Главная задача учителя-логопеда – помочь ребёнку раскрыться
На свете есть множество разных профессий. Но я выбрала одну и очень интересную. Я – учитель. Но я не просто учитель. Я – учитель-логопед. Учитель-логопед – это человек, который не только исправит нарушения речи, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребёнка надежду и уверенность в собственных силах.
Речь – царица всех наук, считал мудрец Еврипид. Мы способны словом влиять на других, убеждать, спорить, производить впечатление, достигать успеха с помощью таланта оратора, управлять, получать удовольствие от спектакля, понимать юмор и шутить, создавать стихотворения, поэмы, песни и даже спасти отчаявшегося в жизни путем убеждения. Это ли не чудо!
Но все более ухудшающаяся экология, стрессы, неблагоприятные социальные условия жизни повышают процент детей, рождающихся с проблемами в развитии центральной нервной системы и, как следствие, с речевой патологией. И не получив своевременной помощи, дети приобретают массу сопутствующих проблем, которым ни дети, ни даже их родители, не придают особого значения.
«Ничего страшного, старший тоже так говорил» или «У нас отец (дядя, тётя) так разговаривают», – говорят родители в ответ. Но спустя несколько лет, когда детские мечты о реализации себя в той или иной профессии рухнут из-за дефектов речи, они осознают свою ошибку и сожалеют, что не придали этому должного значения. Ведь невозможно быть актёром, телеведущим, диктором, когда у тебя логоневроз, межзубный сигматизм, ламбдацизм или ротоцизм. Как же помочь ребенку-логопату добиться успеха в профессиональной сфере без комплексов и стать счастливым человеком?
Я много об этом читала, размышляла и поняла, что слова известного философа и блестящего оратора Цицерона как нельзя лучше объясняют суть профессии учителя-логопеда: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Учитель-логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво или, как ещё любят повторять учителя-логопеды, – «правильно».
Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомлённости об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, от творческой активности и инициативы. Думаю, многие согласятся со мной, что самое главное в педагогической деятельности – личность учителя. Личность учителя-логопеда должна быть многогранной, аккумулировать в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость. Кто он для них? На ум приходят такие строки: «Он педагог, учитель и психолог, филолог он и языковед, исследователь, методист, новатор, он диагност, корректор и эксперт. Он воспитатель, доктор, дефектолог, актер, оратор – это ЛОГОПЕД».
Для меня самое главное в работе с детьми – это человеческие качества, потому что чёрствый, грубый педагог не сможет расположить к себе ребёнка. И наоборот, добрый и внимательный воспитывает одним своим присутствием. А еще у логопеда в распоряжении есть улыбка. По меткому выражению В.Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки». В моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, приласкать, посочувствовать. По-моему мнению, у логопеда в руках самая большая ценность на Земле – это ребёнок, его развитие и перспективы.
И главная задача учителя-логопеда – помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в учебной деятельности. Дети приходят ко мне маленькими, доверчивыми, с широко открытыми глазами. Я вижу в их глазах живой интерес, узнать нечто новое, пока не изведанное. Главное – чтобы этот интерес не угасал. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов.
Я счастлива, что могу оказать своевременную помощь этим малышам, что в будущем они смогут выбрать любую профессию и дефекты речи не будут для этого препятствием. Работая логопедом, не перестаю радоваться тому, что выбрала такую гуманную профессию, которая гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии.
Работать с детьми интересно: каждый ребёнок уникален и неповторим в своём проявлении и развитии. Я очень люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность ежедневно соприкасаться с миром детства! Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, я пытаюсь заставить солнце, которое есть в каждом ребенке, светить! Какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что твои труды дают свои «плоды». Это видимый результат.
Моя профессия очень интересная. Душа взрослого по мере взросления часто каменеет, а в профессии логопеда такого не происходит. Потому что каждый день вместе с детьми я испытываю чувство радости, сострадания, другие важные эмоции. Я ощущаю себя полезной не только своей семье, но и другим людям – это огромное счастье! Я довольна и горжусь успехами своих воспитанников.
Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время.
Для меня профессия логопеда – самая лучшая в мире профессия!
Лариса Леонова,
педагог-эксперт, учитель-логопед высшей квалификационной категории Межрайонной психолого-медико-педагогической консультации, г. Кокшетау
победитель областного конкурса «Лучший педагог специального образования» в номинации «Логопед» (2021 г.)
Загрузка...