«Өрлеу» – The British Council: совместный проект – движение вперед

 Интересная и актуальная тема была поднята на брифинге, проходившем на площадке Региональной службы коммуникаций Костанайской области. Речь шла о реализации совместного пилотного проекта Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» и Британского совета по непрерывному профессиональному развитию учителей английского языка Казахстана.

Брифинг на площадке Региональной службы коммуникаций Костанайской области. Слева направо: Анар Кушкурбаева, учитель английского языка СШ №23 г. Костаная; Марионелла Слесарь, директор Костанайского филиала «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР»; Наталья Тулендинова, директор СШ с. Перелески, Денисовский район.

 В нем приняли участие директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области» Марионелла СЛЕСАРЬ, директор СШ села Перелески Денисовского района Наталья ТУЛЕНДИНОВА, учитель английского языка СШ №23 им. М.Козыбаева г. Костаная Анар КУШКУРБАЕВА и участники пилотного проекта – учителя английского языка школ области, которые подключались к разговору, так как их также интересовали нюансы этого проекта.

 Реалии современной жизни диктуют нам свои требования развития наших детей. В школе они должны получить новые навыки и компетенции, которые помогут им комфортно чувствовать себя в образовательном пространстве, не пассовать и учиться в лучших вузах страны и зарубежья. И поэтому реформы в образовании, начатые ещё в начале двухтысячных годов нового тысячелетия, с каждым годом усовершенствуются. И, в первую очередь, новому и современному в педагогике обучаются учителя. Доказательство тому – позиция АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», о которой рассказала на брифинге директор Костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР» Марионелла Слесарь.

  Реформы – до логических результатов

 Неслучайно главной задачей Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» является системное повышение квалификации педагогических кадров, так как качественное образование в школе практически невозможно получить без подготовленных, квалифицированных педагогов. Именно поэтому передовые образовательные системы сосредотачивают внимание на повышении качества работы педагога, поскольку данный фактор оказывает прямое влияние на уровень образования обучающихся.

Начиная с 2012 года, главным направлением в деятельности Национального центра было изменение, в первую очередь, самого учителя, которое востребовало само время. И сразу же началась подготовка его к работе в условиях обновления содержания образования. Но для этого предстояло перевернуть не только сознание, но и сам подход к образованию, к подаче на уроках школьного материала в несколько ином ракурсе.

Понимание того, что профессионализм педагога, как ключевой фигуры системы образования, определяет в значительной степени развитие не только образования, но и общества в целом, обусловило новые направления в деятельности педагогов.

В 2021 году Национальным центром повышения квалификации реализован масштабный проект по повышению цифровой грамотности педагогов и обучающихся на 3 – 4 курсах вузов и колледжей по образовательной программе «Развитие цифровых компетенций педагогов», разработанной совместно с компанией «Microsoft». В асинхронном режиме на курсах обучилось более 40 тысяч учителей республики. Цель проекта по повышению цифровой грамотности педагогов – актуализация навыков по управлению учебным процессом в условиях цифровизации, развитие цифровых компетенций педагогов для применения ИКТ в учебном процессе. Знания, полученные на курсах педагогами, станут хорошим подспорьем в работе и будут реализованы в учениках. Это своего рода бумеранг, запущенный в образовательное сообщество педагогов нашей страны, задача которых не просто обучить грамоте наших детей, а сделать из них высокообразованных, коммуникабельных личностей, которые смогут легко интегрироваться в современное общество и найдут в нём для себя достойное место. Национальный центр «Өрлеу» и его филиалы рассматривают знания как экономический ресурс государства, как фактор производства. Мы внедряем в жизнь идею государства, ведя последовательную модернизацию национальной системы образования, приближая ее к международным стандартам.

Трехъязычие должно стать нормой

Здесь будет уместно вспомнить стратегию развития Казахстана до 2030 года, принятую в 1997 году. В ней было представлено видение перспектив развития нашего общества и миссии нашего государства, где огромное предпочтение и надежда были возложены на молодёжь, которая должна владеть тремя языками.

Стараясь продвигать политику государства в жизнь, озвученную в стратегии «Казахстан-2050», в которой говорится, что «…предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры и… интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих». Сегодня всё это уже воплощено в жизнь и обучение в режиме онлайн становится нормой жизни. Вот и масштабный проект по повышению цифровой грамотности педагогов, разработанный совместно с компанией «Microsoft», проходил в синхронном режиме. Но на этом точка не была поставлена, так как уже в октябре 2021 года Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» начал реализацию нового пилотного проекта по непрерывному профессиональному развитию учителей английского языка в сотрудничестве с Британским советом. Это уникальнейший проект как для педагогов, так и для администраций школ.

Продолжительность проекта – с октября 2021 года по март 2022 года, так как программа рассчитана на 10 недель обучения и предполагает непрерывное профессиональное развитие для учителей английского языка на онлайн-платформе British Council Online Teacher Community. За этот период планируется бесплатно обучить 2000 учителей английского языка.

Участники проекта прошли отбор: в течение 10 дней Британский совет проверял уровень владения английским языком при помощи онлайн-теста «English Score», оценивающего владение грамматикой, лексикой, навыками чтения и аудирования. К участию в проекте допущены педагоги, показавшие уровень знаний В1, В2, С1.

Из Костанайского региона в тестировании принимало участие 59 педагогов английского языка, а пороговый уровень набрали 47 человек. Обучение на первом потоке уже проходят 23 педагога и 45 пройдут на втором. Если рассматривать в разрезе регионов, то из сельских школ в проекте принимают участие 33 педагога, а из городов Костаная, Рудного и Лисаковска – 14. Село представлено 70,2 процента педагогов, которые выйдут на новый этап своей образовательной платформы. Это ещё одно подтверждение того, что идея о поэтапной реализации культурного проекта «Триединство языков» успешно внедряется в жизнь и нашим Национальным центром повышения квалификации, а сегодня она уже стала одним из приоритетных направлений развития высшего и послевузовского образования. Доказательство тому – новый пилотный проект АО «НЦПК «Өрлеу», реализуемый совместно с Британским советом по непрерывному профессиональному развитию учителей английского языка.

Не могу не назвать главные слагаемые пилотного проекта, который, как никогда, приемлем именно в это непростое время: обучение проходит асинхронно, с еженедельными встречами с британскими тренерами и фасилитаторами «Өрлеу».

Следует отметить, что этот международный проект также реализуется в Армении, Азербайджане, Грузии, Украине и Узбекистане. Учителя английского языка нашего региона очень хорошо понимают, что участие в таком крупномасштабном международном проекте открывает большие возможности. Для них это неоценимый опыт, поскольку педагоги в течение 6 месяцев обучаются эффективным современным методикам и технологиям преподавания английского языка, которые они будут успешно использовать на своих уроках. Мы надеемся, что по окончании курсов пойдёт обратная связь: теперь уже те, кто получит сертификаты, в свою очередь, будут делиться оригинальными знаниями с коллегами из казахстанских и международных школ. Возлагаем надежды, что такая возможность, предоставленная нашим педагогам Национальным центром «Өрлеу», поможет им выйти на новый уровень профессионального развития.

 

Непрерывность профессионального развития стала нормой и в сельской глубинке

 В брифинге приняла участие директор КГУ «Перелескинская общеобразовательная школа отдела образования Денисовского района» Костанайской области Наталья ТУЛЕНДИНОВА. Педагог этой школы является участником проекта. Она озвучила свою позицию по поводу повышения квалификации педагогов.

Наталья ТУЛЕНДИНОВА

Реализация проектов в партнерстве с известными международными компаниями позволяет говорить о повышении профессионализма педагогов и соответствии их мировым стандартам. И мне, как директору сельской школы, хочется, чтобы учителя из глубинки не были «за бортом» при реализации международных проектов. В связи с этим вопрос повышения квалификации учителей в рамках сельской школы для нас очень актуален.

Проблема совершенствования методики преподавания знаний предмета всегда находятся на пике внимания при организации учебно-воспитательного процесса. А поэтому важной составляющей деятельности любого педагога является повышение профессионального уровня. Реалии времени требуют от нас грамотной адаптации в быстро меняющемся мире, умении осваивать новые технологии, работать с огромным потоком информации и нововведений. Этому же мы должны научить и детей. Но для этого учитель, в первую очередь, должен сам обладать огромным количеством современных компетенций. А достичь этого можно только через постоянную работу по росту профессионального мастерства, в том числе и через курсы повышения учительской и педагогической квалификации.

Сельская школа – это особый организм, во многом отличный от городской школы. Мы, в принципе, стабильны в малочисленности контингента, но при этом наработали свои устоявшиеся традиции. Надёжное подспорье для нас и сильное сельское сообщество, также на постоянной связи с нами хозяйствующий субъект села ТОО «Сарыагаш». И поэтому в нашем школьном доме всегда тепло, чисто, уютно.

Мы на себе чувствуем, что одна из приоритетных задач системы образования страны – уменьшение разницы между сельской и городской школами – в последние годы успешно решается. Улучшились условия обучения, укомплектования педагогическими кадрами, да и материально-техническое обеспечение – всё это в течение последних лет изменилось к лучшему. И это несмотря на то, что сельская школа всегда сталкивается с проблемой кадров, так как молодые специалисты неохотно едут работать в село. Но мы стараемся решать эту проблему и у нас своя позиция в этом вопросе: в село должен вернуться сельский выпускник. Для этого делаем всё возможное. Спросите, каков результат нашей политики? Считаю, что хороший: 66% учителей школы – наши выпускники, которые не отбывают, так сказать, повинность, отрабатывая в селе положенный срок, а работают, повышают свой профессиональный и поствузовский уровень образования. Отдаю отчёт своим словам и утверждаю, что в нашем коллективе в полной мере реализуется государственная программа приоритетных направлений развития высшего и послевузовского образования. Идём в ногу со временем, так как новые подходы в образовании требуют от педагогов быть мобильными, современными. Наши педагоги владеют информационными технологиями, новыми методами обучения и оценивания, умеют оценить не сумму знаний, а процесс их получения. Не открою нового, если скажу, что учитель английского языка в сельской школе – это большое богатство. А сегодня ещё важнее, чтобы этот учитель имел высокий уровень профессиональной подготовки, был мобилен в умении принимать и применять новое в процессе обучения. А держать руку на пульсе в педагогике помогает программа дистанционного обучения без отрыва от основной деятельности. Это уникальная возможность профессионального развития для учителей английского языка, и мы рады, что участником пилотного проекта Национального центра и Британского совета по непрерывному профразвитию учителей английского языка стал именно наш учитель – Анна Валерьевна Миних. Её общий педагогический стаж 12 лет. Она выпускница нашей школы. Четыре года обучалась в областной ШОД «Озат», после института вернулась в родное село и преподает английский язык, уже имеет профессиональный уровень педагога-эксперта. Но продолжает работать над повышением своего профмастерства, поэтому принимает активное участие в различных семинарах, вебинарах, форумах, проводимых среди учителей английского языка. Хорошие знания иностранного языка позволяют и её ученикам быть не просто активными участниками, но и победителями всевозможных конкурсов и олимпиад по предмету. Анна Валерьевна успешно прошла предварительное тестирование, показав высокие результаты, и стала участницей Программы Future English Onlain Teacher Community Programme.

Модули этой программы раскрывают самые актуальные проблемы современного образования: планирование современного урока, новые подходы к процессу оценивания учебных достижений, использование ИКТ-технологий при обучении английскому языку, организация специального и инклюзивного образования. Это то, что актуально для сегодняшней школы. Я это понимаю, так как моя коллега значительно повысит свой профессиональный уровень, что позволит ей стать полноправным участником практической части проекта: семинаров, форумов. Здесь же возможен и анализ своей деятельности, обмен опытом, выполнение практических заданий.

Скажу откровенно, мне, как директору школы, важно, что, будучи участником пилотной программы повышения профессионального уровня, наш учитель остается в строю, т.е. учебный процесс продолжается и уроки проводятся по расписанию.

 

 Возможность повысить свою педагогическую практику

 О том, как строится процесс обучения на курсах Британского совета, рассказала участник проекта Анара КУШКУРБАЕВА, учитель английского языка средней школы №23 им. М.Козыбаева г. Костаная.

 

 Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и Британский совет предложили курс, основанный на базе платформы онлайн-сообщества учителей, цель которого помочь тем, кто преподает в школе английский язык, осмыслить свою педагогическую практику, дать возможность поделиться своим опытом, взглядами и идеями с коллегами как на республиканском, так и на международном уровне. Для нас учителей это шанс услышать самим и быть услышанными другими. Попасть в пилотный проект было непросто. При отборе на программу проверялся уровень владения английским языком с помощью приложения English Score –современный международный тест. Это связано с тем, что для полноценного участия в программе необходим уровень английского языка B1 и выше. Предстояла и регистрация на онлайн-платформе British Council Online Teacher Community, где мы выполняли определённые задачи.

 Изучение и выполнение заданий распланировано по модулям: мотивация учащихся, оценивание, инклюзивное обучение, постановка целей урока, онлайн- обучение и ИКТ. По завершении обучения учителя получат сертификаты за каждый пройденный модуль. Чтобы завершить модуль, необходимо изучить материал и выполнить его в упражнениях объемом свыше 70%. Мне лично нравится в проекте то, что нам предоставляется возможность повторить попытку сдачи модуля, и платформа зафиксирует наивысший балл. И это большой плюс программы. Думаю, со мной согласятся коллеги, что все модули программы очень актуальны и отражают наиболее значимые проблемы, возникающие как на уроке, так и в школе.

Программа проекта состоит из форумов, которые являются основой асинхронного общения на платформе, а от уровня активного участия в них повышается статус у педагога: от наблюдателя до продвинутого специалиста, что способствует мотивации для участников пилотного проекта.

 Интересны для нас и онлайн-конференции. Встречи в онлайн- формате в Zoom проходят раз в 2 недели: здесь идут как живые обсуждения нового материала, так и обмен опытом по уже изученным модулям. Даже мечтать не приходилось, что доведётся участвовать в вебинарах с ведущими международными экспертами в области преподавания английского языка, где не только презентуются новые идеи и стратегии, но в обсуждение материала вовлекают и нас, педагогов. Помимо основной группы, в которую мы входим, обязателен выбор групп по интересам и взаимодействие в них. И, конечно же, мы обязаны создавать портфолио, оно складывается из регулярных публикаций, личных достижений, сертификатов участия в вебинарах, рефлексии по использованию и апробации изученных методов.

 Если говорить о преимуществах и результатах пилотной программы, то, в первую очередь, стоит отметить профессиональное саморазвитие. Самостоятельное обучение, которое развивает навыки саморегуляции и ответственности, удобно в плане свободы в выборе времени и темы изучения по личному интересу. Программа требует примерно 3 – 4 часа занятий в неделю, некоторые из них организованы в определенное время (двухнедельные прямые трансляции Zoom и вебинары), другие занятия проходят асинхронно, позволяя учителям находить наиболее удобное время для подключения к программе.

 

Без отрыва от производства

 

 Совместный пилотный проект Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» с Британским советом по непрерывному профессиональному развитию учителей английского языка не просто интересен для нас, учителей, но и познавателен во всех аспектах. Он даёт нам возможность повышения своей квалификации совершенно бесплатно, что сегодня немаловажно. И, самое главное, без отрыва от производства, да и для семьи это большой плюс во всех отношениях.

 Занятия проходят в удобном для нас формате, который доступен даже для нашей сельской глубинки. Интернет-ресурсы позволяют чувствовать себя причастным к миру науки и получать информацию онлайн из первых уст. Такое ощущение, что ты находишься непосредственно в аудитории какого-то учебного центра.

 А. Ибраева, общеобразовательная школа им. М.Горького, Карабалыкский район

  

Когда коллетив рядом

 

 Без поддержки руководителя организации и коллектива педагогу очень сложно, потому что обучение требует отработки всех навыков на практике, необходимы единомышленники, которые не только выскажут свое мнение, но и дадут полезные профессиональные советы. И поэтому поддержка коллектива – большое подспорье, когда ты с головой погружён в учёбу, но профессиональные обязанности с тебя никто не снимает. Пилотный проект – это действительно непрерывное профессиональное развитие учителей, наша мечта, реализованная в жизнь.

 А. Кунтуарова, Перцевская основная школа г. Рудного

 

Стимул для сотрудничества

 

 Участие в проекте – это прекрасный стимул для сотрудничества с коллегами и специалистами из разных стран. Самое главное для учителя английского языка и большой плюс – возможность практики языка как с коллегами, так и с носителями языка, так как всё обучение и контент (вебинары и обсуждение, форум) проходят полностью на английском языке. Согласитесь, это полное погружение в атмосферу, которая даёт учителю осознание своего профессионализма, сопричастности к носителям языка, наконец, сам себе даёшь оценку владения языком и видишь некоторые пробелы, которые можно подтянуть как в ходе учёбы, так и самостоятельно. Самооценка всегда должна присутствовать в работе тех, кто преподаёт иностранные языки, так как объять необъятное невозможно, значит, нужно всегда учиться и повышать свой профессиональный уровень.

 Д.Сейдегали, КГУ «Школа-лицей-интернат «Білім-инновация» для одарённых детей Костанайской области

 

Татьяна ПАВЛЮК,
член Союза журналистов Казахстана

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий