Первая казахстанская платформа электронных учебников «TopIQ.kz»: ПРЕЗЕНТАЦИЯ

В Алматы состоялоcь важное событие – презентация первой казахстанской платформы электронных учебников «TopIQ.kz». Она была разработана издательством «Алматыкітап баспасы» в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан». Проект успешно прошел апробацию в регионах страны и в 2021-2022 учебном году внедрен в общеобразовательные школы. И вот теперь презентация собрала большое представительство педагогического сообщества страны. В мероприятии приняли участие писатели, известные личности, руководители и специалисты сферы образования, представители центров повышения квалификации педагогов и СМИ, авторы учебников и общественные деятели, учителя и зарубежные гости. Участников приветствовала председатель Совета директоров «Алматыкітап баспасы» Элеонора БАТАЛОВА.

Презентация прошла с использованием инновационных 3D-технологий и это вызвало очень большую позитивную реакцию зала. Уникальное голографическое представление было с участием профессиональных актеров и каскадеров. Участники презентации смогли увидеть историю возникновения письменности в режиме реального времени, «красной нитью» звучала важность передачи информации потомкам сквозь века. На сцене были представлены прообразы великих людей: Абая, Аль- Фараби, Гиппократа. С большим воодушевлением и отзывами о преимуществах работы с TopIQ выступили молодые педагоги-практики Ерик Серикбай, учитель информатики школы-гимназии №7 им. Б. Майлина (Костанайская область, г. Рудный), Санжар Муратов, учитель географии средней общеобразовательной школы им. Мухита (Западно-Казахстанская область, Каратобинский район).

TopIQ проста в использовании

– Как вы знаете, наше издательство уже несколько лет занимается разработкой цифровых учебников и внедрением их в учебный процесс через специальную онлайн-платформу, – отметила Элеонора БАТАЛОВА, председатель Совета директоров «Алматыкітап баспасы». – Проводимая презентация платформы для нас очень важна, ведь она знаменует результаты уже проведенной большой работы. Важно отметить, что во время пандемии нашими электронными учебниками воспользовались свыше 2 млн человек! Платформа TopIQ проста в использовании, в нее можно войти с любого гаджета, планшета, смартфона, ноутбука, при этом не требуется никакого дополнительного программного обеспечения. Заниматься по электронному учебнику возможно, не выходя из дома, из любой точки мира. Это является огромным плюсом при дистанционном обучении во время различных чрезвычайных ситуаций, спортивных сборов, при различных соревнованиях, олимпиадах, сборах, когда учащиеся не могут посещать свои организации образования, при инклюзивном обучении. Уверена, дальнейшее совершенствование электронных учебников будет способствовать повышению качества отечественного образования и его рейтингов на международном уровне.

Платформа электронных учебников TopIQ.KZ – интернет ресурс, на котором размещаются казахстанские электронные учебники различных издательств, аккредитованных в Казахстане для разработки и выпуска учебной литературы. Каждая тема в учебнике дополнена интерактивными заданиями, мультимедийными материалами.

Преимущества web-платформы электронных учебников:

  • Расширение образовательного пространства. Электронные учебники позволяют работать с отдельным учеником или группой учащихся не только в стенах класса. Электронный учебник гибок в использовании: на экскурссии, в дороге, во время спортивных сборов ученику удобно и легко.
  • Снижение нагрузки на учителя. Журнал класса, таблица результатов работы каждого ученика позволяют вести мониторинг знаний учащихся. Индивидуальные задания не надо распечатывать или составлять каждый раз заново.
  • 1 веб-интерфейс на всех устройствах. Можно работать на любом устройстве, в любое время, в удобном темпе. Платформа адаптирует форматы под размер вашего экрана.
  • Повышение мотивации учащихся. Благодаря использованию электронных учебников в школах Казахстана многие учителя уже отметили рост успеваемости в своих классах.

Мир стремительно меняется, время ускоряется, а знания множатся и множатся – реки информации давно вышли из берегов и накрывают сознания миллионов. Никто, даже великие люди, не успевают уловить важные мысли, проанализировать прошлое и настоящее. И летописцы не в силах угнаться за стремительно меняющимся миром: событиями, героями, открытиями. Традиционные хранилища информации теряют актуальность, они устаревают в наш век, где информация подобно вирусу распространяется со скоростью света. Перед новыми поколениями нависла реальная культурная угроза – потерять времён связующую нить из-за огромного потока знаний, за которые нужно ухватиться. Но человечество совершило очередной технологический прогресс. На смену рукописям и классическим библиотекам пришли цифровые технологии. Без этого симбиоза получение знаний уже невозможно. TopIQ это интеллектуальная образовательная платформа, позволяющая в любое время суток, из любого уголка планеты совершать путешествия в мир знаний на любые темы.

Цифровые технологии в современном образовании

Сагингалий КАЛИЕВ, учитель истории Международной школы Galaxy, победитель конкурса Digital Ustaz Almaty:

– Школьное образование – ключ к большим знаниям и открытиям. Однако оно, как и всё вокруг, должно поспевать и даже опережать время и технический прогресс. Некоторые люди до сих пор думают, что учитель должен 45 минут урока проводить стоя у доски с мелом в руках. Но этот подход уже не работает. Объем информации в мире громаден, подсчитано, что с 1999 по 2022 год объем информации стал равняться информации, созданной и написанной за 5 тыс. лет до этого! И этот объем информации удваивается каждый год. Это означает, что в день каждый из нас читает 174 газеты. Это наши сообщения в разные соцсети, мессенджеры – все они направляют на нас мощнейший поток информации, зачастую бесполезной. Сегодня мы уподобились золотой рыбке, для которой концентрация внимания составляет всего несколько секунд. Эти вызовы заставляют нас переосмысливать то, как мы должны учить учеников. Если ты запомнишь названия всех столиц мира – это даст ноль преимуществ перед остальными людьми, так как в кармане лежит смартфон, который дает ключ ко всем мировым знаниям одним нажатием кнопки, и также в нем есть калькулятор и так далее. Так что задача – не втиснуть в ученика наибольшее количество фактов, а научить его самого искать информацию и анализировать ее. Итак, цифровая педагогика – это не 45 минут урока с одной говорящей головой в Zoom, это интерактивное обучение, взаимодействие ученика и учителя, с другими учениками, с учебником и его контентом. И это как раз то, чем занимается издательство «Алматыкітап баспасы». Оно дает ориентированное обучение, когда ученик сам добывает знания, анализирует и создает свой собственный продукт. Это может быть и бизнес-план, и макет ракеты, и аналитическое письмо… Все эти вещи важны для ученика. Для цифровой педагогики важно умение коммуницирования с учениками, другими людьми, скажем, когда идет работа над совместным проектом, это возможно даже из разных уголков земного шара! Это и персонализация обучения, когда ученик может сам выбрать траекторию обучения, с какой скоростью и за какое время ему стоит изучать данную тему. Это в том числе и новые ресурсы: помимо доски и мела – интерактивное видео, подкасты, цифровые технологии, галограммы. Все это позволяет школьникам глубоко понять тему. Почему нельзя учить и учиться по старинке? Потому что изменилась жизнь. Не надо ехать за билетом на вокзал и стоять в очереди, чтобы купить его, мы приобретаем его в приложении. Одно приложение устранило целую профессию – кассир на вокзале. И также произойдет со многими профессиями, например, через 10 лет может не быть таксистов, так как вполне реально появление беспилотных машин. Тяжело конкурировать с машинами-роботами, поэтому важно развивать в себе навыки будущего – критическое мышление, готовность к изучению нового, использование технологий, умение коммуницировать с людьми, быть лидерами. Цифровая педагогика – инструмент в этом!

 Сделать цифровые учебники помощником для детей

Руслан КАРАТАБАНОВ, создатель линейки учебников «География», «Жаратылыстану»:

  • Современные дети, рожденные после 90-х, – это «цифровые аборигены», родившиеся в эпоху полного интернета, цифровизации. Задумайтесь: они проводят около 6 часов 40 минут в день онлайн и они граждане цифрового мира! Главная их характеристика – постоянное пребывание на связи, нахождение в Сети, виртуальное общение. Чем они отличаются от нас? Запоминание информации для них не есть приоритет: зачем, когда она в любой момент, в любой клик под рукой? Сегодня дети больше ценят визуал, чем текст. Они не признают никаких границ ни между странами, ни между людьми, потому что всех считают равными и достойными общаться с ними на равных. Их новые навыки в цифровом гражданстве создают громадный вызов для всей системы школьного образования. Нам надо признать, что они хотят обучаться иначе, а когда мы хотим все еще по старинке, то создается конфликт между поколениями. Что делать? Надо входить в цифровой мир, овладевать форматами, которые их увлекают, и преподавать накопленные веками знания через новую призму. Тогда мы добьемся успеха, не окажемся бесполезными цифровыми мигрантами, которые говорят перед детьми на древнем доцифровом языке как иностранцы с сильным акцентом и пытаются им что-то доказать. Мы, «цифровые мигранты», можем еще быть полезны детям, школе, науке, родине, надо лишь учитывать возможности нового поколения, с его массовыми возможностями и индивидуальными особенностями. И никогда не надо ставить знак равенства между информацией, которая доступна цифровому поклению, и системными знаниями. Мы, учителя, носители и трансляторы системных знаний, и этим мы будем ценны для учеников.

Сделать цифровые учебники помощником для детей – основная задача платформы TopIQ. Она позволяет получать знания по интересам, причем в то время, когда удобно пользователю, и неважно, где он находится – в Казахстане или за рубежом. Данная платформа у нас есть, и это огромная возможность для нашего образования. Сделана она в лучшем виде и этим мы должны гордитьтся как достоянием! Детям не надо носить тяжеленные рюкзаки из дома в школу, из школы домой, с собой на отдых, достаточно одного планшета. Через TopIQ дети могут создавать свой собственный контент. Каждый учитель, родитель, ученик может получать через платформу обратную связь, держать руку на пульсе своего образовательного прогресса. Цифровые учителя нового поколения, призываю вас объединяться, встретимся на новых цифровых платформах в ногу со временем!

Об инструменте, который может изменить мир

Александр МУРАШЕВ, российский писатель, журналист,  радиоведущий, автор книг «Другая школа» и «Другая школа 2», автор проекта «Нормальные люди»:

– Все мы сами видим, что в последнее время фраза «Жизнь никогда не будет такой, как прежде» стала как никогда актуальна. Мы все сидим у экранов. Если в 1995 году перед компьютерами люди сидели 3 часа, сегодня 6 часов 43 минуты. А если каждый из нас посмотрит в смартфон и наберет функцию «экранное время», выяснится – как минимум 3,5 часа пребываем именно в нем. Какие могут быть плюсы у дистанта? Только за разговор о нем еще два года назад можно было «получить по лицу», но когда пришла пандемия, учителям массово пришлось срочно осваивать новые технологии, чему они были не очень рады. На самом деле, наше сегодняшнее время – это приглашение в мир детей.

Почему одни онлайн-курсы набирают миллионные просмотры, а другие мы бросаем, едва начав смотреть? Для себя я вывел формулу о том, что два самых главных кита, которые отличают контент (который остается в памяти и который мы забываем на второй день), – это эмоциональная реакция и идентификация (то есть то, для чего это нам нужно, применимо в жизни). Есть такой феномен соотнесения. В 70-е годы двое американских ученых люди пришли к выводу, что им лучше запоминаются слова, если они каким-то образом относятся к их жизни. Когнитивные навыки формируются двумя моментами – эмоциональной реакцией и вопросом «зачем?». Этот вопрос переносит человека из идущего на поводу в человека, который сам управляет своими знаниями. Это укладывается в теорию трех треугольников. Школа – это ученик, учитель, родитель. Урок – это предмет, ученик и учитель. Образование – это эмоциональная реакция, идентификация и самостоятельное изучение.

Сегодня идет колоссальный запрос на личность. В YouTubе самые просматриваемые ролики – не просто информация, а то, как это трактуется, что помогает контент перенести в жизнь. На мой взгляд, смысл образования и прогресса в том, что каждое будущее поколение должно жить лучше, счастливее предыдущего. За последние три года я записал ответы 3 тыс. детей, все они говорили о том, что больше всего им нужен человек, который поведет за собой, поможет найти цель. И самое главное – поверить в эту цель. Сейчас такое время, когда образование – главный инструмент, который может побороть мрак, и единственный инструмент, который может действительно что-то изменить в мире!  

Симбиоз мудрости старших поколений и новых идей

На различных площадках прошедшего мероприятия, организованного в Государственном театре драмы им. М.Ауэзова, мнения педагогов из разных регионов сводились к одному. Первая казахстанская платформа электронных учебников TopIQ.kz показала: издательство «Алматыкітап баспасы», продолжая свои лучшие традиции, разрывает старые шаблоны, уверенно показывая преимущества симбиоза мудрости старших поколений и ожиданий настоящего и будущих поколений. Уже многие казахстанские ученики, учителя, родители пользуются платформой электронных учебников и важно дальше транслировать необходимость перехода обучения в новых цифровых условиях уверенно, видя и зная – ВРЕМЯ ДИКТУЕТ!

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий