Экологическое воспитание с раннего возраста

Экологическое образование является обязанностью всего школьного сообщества. Это больше, чем просто учебная программа, и она вовлекает школы в управление ресурсами и является основанием ценностного отношения, чтобы не наносить значительного ущерба окружающей среде, и учитывает потребности будущих поколений.

Комплексный подход к экологическому образованию позволит учащимся активно участвовать в улучшении школы окружающей среды, решать местные экологические проблемы, формировать обоснованные суждения о глобальных экологических проблемах, играть активную роль и активно участвовать как граждане мира в защите окружающей среды.

В контексте Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру» в организациях образования ценности определены как основные направления учебно-воспитательной деятельности.

На сегодняшний день в Казахстане ведется значительная работа по совершенствованию системы воспитания детей и молодежи, воспитание определено как приоритетное направление.

Экологический фактор человеческого развития является одним из неотъемлемых компонентов традиционной концепции устойчивого развития, которая предусматривает, согласно определению ООН, «долгосрочное удовлетворение основных потребностей человека при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля».

Экологическое образование – это многодисциплинарный подход в обучении, которое помогает людям понять и оценить окружающую среду и их связь и влияние на нее. В целях осуществления данной программы в гимназии «Самопознание» на уроках интегрируется и прививается экологическое воспитание учащихся с раннего возраста. Экологическое образование в  школе сводится к формированию естественнонаучной грамотности в рамках отдельных предметов: физики, химии, биологии, географии, познания мира (начальные классы). Изучение экологического компонента в общеобразовательных школах рассматривается в рамках естественного биологического цикла и осуществляется через экологизацию содержания отдельных дисциплин.

1) начальный этап (1-4 классы) – экологические аспекты включены в содержание предметов «Познание мира» (2 часа в неделю);

2) базовый и старший уровни (5-11 классы) – экологические аспекты включены в содержание предметов «Биология», «География» и «Химия».

В целях привлечения внимания подрастающего поколения к актуальным экологическим проблемам, популяризации сознательного поведения и формирования навыков рационального природопользования среди детей и молодежи проводятся республиканские дистанционные интернет-конкурсы для школьников и учителей: «Моя планета», «Великие личности Казахской степи», «Вторая жизнь отходов», «Сохраним планету вместе», «Отходы к доходу», «Волшебный лес», «Глобус мира», «Эколайдер», «Знай свою землю».

В процессе формирования экологических знаний на уроках учителями используются следующие методы учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся:

– наблюдение прямое, косвенное с целью описания биотических и абиотических компонентов природных систем и влияние на них деятельности человека;

– экспериментирование: формулирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов;

– мониторинг за состоянием окружающей среды: взятие проб, учет биологического разнообразия, формулирование выводов;

-владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;

– моделирование проектов решения экологических проблем;

– анкетирование, опрос, беседы.

По форме проведения уроки экологической направленности педагоги применяют самые разнообразные методики: уроки заочного путешествия, семинары, ролевые и деловые игры, практикумы, дискуссии, коллективные и индивидуальные проекты. При изучении курса уделяют большое внимание экологическим проблемам своего города, района, края.

На уроках биологии и географии экологическое воспитание выстраивается так, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога, и для учащихся.

Таким образом, экологическое образование стремится достичь уровня компетентности и ответственности всех учащихся, что позволит им внести свой вклад в достижение устойчивых сообществ. Через экологическое образование учащиеся приобретают знания, умения и навыки, позволяющие им формировать суждения об устойчивом образе жизни и участвовать в принятии решений. Они также могут приобрести технические навыки, связанные с экологическим управлением, такие, как экологический учет затрат и анализ цикла жизни.

Бахытгуль Аитова, учитель географии, заместитель директора по учебной работе гимназии «Самопознание»  

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий