Стратегирование на результат

По истечении определённой точки отчёта принято подводить итоги, вносить корректировки в стратегические направления развития и определять комплекс тактических задач на предстоящий период.

2021 год – каким он был для Рудненского индустриального института? Однозначно, непростым, но в то же время насыщенным и достаточно продуктивным. РИИ проводил свою деятельность в соответствии со Стратегией развития до 2025 г. Нам удалось сделать мощный рывок в учебной и воспитательной работе, существенно продвинуться по вопросам развития научно-исследовательской деятельности, обновить материально-техническую базу института.

В 2021 г. в Генеральном рейтинге Топ-20 вузов Республики Казахстан Рудненский индустриальный институт сохранил 13-ую позицию. В институциональном рейтинге вузов Республики Казахстан по областям образовательных программ бакалавриата (6В07 – инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли) институт вошел в Топ-10.

По результатам рейтинга образовательных программ казахстанских вузов за 2021 г., который проводил НПП «Атамекен» совместно с Министерством образования и науки Республики Казахстан, первое место заняли две образовательные программы РИИ: «Горное дело», «Обогащение полезных ископаемых»; 2 место – образовательная программа «Транспорт, транспортная техника и технологии».

В Топ-10 вошли четыре образовательные программы РИИ: «Металлургия», «Строительство», «Электроэнергетика», «Технология и конструирование изделий легкой промышленности». В Топ-20 включены: «Автоматизация и управление», «Теплоэнергетика», «Технологические машины и оборудование».

По итогам исследования, проведенного Независимым агентством аккредитации и рейтинга (IААR), в Тор-50 Генерального рейтинга ученых Республики Казахстан, добившихся значительных успехов в научной деятельности, и лучших преподавателей, включены:

А.Найзабеков, председатель правления-ректор, доктор технических наук, профессор, академик,

С.Лежнев, кандидат технических наук, ассоциированный профессор по специальности «Металлургия».

В конкурсе на соискание Государственной научной стипендии для талантливых молодых ученых одержала победу доцент кафедры металлургии и горного дела РИИ И.Волокитина, ей же в 2021г. было присвоено ученое звание ассоциированного профессора (доцента) по специальности металлургия.

В 2021 г. ППС института работал над подготовкой новых и модернизацией существующих образовательных программ. В итоге обновлено 16 образовательных программ бакалавриата, подготовлены две инновационные ОП. Новые образовательные программы разработаны с учетом требований внедрения Индустрии 4.0, использования опыта ведущих зарубежных вузов и включены в национальный Реестр образовательных программ.

В марте 2021 г. подписан договор о реализации программы двойных дипломов «Международный и корпоративный менеджмент» с Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Б.Ельцина (г. Екатеринбург, Россия). Разработаны две траектории обучения студентов: международный менеджмент и маркетинг. Совместно с компанией КНАУФ и Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) разработана инновационная ОП «Технология энергоэффективных строительных процессов и материалов».

Открыта новая образовательная программа магистратуры «Строительство», а три действующие образовательные программы послевузовского образования прошли аккредитацию в Казахстанской ассоциации современного (элитного) образования KAZSEE.

В 2021 г. мы диверсифицировали политику продвижения образовательных программ и работы с абитуриентами в разных регионах. Существенно увеличили количество иностранных студентов в вузе. В Рудненском индустриальном институте обучаются студенты из Узбекистана, России, Германии, Армении, Азербайджана, Кыргызстана и других стран. Разработана и внедрена программа адаптации иностранных студентов.

В рамках развития полиязычного образования по девяти образовательным программам бакалавриата учебный процесс ведется на трех языках.

Наблюдается тенденция роста доли трудоустроенных выпускников в первый год после окончания вуза (уровень трудоустройства выпускников составил 94-96%). Большую помощь в проводимой работе оказало чёткое понимание перспектив трудоустройства наших выпускников. Мы провели анализ рынка подготовки кадров, изучили конкурентов, идентифицировали свои конкурентные преимущества, а также оценили собственные возможности (обеспеченность кадровыми, материально-техническими, информационными, финансовыми и другими ресурсами).

С  целью усиления практической направленности учебного процесса в вузе  путем перенесения его части на производство были подписаны Соглашения о сотрудничестве и взаимопонимании с крупными предприятиями региона: АО «ССГПО», АО «Костанайские минералы», Филиалом АО «Алюминий Казахстана» КБРУ, ТОО «КамЛитКЗ», ТОО «Костанайский завод металлических конструкций», АО «Рудныйсоколовстрой», ТОО «БК-Строй», ТОО «Цементный завод», АО КЕГОК «Сарбайские межсистемные электрические сети» и др. Актуализирован договор о сотрудничестве по реализации элементов дуальной системы обучения, заключенный между ТОО «СарыаркаАвтоПром» и Рудненским индустриальным институтом.

