Образование в регионах: где лучше, а где хуже?

О результатах рейтинга образовательных программ по итогам 2020 года проинформировала на аппаратном совещании Министерства образования и науки президент Информационно-аналитического центра Мадина Тыныбаева.

По ее словам, рейтинг проводится с целью оценки и ранжирования регионов для выявления уровня эффективности образовательных программ и выработки рекомендации для дальнейшего улучшения образовательной деятельности.

«Безусловно, дистанционный формат обучения сказался на результатах итогового рейтинга образовательных систем. Ни один из регионов не достиг высокого показателя. Несмотря на значительную отрицательную динамику, в лидерах с 2018 по 2020 год остается Павлодарская область. Костанайская, Северо-Казахстанская и Карагандинская области также показывают поступательный рост за три года», – отметила М.Тыныбаева.

Костанайская область входит в топ-3 регионов-лидеров. За три года снижена доля детских садов, не обеспеченных горячей водой, не осталось детсадов, не имеющих канализационные системы, а также трехсменных школ. Несмотря на лидирующие позиции в рейтинге, в регионе есть и моменты, на которые стоит обратить внимание. В частности, стало меньше школ, имеющих столовые и буфеты, а также привлеченных из производства мастеров организаций ТиПО.

Низкий уровень эффективности образовательных программ в  Кызылординской, Атырауской, Алматинской и Туркестанской областях, такой же результат и у Мангистауской области.

Если говорить о плюсах, то в Мангистауской области налажена работа по обеспечению детсадов канализационной системой, также в школах и колледжах появился широкополосный интернет со скоростью 4 мГбт в секунду и выше. Однако все еще меньше детей от 1 до 6 лет, посещающих детсады, а доля учащихся, охваченных дополнительным образованием, снизилась с 23 до 16 %. Несмотря на отрицательную динамику, дефицит ученических мест остается на уровне более 12 тыс. мест, уменьшилась доля обеспеченных местами в общежитиях ТиПО с 61 до 49 %.  

Атырауская область лидирует по охвату детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием, есть динамика роста по предоставлению школам доступа к широкополосному интернету. Тем не менее в регионе наблюдается снижение доли обеспеченных горячей водой детсадов, есть отрицательная динамика молодых педагогов до 34 лет, дефицит ученических мест в госшколах составил более 17 тысяч мест, доля обеспеченности местами студентов ТиПО выросла, однако все еще менее 50 %.

Замыкает рейтинг образовательных программ по итогам 2020 года Туркестанская область. Есть положительная динамика в разрезе показателей по доле расходов на среднее образование в затратах местного бюджета с 17 до 26 %, однако в регионе наблюдается наиболее существенный дефицит ученических мест в школах, низкая доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием, профессия педагога теряет актуальность среди молодых учителей, доля которых сократилась до 27 %, на уровне ТиПО доля преподавателей, имеющих высшую и первую категории, упала до 35 %.  

Глава ИАЦ также остановилась и на других вызовах, присущих региональным системам образования.

Так, в индексе доступности дошкольного образования Мангистауская область находится на последнем месте. Только в трети Туркестанской и четверти Атырауской областей созданы условия для детей с особыми образовательными потребностями.

На уровне среднего образования Атырауская, Алматинская и Туркестанская области входят в топ-3 регионов с наибольшей потребностью педагогов. В г.Шымкент, Мангистауской и Туркестанской областях – наибольшая потребность в учебниках на госязыке, отсутствуют специальная дидактическая литература и учебники для обучения детей с ООП.  В ТиПО наблюдается низкий охват дуальным обучением. Каждый четвертый преподаватель колледжа или мастер не имеют категорию, наибольшее количество таких преподавателей в Туркестанской, Мангистауской областях и в г.Алматы.

Подробная информация доступна на сайте www.iac.kz.

Карлыаш ЖУСУПБЕКОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

6

Добавить комментарий