Закаливание детей дошкольного возраста

«Здоровый ребенок – это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешне-средовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития» профессор Ю.Ф. Змановский.


Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребенка занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития. Компонентами физического воспитания являются оздоровительные природные, гигиенические и социально-бытовые факторы. В процессе физического воспитания они используются либо как условия успешной организации и проведения занятий по физической культуре и подвижных игр, либо как относительно самостоятельные средства закаливания.

Закаливание – это научно обоснованная система использования естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих процедур: это обеспечивает тренировку защитных сил организма.
В детском саду «Самопознание» созданы  благоприятные условия для проведения закаливающих мероприятий. Только совместными усилиями педагогов, медсестры, родителей можно осуществить задачи по оздоровлению детей. Очень важна также систематичность данной работы. Помимо планомерных занятий по физической культуре, в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика (в зимнее время в зале, в тёплое время на воздухе). На занятиях, связанных с умственной работоспособностью, каждый воспитатель разработал двигательные разминки (физминутки), подвижные игры, упражнения для развития мелкой моторики рук. В перерывах между занятиями проводятся также разминки и игры. Дети их очень любят.

В нашем детском саду созданы условия для достаточной двигательной активности: музыкально-спортивный зал, спортивная площадка, возможность проведения экскурсий и мини походов по территории центра «Бобек».

Воспитателями разработаны картотеки прогулки с применением игр различной интенсивности по временам года, с учётом погодных условий и возрастными особенностями детей.

В помещении проводятся закаливающие процедуры после сна. Это босохождение по массажным коврикам, ребристым доскам, гимнастика пробуждения.

Одним из важных условий закаливания является также полное использование времени прогулки для пребывания на свежем воздухе. Чистый воздух – залог здоровья. Прогулка зимой доставляет радость детворе не меньше чем летом. Зимой вместе с детьми с удовольствием играем со снегом: лепим снежные фигуры, катаемся на ледяных с горок.

Максимальное использование зимнего сезона для оздоровления детей, их физического развития, закаливания, эмоциональной зарядки содействует осуществлению охране здоровья подрастающего поколения в нашем детском саду.
Зима это хорошие условия для усиления обменных процессов, адаптации организма к низким температурам. Для совершенствования физиологических функций детей и формирования разнообразных двигательных навыков я использую подвижные игры, зимние спортивные упражнения и развлечения на воздухе. Они развивают у детей силу, выносливость, ловкость, делают их более смелыми, решительными, воспитывают чувство коллективизма.
Впереди лето – это наилучшее время года для закаливания организма. На территории нашего детского сада, на каждом участке  в беседках имеется уголки  здоровья с различными наполнителями для босохождения. Общеизвестен смысл  босохождения  – это один из самых эффективных приёмов закаливания. Хождение босиком не только закаливает, но и стимулирует нервные окончания, находящиеся на стопе, положительно влияет на работу внутренних органов.

Летом в  утренние часы детям позволяют снять верхнюю одежду для принятия солнечных ванн, пройтись по травке босиком. Во время воздушных ванн использую хорошо освоенные упражнения, которые все дети могут выполнять одновременно (ходьба с различными движениями руками, подскоки на одной ноге и обеих ногах, на месте и с продвижением, подвижные игры и т.д.).
Солнечные ванны в сочетании с физическими упражнениями особенно благоприятно влияют на организм. Для того чтобы дети не перегревались, в своей работе подбираю игры и упражнения умеренной интенсивности.
Неотъемлемой частью закаливания является двигательная активность детей (подвижные игры, самостоятельные игры на воздухе, физкультурные занятии на воздухе и в помещении). Всем известно, что движение – это жизнь. Чем больше двигается ребёнок, тем быстрее он развивается, растёт , исчезают некоторые проблемы, связанные с плоскостопием  и дыханием.
Оздоровительный эффект закаливания сочетается с поддержанием бодрого здорового образа жизни. Повседневно проводимые в дошкольное учреждение и семье закаливающие мероприятия,  в качестве составной части физической культуры,  способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового быта. При закаливании необходимо учитывать , что ребёнок полностью здоров, учитывать интенсивность(постепенно), систематичность, соблюдение гигиенических условий(чистый воздух, температурные показатели в помещении и на улице, одежда детей. Только при соблюдении этих условий закаливание может дать определённый эффект.
Многие специалисты считают, что плавание является одним из самых распространенных средств, повышающих здоровье ребенка, так как происходит сильное воздействие на организм детей, является средством профилактики ряда различных заболеваний и содействует всестороннему гармоничному развитию ребенка. В нашем детском саду имеется бассейн, что позволяет заниматься плавание в течении  всего года.
Плавание – сильно действующая водная процедура, поэтому перед ней выполняем с детьми подготовительные упражнения на суше. После купания насухо протираем детей и выполняем с ними разогревающие физические упражнения.
Работая инструктором по физической культуре,  я стараюсь проводить с родителями различные досуговые спортивные мероприятия. Как показывает мой опыт работы, родители всегда участвуют с большим интересом  в семейных эстафетах и соревнованиях. Это содействует повышению двигательной активности и общего физического развития детей через организацию целенаправленной совместной деятельности педагога и родителей.
В физкультурно-оздоровительной деятельности и закаливания детей я стараюсь  применять разнообразные по форме и содержанию физкультурные занятия:
• Гимнастика;
• Игры- подвижные и с элементами спортивных игр;
• Спортивные развлечения;
• Простейший туризм;
• Тематические занятия;
• Занятия- тренировки;

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Поэтому в своей работе я  стараюсь, чтобы каждая минута пребывания ребенка в детском саду способствовало решению этих задач.

Л.В. Абрамова,
преподаватель физической культуры детского сада «Самопознание» ННПООЦ «Бобек»

 

           

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий