Рефлексивный отчет по проекту «Lesson study»
На примере развития монологической речи у учащихся 5-х классов с казахским языком обучения на уроках русского языка и литературы расскажем, как улучшить монологическую речь учащихся через использование различных приёмов обучения.
Актуальность исследования состоит в том, что развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной монологической речью.
Если проводить систематическое обучение учащихся учебному монологу на основе использования различных приемов обучения в системе занятий по развитию речи, то это позволит сформировать прочные навыки конструирования связного высказывания типа повествования, описания и рассуждения.
Перед нами стояли следующие задачи:
Исследовать основные подходы в развитии связной монологической речи, представленные в литературе;
Определить понятие «связная монологическая речь» и выявить основные механизмы её формирования;
Исследовать уровень развития связной монологической речи у детей 5 классов с казахским языком обучения;
Изучить и отобрать приемы обучения говорению, направленные на развитие монологической речи у учащихся 5 классов.
Ожидаемые результаты для учащихся и учителей:
Будут сформированы навыки монологической речи, повысится качество речи обучающихся, появится для учителей возможность решения проблемы через использование эффективных приемов обучения говорению;
В мини- группе над исследованием уроков работали учителя русского языка и литературы в классах с казахским и русским языком обучения;
Сроки выполнения исследования.
Первое заседание и планирование урока состоялось 5 апреля 2021 года. Был запланирован урок по теме «Как стать сильным?» из раздела «Мы выбираем спорт», на грамматическую тему «Типы предложений по цели высказывания». Определены учащиеся группы А,В,С, обсуждены и отобраны 3 приема обучения говорению с учетом дистанционного формата обучения, такие, как: «Мозговой штурм», «Калейдоскоп слов» и прием самооценивания «Лестница успеха», подготовлена анкета для опроса учащихся. Был составлен график проведения уроков и график посещения уроков группой учителей.
Первый урок был проведен 6 апреля в I и II группах лицейного 5 «Ғ» класса. Первое задание «Мозговой штурм» нашло у детей живой отклик. Карлыгаш Аманжоловна отметила, что в течение урока у ребят группы «А», «Б» был хороший настрой, все отвечали с удовольствием и старались ответить первыми. При работе со вторым приемом «Калейдоском слов» учащиеся «А», «В» испытывали затруднения при составлении побудительного предложения. Б.С.Хамзина отметила, что при работе с приемом «Калейдоском слов» отвечали учащиеся группы «А» и ребята, находящиеся по уровню обученности между «А» и «В». Ребята группы «С», в основном, молчали, в обсуждении не участвовали.
При совместном обсуждении единогласно решили, что некоторые стратегии вызывают затруднения у учащихся и требуют коррекции. Также была отмечена эффективность использования «Мозгового штурма». Ученики группы «С» активно включались в работу при выполнении заданий первого уровня.
Был проведен анализ анкет учащихся, на вопрос «При выполнении какого задания ты испытывал трудности?» большинство учащихся выбрали прием «Калейдоскоп слов», но, несмотря на это, задание ребятам понравилось. Выполнить задание смогли с помощью учителя. На вопрос «Какое задание понравилось?» большая часть учащихся выбрали прием «Мозговой штурм». Отмечены минусы урока: не все учащиеся были вовлечены в работу. Сложность задания мешала активности учащихся группы «С».
Было решено облегчить прием «Калейдоскоп слов» с помощью предложения-клише для учащихся лицейного 5 «Б» класса, который был запланирован на 7 апреля (Презентация №2).
Второй урок был проведен 7 апреля в I и II группах лицейного 5 «Б» класса.
После уроков состоялось третье заседание и обсуждение урока. Наблюдатели отметили, что на уроке царит спокойная рабочая обстановка, дети не перебивают друг друга, терпеливо слушают выступления одноклассников. Особенностью урока стало активное участие учащихся группы «А», «В» и достаточное участие учащихся группы «С» на первом этапе урока при использовании приема «Мозговой штурм». Учащиеся легко составили семантическое гнездо со словом «СПОРТ». Высказывали субъективное мнение по лексической теме урока. Как отметила К.А.Шарипова, позитивное влияние оказал именно эмоциональный настрой в начале урока. Дети отвечали с удовольствием.
Итоги анкетирования не выявили расхождения в выборе одного из 2-х приемов, но было отмечено, что детям сложно построить вопросительные предложения по приему «Калейдоскоп слов». В конце урока ученика группы «С» учитель попросил привести пример вопросительного предложения из предложенных слов. Затруднение было вызвано ограниченной группой слов заданной тематики.
После обсуждения, было решено подкорректировать прием «Калейдоскоп слов». При наблюдении за работой слабых учащихся было замечено повышение активности этих учащихся, их активное участие в обсуждении спортивного образа жизни в первом задании.
После анализа первого и второго цикла уроков учителя заметили, что задания с открытым ответом и наглядными образами вызывает более живой отклик у учащихся группы «С», которые на уроке проявляли активность, стали понимать, чувствовали себя увереннее, давали более развернутые ответы на вопросы. Для групп «А», «Б» стали интересными задания повышенной сложности. Ребята просили увеличить количество подобных заданий. На данном этапе учителями решено было развить умения учеников строить развернутые высказывания, характеризующиеся целостной композицией и соответствующие лексической теме урока, используя разные по цели высказывания предложения. Для того, чтобы проверить достоверность полученного результата после корректировки приема «Калейдоскоп слов», было решено оставить прием без изменений и предложить его в таком варианте учащимся двух групп 5 «А» класса.
Третий урок был проведен 8 апреля 2021г. в I и II группах лицейского 5 «А» класса. Наблюдатели отметили, что, в целом, класс сильный, с хорошей дисциплиной, почти все дети работали с включенной камерой. Был заметен неподдельный интерес детей к выполнению предложенных заданий, при работе с приемом «Мозговой штурм» дети рассуждали свободно, корректировали выступления друг друга, отмечалась активная работа на уроке учащихся групп А и В, учащиеся группы С выступали, но при этом испытывали трудности при составлении вопросительных предложений.
В обсуждении серии уроков были отмечены: повышение интереса к заданию «Калейдоскоп слов» и активность всех групп (АВС) учащихся.
При проведении интервью учащиеся всех трех групп отметили, что уроки понравились всем, много интересных фактов узнали о своих одноклассниках, что вызывало желание рассказать о своих представлениях о той или ином виде спорта. Самым сложным, но и самым интересным было задание «Калейдоскоп слов».
Исследования урока в действии с использованием подхода «Lesson Study» в 5 классах показали, что использование заданий с открытым ответом и наглядными образами повышает активность учащихся группы «С». Также учащиеся группы «А», «Б» приветствуют увеличение количества заданий повышенной сложности, что говорит о повышении интереса к предмету, развивает умения учеников строить развернутые высказывания, характеризующиеся целостной композицией, соответствующие сфере общения.
Анализ анкет учащихся. На вопрос «При выполнении какого задания ты испытывал трудности?» 25 учащихся выбрали прием «Калейдоскоп слов», на вопрос «Какое задание было самым интересным?» 36 учащихся выбрали прием «Калейдоскоп слов» и 28 «Мозговой штурм».
Интервью с учащимися групп АВС показало повышение интереса к учебному предмету во время исследовательских уроков с использованием подхода «Lesson Study. Учащиеся всех трех групп, отметили, что уроки понравились всем, много интересных фактов узнали о своих одноклассниках, что вызывало желание рассказать о своих представлениях о здоровом образе жизни и различных видах спорта. Самым сложным, но и самым интересным было задание «Калейдоскоп слов».
На наш взгляд, приемы обучения говорению способствовали улучшению монологической речи учащихся, что подтверждается результатами проведенных анкетирования, интервью с учащимися и наблюдениями учителей.
На протяжении исследования урока наблюдалось улучшение исследовательских уроков и более четкая отработка использования намеченных приемов.
Серия уроков показала эффективность использования перечисленных выше приемов в качестве инструментов для улучшения монологической речи учащихся.
Запланированные уроки можно оценить как успешные в плане реализации цели, а приемы «Мозговой штурм», «Калейдоскоп слов» и «Лестница успеха» эффективными для развития и улучшения монологической речи на уроках русского языка в 5 классах с казахским языком обучения.
Данные уроки помогли выявить наиболее интересные приемы развития речи, которые могут быть использованы на уроках русского языка при изучении других тем.
Бакыт Хамзина, педагог-исследователь, учитель русского языка и литературы специализированного лицея №82 «Дарын», г.Нур-Султан,
Зульфия Акмамбетова, педагог-эксперт, учитель русского языка и литературы специализированного лицея №82 «Дарын», г.Нур-Султан,
Әзиза Томабаева, педагог-модератор, учитель русского языка и литературы школы-лицея №85 имени шейха Тамима бен Хамада аль-Тани,
Карлыгаш Шарипова, педагог-модератор, учитель русского языка и литературы школы-лицея №85 имени шейха Тамима бен Хамада аль-Тани, г.Нур-Султан,
Виктория Хингеева, педагог-эксперт, учитель русского языка и литературы школы-лицея №85 им.шейха Тамима Бен Хамада аль-Тани, г.Нур-Султан.
Загрузка...