деятельность можно определить как процесс международного сотрудничества в области образовательной, научно-технической и внешнеэкономической деятельности между субъектами образовательного пространства разных государств на основе взаимовыгодного стратегического партнерства и новых эффективных форматов взаимодействия.

Алия ЕЛЕМАНОВА

Международная деятельность – сложная, многогранная категория, включающая в себя различные направления работ. Свое сотрудничество с зарубежными партнерами Алматинский университет энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева (АУЭС) осуществляет по следующим основным направлениям:

  – обмен студентами, научно-педагогическими кадрами;

  – проведение совместных научных исследований;

  – обмен научными публикациями;

  – проведение совместных научных конференций, семинаров, форумов;

  – создание совместных образовательных программ.

В рамках международной деятельности университета  установлено партнерство  с ведущими техническими вузами стран ближнего и дальнего зарубежья, всего более 130 договоров и соглашений. Академическая мобильность в АУЭС реализуется на основании межвузовских договоров и совместных проектов. Студенты университета имеют возможность обучаться за рубежом в рамках академической мобильности на основе межвузовских меморандумов и договоров, в рамках университета ШОС и грантового проекта Эразмус+  КА-107 «Международная кредитная мобильность», стипендиальных программ, предлагаемых правительствами и организациями зарубежных государств. Все практики, стажировки и другие мероприятия проводятся в рамках заключённых договоров с зарубежными партнёрами, которые выступают в качестве правовой основы международной деятельности.

За последние несколько лет расширен спектр совместных образовательных программ с вузами СНГ, в том числе по программам университетов ШОС – это ведущие вузы России, Москвы и Санкт-Петербурга, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Китайской Народной Республики (КНР).

Сегодня в большинстве университетов европейских стран, в том числе и в Казахстане, академическая мобильность в системе образования стала широко распространённым инструментом повышения его качества. Академическая мобильность рассматривается в рамках Болонского процесса как обязательное условие формирования Европейского пространства высшего образования.

АУЭС входит в международные консорциумы по реализации проектов в области повышения потенциала высшего образования и академической мобильности программ Евросоюза Эразмус+ и Немецкого агентства по академическим обменам DAAD. С вузами Турции в этом году нами подписано соглашение об участии в программе Мевлана. Уже третий год мы направляем наших студентов в Японию в Сендайский  национальный технологический институт, где они проходят обучение в течение семестра и получают практические навыки в области робототехники и приборостроения. 

Важной составляющей международной деятельности, непосредственно влияющей на качество научно-образовательного процесса, является осуществление совместной научно-исследовательской работы с зарубежными научными и образовательными организациями. АУЭС принимает участие в  образовательных программах Европейского Союза – 2 проектах Темпус  (2008-2011 гг., 2012-2015 гг.), 4 проекта  Эразмус+ в области повышения потенциала высшего образования (2 проекта 2016-2019 APPLE, InnoCENS,  проект 2018-2021 гг. KUTEL,  проект 2020-2023 гг. ACESYRI).  С 2013 года университет плодотворно сотрудничает с Агентством США по международному развитию USAID в области повышения энергоэффективности промышленных предприятий  и развития возобновляемой энергетики.

В 2019 году АУЭС вошел в топ-25 международного рейтинга U-Multirank по параметру «Сотрудничество с рабочей средой» (Contact to work environment) по таким специальностям, как электро- и теплоэнергетика и информационные технологии («Electric Engineering» и «Computer Sciences»).

В 2020 году АУЭС в глобальном рейтинге устойчивого и экологичного развития UI Greenmetrics занимает 461 место из 880, при этом среди вузов-участников из Казахстана университет занимает 7 место из 15.

Для обеспечения качества образовательной деятельности, соответствующего международному уровню и реализации Болонского процесса, вуз активно ведет работу по привлечению к образовательной и научно-исследовательской деятельности преподавателей из зарубежных вузов. Ежегодно с  официальными визитами в университет приезжают представители дипломатических миссий различных стран для установления академических связей (Франция, Таджикистан, Россия, США, и др.), преподаватели зарубежных вузов-партнеров выступают с гостевыми лекциями, руководят научными исследованиями докторантов совместно с ППС АУЭС, участвуют в мероприятиях университета.  

Наши студенты имеют возможность выбора индивидуальной траектории обучения по программам двойных дипломов с университетами Российской Федерации, такими как Национальный исследовательский университет «МЭИ», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский «Томский политехнический университет», по программе «Геоэнергетика» – Университет Де Лоррэйн, (Франция), Университет прикладных наук Анхальт, (Германия), Рижский технический университет (Латвия).

Одной из  форм академической мобильности преподавателей  являются научные стажировки и участие в международных научных мероприятиях (конференциях, симпозиумах и т.п.). Так, за последние 5 лет преподаватели АУЭС имени Гумарбека Даукеева проходили краткосрочные стажировки на базе Университета Овьедо (Испания), Университета КадирХаз (Стамбул,Турция), Университета Сорбонны (Франция), Университеты Милана, Рима, Генуи (Италия), Валенсии (Испания), Вены (Австрия) и т.д.

Для дальнейшего развития интернационализации казахстанских вузов нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно наращивать долю образовательных услуг и присутствие в международном пространстве через:

  • развитие новых форм совместных образовательных программ и

программ на английском языке;

  • развитие онлайн-образования для иностранных студентов;
  • создание и организация программы «Foundation», подготовительные

языковые курсы по изучению казахского и русского языков;

  • организацию летних школ для привлечения будущих абитуриентов в университет;
  • активное участие университетов на международных образовательных выставках;
  • подготовка информационных материалов (ролики, презентации, флаеры);
  • размещение материалов университета на международных сайтах «Study in KZ»,

«Univero.cc» и др.

Подводя итоги, можно сказать, что значение международной составляющей в деятельности  университетов неуклонно будет расти вместе с  качеством и эффективностью научно-образовательного процесса.

 

Алия ЕЛЕМАНОВА,
главный специалист департамента международного сотрудничества и академической мобильности АУЭС

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий