Роль и значение космического образования в современном обществе
Космическое образование – это широкий спектр воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающей формирование в обществе космического мировоззрения, получение знаний, необходимых для осознания роли и места человека в современном обществе, в том числе в освоении космоса как наиболее перспективной компоненты деятельности современного человека. Это взаимосвязь между земными и космическими явлениями, понимание значения и роли космических исследований и практической космонавтики в жизни человечества, практического использования достижений космонавтики в различных областях науки и экономики, овладения профессиями аэрокосмического профиля, выработки разумной политики в области космической деятельности.
Для работы в области космических технологий необходимы хорошо подготовленные образованные кадры. Космическое образование включает в себя изучение фундаментальной науки «Астрономии», космического пространства, ракетно-космической техники.
Основными целями космического образования школьников являются:
- Изучение и применение на практике знаний о Космосе и космических технологиях.
- Воспитание экологического сознания и ответственности не только на уровне страны, Земли, но и всего Космоса.
- Формирование научного космического мировоззрения.
- Использование знаний о Космосе для духовно-нравственного воспитания школьников.
Во всех областях современного мира космическая деятельность является развивающимся источником инновационных технологий. Многие отрасли производства в той или иной степени зависят от развития космической деятельности. Благодаря изучению космоса в нашей жизни появились новые технологии: например, камера с CMOS-матрицей и кроссовки с амортизацией. Космическая индустрия кажется нам чем-то далеким и неприступным, но большинство людей и не подозревают, что ежедневно сталкиваются с “космическими” технологиями. Конечно, никто не даст простому человеку доступ к самым современным разработкам, но многие инновации прошлых лет рано или поздно начинают использоваться в бытовых вещах, которыми мы пользуемся по нескольку раз в день. Существует множество примеров, доказывающих, что инвестиции в космические технологии и исследования приносят колоссальную прибыль, если находят применение в экономике.
Солнечные батареи, которые изначально разрабатывались для космических аппаратов, привели в итоге к появлению солнечной энергетики, которая способна так же изменить энергетический рынок, как это сделала в свое время сланцевая революция. В ряде регионов мира коммунальные сети с солнечной энергией успешно конкурируют с природным газом. Сейчас уже, наверное, трудно представить, как мы раньше ездили без навигаторов. Спутниковые системы глобального позиционирования первоначально разрабатывались исключительно для военных целей. Но вот уже много лет как системы навигации вошли в нашу жизнь и помогают экономике: это спутниковый мониторинг транспорта, навигация, геодезия и картография. Спутниковая связь, спутниковое телевидение и интернет улучшили качество жизни людей по всему миру. Космические технологии подарили человечеству новую медицину: магнитно-резонансные и компьютерные томографы, аппаратуру для гемодиализа и кардиоангиографии, дефибрилляторы, роботов-хирургов. Датчики контроля вредных примесей в воздухе, системы фильтров для очистки воды, для контроля качества продуктов питания – это тоже космические технологии, служащие охране здоровья и защите окружающей среды на Земле.
Главной целью преподавания и изучения астрономии является формирование у обучающихся целостного естественнонаучного мировоззрения и развития гармоничной личности, понимания причинно-следственных связей происходящих в природе процессов и красоты окружающей нас природы. Повышение базового уровня астрономической грамотности необходимо для полноценной жизни каждого человека в современном обществе, адекватного восприятия разнородной информации в современных информационных потоках. Важным свойством астрономии является пробуждение у обучающихся интереса к науке и научной деятельности в целом.
В то же время на уровне среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов мотивированных групп обучающихся может реализовываться углубленное изучение астрономии и смежных дисциплин. Углубленное изучение учебного предмета «Астрономия» должно обеспечивать расширенное освоение теоретических знаний, формирование исследовательских и проектных компетенций, способностей их применения на практике. Развитие астрономического образования обеспечит потребности нашей страны в квалифицированных специалистах для наукоемких и высокотехнологичных производств.
Развитие астрономического образования и астрономической науки обеспечит сохранение приоритета в освоении космического пространства, усовершенствование систем связи, навигации, логистики, информационных технологий и других стратегических направлений развития страны, а также будет способствовать повышению престижа нашей страны в мире. Преподавание астрономии с использованием акцента на новейшие технологии, используемые в ней в настоящее время (например, роботизированные системы поиска комет и астероидов, в том числе опасных с точки зрения возможного столкновения с Землей, систем адаптивной оптики на крупнейших телескопах мира, принципы работы космических телескопов разного диапазона электромагнитного излучения), может стать эффективным средством реализации государственной политики в области научно-технического развития Казахстана, определенной Стратегией научно-технологического развития Казахстана.
Президент Касым-Жомарт Токаев поручил открывать больше технических вузов и сосредоточиться на инженерных специальностях. Об этом он заявил на заседании Мажилиса парламента.
В связи с исключением астрономии из обязательной школьной программы, развитие дополнительного астрономического образования школьников приобретает особенную актуальность. К решению этой проблемы можно подходить разными путями, организовывая связанные с астрономией экскурсии, внеклассные мероприятия, создавая школьные астрономические кружки или даже астрономические комплексы, оставляя астрономию в виде отдельного предмета за счет школьного компонента образовательного стандарта, предоставляя школьникам возможность участвовать в деятельности астроклубов и других внешкольных объединений. Должны быть обеспечены возможности углубленного изучения астрономии для мотивированных обучающихся с помощью дополнительных занятий, элективных курсов, астрономических кружков и клубов в образовательных организациях общего и дополнительного образования начиная с первого класса.
Литература:
- Р.Р. Денисова, «Космическое образование как феномен современной педагогики», 2018 Вестник АмГУ, Выпуск 80
- О.М. Алифанов, В.С. Хохулин, «Роль космического образования в XXI веке», 2018 Вестник АмГУ, Выпуск 80
- Александр Лосев, «Космос сегодня – это инновационный и прибыльный бизнес»
Светлана Потапенко,
И.о. директора Обсерватории ННПООЦ «Бөбек»,
г. Алматы
Загрузка...