В прошлом году функционировало 29 филиалов кафедр на предприятиях региона. В рамках работы филиалов кафедр студенты выезжали на предприятия для проведения лабораторных работ, выполнения практических заданий, проводились совместные научные исследования с привлечением преподавателей и студентов института, велась работа по организации профессиональных практик и подготовке тематики дипломных и курсовых проектов (работ) студентов; работали выездные комиссии по защите дипломных проектов (работ) студентов.

Так, например, уже стало хорошей традицией проведение защиты дипломных проектов (работ) студентов на базе Учебного центра подготовки кадров АО «ССГПО». Перед авторитетной комиссией, состоящей из первых руководителей АО «ССГПО» и Рудненского индустриального института, студенты-выпускники представили результаты своих дипломных проектов (работ) и получили приоритетную возможность трудоустройства на АО «ССГПО».

Мы понимаем, что для работодателей предпочтительнее принимать на работу выпускников, имеющих соответствующую квалификацию по рабочей профессии. С учётом этого в вузе были организованы курсы рабочих профессий в рамках всех образовательных программ РИИ.

В институте работали Экспертные советы по аккредитации практических навыков студентов, созданные совместно со специалистами АО «ССГПО», АО «Рудныйсоколовстрой», филиала Сарбайские МЭС АО «KEGOC», ТОО «СарыаркаАвтоПром», филиала АО «Алюминий Казахстана» КБРУ, ТОО «Костанайский завод металлических конструкций», ТОО «БК-Строй» и др. предприятиями региона. Основная задача Экспертных советов – отбор студентов для внесения в базу резервистов, корректировка образовательных программ по техническим специальностям вуза. За время работы аккредитацию практических навыков прошли более 300 студентов института, которые получили приоритетное право трудоустройства на крупных предприятиях региона.

Продолжена работа по созданию экосистемы сотрудничества с корпоративными партнёрами института. В частности, мы работаем над развитием консультационного центра компании KnaufGips KG (КНАУФ) в рамках совместного проекта GIZ/КНАУФ. Реализован проект «Первые руководители АО «ССГПО» – студентам», в рамках которого восемь директоров подразделений АО «ССГПО» прочитали лекции студентам института с целью знакомства с передовым опытом, инновационными технологиями, применяемыми в отрасли, а также ППС института приняли участие в проекте «Расширение доступа к навыкам в Казахстане» совместно с Polymetal International PLC.

Можно констатировать, что вуз существенно продвинулся по вопросам работы с корпоративными партнёрами. В частности, расширился круг предприятий, которые предоставляют нашим студентам оплачиваемую профессиональную практику. Если ранее только студенты строительных специальностей проходили производственную практику на рабочих местах на АО «Рудныйсоколовстрой» и получали заработную плату за выполненный объем работ, то в настоящее время АО «ССГПО» и ТОО «СарыаркаАвтоПром» предоставляют возможность всем студентам технических специальностей пройти оплачиваемую производственную практику.

Большое внимание уделялось созданию экосистемы развития предпринимательского образования: продолжили работу Коворкинг центр и Бизнес-школа; проводится сотрудничество с УО «Алматы Менеджмент Университет» в рамках проекта «Экосистема студенческого предпринимательства»; в рабочие учебные планы студентов всех образовательных программ включены 3 minor: «Предпринимательство», «Проектный менеджмент», «Цифровая трансформация».

В 2021 г. в учебном процессе обучающихся бакалавриата и магистратуры были задействованы два зарубежных профессора: д.т.н. Украины В.Чигиринский, д.т.н., профессор факультета металлургии и материаловедения Университета химической технологии и металлургии г. София (Болгария) Т.Койнов.

Магистранты института впервые прошли зарубежные стажировки в Гомельском государственном техническом университете имени П.Сухого (Республика Беларусь) и Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.Носова (Российская Федерация).

В прошлом году проведён целый комплекс работ по внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс института. Рудненский индустриальный институт занял 2 место и вошел в тройку лидеров, обеспечивших реальное наполнение дистанционного образования во время пандемии. Данная информация опубликована в Докладе по реализации параметров Болонского процесса в вузах республики, подготовленном Центром Болонского процесса и академической мобильности Министерства образования и науки Республики Казахстан. Несомненно, достигнутое лидерство явилось результатом многолетнего труда по развитию дистанционных образовательных технологий. Накопленный опыт и созданная материально-техническая база позволили вузу мобилизовать свои ресурсы в период пандемии и обеспечить качество учебного процесса.

Значительные инвестиции были направлены на укрепление материально-технической базы института, приобретение современного оборудования и программного обеспечения. 

В данном вопросе нам оказывают существенную помощь и наши корпоративные партнеры. В 2020-2021 гг. АО «ССГПО» оказал благотворительную помощь РИИ на сумму 40 млн тенге. Выделенные средства направлены на приобретение комплекта учебно-научного оборудования и ПО с целью оснащения профильных кафедр института, осуществляющих подготовку специалистов для подразделений АО «ССГПО». Международная компания KnaufGips KG (КНАУФ) ежегодно передает вузу учебную литературу, современное ПО, необходимое оборудование и инструменты для подготовки студентов по строительным специальностям.

Работа студентов с современным оборудованием и ПО позволила существенно повысить конкурентоспособность наших выпускников, т.к. они сразу включились в производственный процесс и без дополнительного обучения или прохождения курсов повышения квалификации интегрировали данное ПО и оборудование в существующие процессы и системы предприятий региона.

В 2021 г. уделялось большое внимание воспитанию в студенческой молодёжи нового казахстанского патриотизма, укреплению духовно-нравственных ценностей в духе общенациональных идей «Мәңгілік Ел» и «Рухани жаңғыру». Необходимо отметить, что в РИИ увеличилось количество обучающихся, вовлечённых в волонтерскую деятельность, а также возросло количество студентов, вовлечённых в деятельность студенческих организаций, студенческих клубов. Для студентов открыты клубы по интересам, работают спортивные секции, дебатный клуб, вокальные и танцевальные кружки и др.

Развитие социальной составляющей всегда являлось важным направлением в деятельности РИИ. В институте создана комплексная система поддержки  студентов-сирот, обучающихся из малоимущих и многодетных семей, активистов, отличников учебы. Социальная поддержка студентов включает предоставление скидок в оплате за обучение (от 20 до 40%) для разных категорий обучающихся. В институте присуждаются гранты и стипендии председателя правления-ректора. В декабре 2021 г. 30 активным студентам была оказана материальная помощь за счёт средств института.

Кроме того, Фонд целевого капитала (эндаумент-фонд) осуществляет стипендиальную и грантовую поддержку студентов вуза. Присуждаются годовые гранты Фонда целевого капитала, покрывающие 100%, 50% и 25% стоимости оплаты за обучение студентов.

Также студенты имеют возможность обучаться за счёт средств предприятий, которые являются корпоративными партнёрами вуза.

Для иногородних студентов имеются два благоустроенных общежития. Здесь созданы комфортные и безопасные условия. В каждой комнате проживает по 2-3 человека, имеется необходимая мебель, оборудованы постирочные и гладильные комнаты, работает тренажёрный зал, установлен бесплатный wi-fi.

Несомненно, такая поддержка помогает нашим студентам чувствовать себя защищёнными и уверенными в завтрашнем дне, что в свою очередь отражается на результатах учебы и активной деятельности в общественной жизни института.

2021 г. стал продуктивным в плане развития научной составляющей в деятельности Рудненского индустриального института. РИИ вошел в первую десятку региональных вузов по результативности участия в научных конкурсах на грантовое финансирование Министерства образования и науки Республики Казахстан.

В институте выполнялись 9 НИР в рамках конкурсов на грантовое финансирование Министерства образования и науки Республики Казахстан, 1 НИР в рамках конкурса на грантовое финансирование молодых учёных и 1 НИР в рамках конкурса на программно-целевое финансирование Министерства образования и науки Республики Казахстан. Была продолжена реализация научно-исследовательских работ по инициативным темам, оказаны услуги предприятиям в рамках 16 договоров, а также проведены курсы по краткосрочному профессиональному обучению и повышению квалификации по 25 направлениям.

Общий объем финансирования научно-исследовательских работ в 2021 г. составил более 100 млн тенге.

Также в вузе наблюдалась хорошая динамика в рейтингах по публикационной активности, что свидетельствует о высокой результативности проводимых научных исследований и их востребованности в мировом научном сообществе. Так, в 2021 г. ППС института опубликовано 45 научных статей в изданиях, размещённых на платформах Thomson Reuters: Webof Science (ISI Webof Knowledge,); Elsevier: ScienceDirect, Scopus; Springer; 16 статей – в изданиях КОКСОН; 148 статей, докладов – в материалах региональных, республиканских и международных конференций; 9 статей – в зарубежных рецензируемых журналах.

По количеству статей и обзоров в журналах с импакт-фактором по направлению Materials Science РИИ занимает 12 место среди 21 вуза Республики Казахстан (3 583 место в мире), а по направлению Physics – 21 место среди 24 казахстанских вузов (4 523 место в мире).

Не снижалась и изобретательская деятельность ученых вуза. Получено 8 патентов на полезную модель и авторских свидетельств Республики Казахстан.

С целью укрепления научного потенциала вуза проводилась работа по привлечению молодых ученых и обучающихся к выполнению научно-исследовательских работ в рамках государственного заказа (грантовое финансирование, программно-целевое финансирование), по заказам предприятий (хоздоговора) с выплатой заработной платы.

Достаточно результативной являлась и научно-исследовательская работа наших студентов. Студенты РИИ стали победителями республиканских смотров-конкурсов дипломных проектов, X международного фестиваля архитектурно-строительных и дизайнерских школ Евразии, республиканских студенческих предметных олимпиад, республиканских ежегодных конкурсов научно-исследовательских работ студентов по естественным, техническим, социально-гуманитарным и экономическим наукам в вузах Республики Казахстан; приняли участие в масштабной Открытой научно-технической конференции Казхрома, где выступили в тандеме с молодыми сотрудниками АО «ССГПО».

Курс, взятый вузом на приобретение современного научного оборудования и ПО, позволил нашим обучающимся повысить качество научно-исследовательской работы: ставить опыты, проводить научные эксперименты, выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые), применять современные информационные технологии при проведении научных исследований и др. Так, например, магистрантами образовательной программы «Металлургия» выполнено прикладное научное исследование, результатом которого стала разработанная технология сборки прокатного станка для прокатки проволоки из ранее приобретённых основных узлов.

В 2021 г. международная деятельность вуза быть направлена в первую очередь на интеграцию в мировое образовательное и научное сообщество, повышение роли РИИ в системе высшего образования Республики Казахстан. Заключено более 60 договоров о научно-техническом сотрудничестве с университетами Германии, Болгарии, Чехии, Польши, России, Латвии, Эстонии, Беларуси, Австралии, Греции, Кыргызстана, Украины и др. Подписано Соглашение с Национальной академией наук Беларуси «О совместном участии в выполнении НИР» в рамках развития международного научно-технического сотрудничества.

Сотрудничество с зарубежными учёными включало: совместное проведение научных исследований, подготовку научных статей и коллективных монографий, участие в работе международных научно-практических конференций, прохождение научных стажировок в вузах-партнёрах.

Одним из направлений международного сотрудничества являлась и публикация совместных научных статей. Так, в 2021 учебном году было подготовлено и опубликовано более 15 статей в рейтинговых зарубежных научных журналах и трудах международных конференций с участием представителей зарубежных вузов.

В целом, с целью стимулирования привлечения ученых к участию в научных проектах в институте был проведён следующий комплекс мероприятий:

– введена рейтинговая оценка деятельности профессорско-преподавательского состава. Наибольший удельный вес в общей оценке деятельности преподавателя отдан научно-исследовательской работе и международному сотрудничеству (40%). В рамках данного критерия публикации в зарубежных рейтинговых изданиях занимают 12% от общего количества баллов по критерию в целом. Результаты рейтинговой оценки деятельности преподавателей института используются при принятии решения о выплате премии по итогам календарного года;

– разработана многоуровневая дифференцированная система, предусматривающая повышение базовой заработной платы до 45%. Вопрос о повышении базовой заработной платы рассматривается на заседании комиссии. Временной интервал охватывает каждые 5 месяцев. Определены 5 уровней обязательных видов работ (участие в финансируемом международном проекте, наличие международного сертификата, подтверждающего владение иностранным языком в соответствии с общеевропейскими компетенциями, публикационная активность, выполнение НИР и хоздоговорных тем, подготовка учебных пособий, монографий и др.), которые должны выполнить преподаватели для повышения базовой заработной платы;

– предусмотрены ежемесячные доплаты в зависимости от результатов публикационной активности ППС и сотрудников института (50 тыс. тенге докторам наук; 30 тыс. тенге кандидатам наук, докторам PhD; 15 тыс. тенге преподавателям, имеющим академическую степень магистра).

Это только наиболее значимая часть событий 2021 года. На самом деле было сделано гораздо больше.

Несомненно, 2022 год станет еще более насыщенным и продуктивным. Выступая в роли субъекта развития территории, мы нацелены на реализацию совместных проектов с представителями бизнес-среды. И мы понимаем, что в данный момент на нас лежит большая ответственность по удержанию интеллектуального потенциала в регионе.

Важнейшим вызовом стратегированию становятся высокая турбулентность современного мира и неопределённость внешней среды. А значит, нашим ответом должны стать высокое качество, гибкость и адаптивность подходов к стратегическому управлению.

Абдрахман НАЙЗАБЕКОВ,
председатель правления-ректор Рудненского индустриального института,
доктор технических наук, профессор, академик

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий