Трансформация колледжей: самостоятельность и тандем с работодателями

Казахстанские колледжи получили, как и вузы, академическую свободу, и теперь сами могут разрабатывать образовательные программы и выпускать востребованных на рынке труда специалистов. При этом у колледжей нет никаких барьеров, чтобы привлекать к этой работе работодателей и экспертов. Об этом и других положительных изменениях в сфере ТиПО в ходе прямого эфира БҒМ LIVE рассказала директор Департамента технического и профессионального образования МОН РК Насымжан Оспанова.

Разработка образовательных программ

Как напомнила Насымжан Оспанова, ранее МОН самостоятельно разрабатывал образовательные программы по всем отраслям и определял результаты и сроки обучения студентов. А колледжи при разработке рабочих учебных планов и программ были привязаны к типовым планам и могли менять их содержание только до 50%.

– Раньше для того, чтобы получить квалификацию повара, надо было проучиться в колледже ровно 3 года. И выпускник мог трудоустроиться как на уровне школьной столовой, так и в мишленовский ресторан, при этом содержание программы и срок обучения были одинаковыми. Теперь чтобы изменить эту ситуацию, образовательные программы разрабатываются колледжами совместно с работодателями, – подчеркнула Насымжан Оспанова.

Колледжи при разработке образовательных программ смогут самостоятельно выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса. При этом программа обязательно должна основываться на профессиональном стандарте. Он представляет собой требования рынка или работодателя к уровню подготовки специалиста, то есть отвечает на вопрос, каким должен быть специалист для этого конкретного предприятия.

Еще одно нововведение касается сроков обучения в колледжах, которые станут гибкими.

– Если ранее МОН РК жестко регулировало сроки обучения, то теперь этой нормы нет. И образовательную программу, и сроки обучения теперь будет определять работодатель совместно с колледжем, причем будут учитываться специальность, уровень компетенции выпускника и требуемый результат обучения, – отметила директор департамента.

Таким образом, образовательные программы позволят молодым людям получать необходимые квалификации и устраиваться на работу в более короткие сроки, а при необходимости возвращаться и получать дополнительные квалификации. – Данные меры позволят подстроиться под технологические изменения на производстве и запросы рынка труда, и система ТиПО будет готовить специалистов, которые будут соответствовать требованиям работодателей, – уверена Насымжан Оспанова.

При этом академическая самостоятельность колледжей, по словам спикера, не скажется на качестве образовательных программ, так как для этого формируется единая информационная среда – Реестр образовательных программ. Каждая новая программа, выбранная колледжем, будет проходить двухэтапную экспертизу: в МОН РК и НПП РК «Атамекен».

Без отрыва от производства

Чтобы эффективно реализовать все эти планы, задача всех колледжей – активно вовлекать в свою работу работодателей, экспертов рынка труда, которые точно знают, сколько, какого уровня и качества специалисты им нужны, убеждена Насымжан Оспанова.

– Это требование мы сейчас закладываем в образовательные программы – большой системообразующий важный шаг, начатый на сегодняшний день. Колледжи должны самостоятельно подстраиваться под новые тренды и запросы рынка, – проинформировала руководитель департамента.

Насымжан Оспанова детально остановилась на дуальном обучении. Сегодня этот формат внедрен в 536 колледжах страны с участием 6 368 предприятий, где обучение проходят 68 985 человек, в том числе в рамках госзаказа – 60 483 студента.

– При дуальном обучении 60% всего времени студента приходится на профессиональную практику на рабочем месте. Если раньше студент выходил на практику и был сам себе предоставлен на 6 часов, а то появлялся и уходил, то сегодня в рамках дуального обучения за студентом на производстве закрепляется наставник, который выполняет образовательную программу и получает за это оплату. То есть на него возлагается ответственность за качество прохождения практики студентом, – пояснила спикер.

Еще одна приятная новость – теперь срок прохождения практики при дуальном обучении засчитывается в трудовой стаж студента.

– Эта норма внесена в Трудовой кодекс. Это важно для выпускника при трудоустройстве. За время обучения студент набирает от года до 1,8 месяца практики, которые засчитываются в трудовой стаж. Все эти инструменты и механизмы являются привлекательными как для производственников, так и студентов. Необходимо масштабировать эту форму обучения по всей стране, – считает Насымжан Оспанова.

Мотивация студентам

В ходе прямой связи БҒМ LIVE Насымжан Оспанова сказала, не скрывая гордость, что казахстанские студенты колледжей сегодня зарабатывают на продукции, изготовленной ими в учебном заведении. К примеру, пекари реализовывают приготовленные торты, выпечку и так далее. Студенты отмечают положительный эффект этой законодательной нормы, принятой год назад по инициативе МОН.

Ранее сообщалось, что в рамках проекта «Жас маман» казахстанские колледжи закупили современное оборудование из таких стран, как Германия, Италия, Россия. Таким образом, улучшилось не только качество учебного процесса в колледжах, но и возрос интерес студентов к обучению.

– Студенты колледжей получили возможность использовать ресурсы своего учебного заведения для реализации товара. К примеру, в городе Таразе открылся магазин, в котором продают полуфабрикаты, изготовленные студентами. Полагаю, что такое новшество позволит не только повысить интерес к обучению, но и развить предпринимательскую жилку у наших студентов, – считает спикер.

Увеличивается количество грантов на профтехобразование. Только в этом году количество госзаказа для обучения в колледжах увеличится на 10 тысяч мест. А это значит, что 107 тысяч казахстанцев уже в 2022 году будут бесплатно постигать профессии в колледжах страны.

– В этом учебном году впервые были введены еще три квоты для поступления в колледжи детям из социально уязвимых категорий граждан: дети из многодетных, неполных семей, из семей, воспитывающих детей с особыми потребностями. Ранее квота предусматривалась для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особыми потребностями, а также лиц, приравненных по льготам к участникам ВОВ. Также госзаказ по квоте получает сельская молодежь, – пояснила Насымжан Оспанова.

Кроме того, для обеспечения прозрачности и доступности обучения министерством разработан новый механизм размещения госзаказа по принципу «Деньги идут за студентом». Если ранее гранты между колледжами распределяли управления образования, то теперь госзаказ будет размещаться среди колледжей по выбору абитуриентов. Эти и другие изменения направлены на то, чтобы казахстанские абитуриенты с большим желанием обучались по востребованным специальностям, укрепляя в будущем экономику и другие важные сферы жизни страны.

Асет СЫЗДЫКОВ

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий