Дошкольное образование столицы: векторы развития
В Нур-Султане прошло заседание Регионального общественного совета по развитию образования и науки при столичном филиале партии «Amanat». Участники рассмотрели наиболее актуальные вопросы обеспечения качества дошкольного образования в столице.

Открыла заседание председатель совета, депутат маслихата города Нур-Султана, директор школы-гимназии №91 Алмагуль Сегизбай. В заседании также приняли участие эксперт совета, советник президента НАО «Talap» Асима Бимендина, исполнительный секретарь районного филиала «Сарыарка» партии «Amanat» Баглан Алимгазина, представители столичного управления образования и эксперты. С докладом по реализации Дорожной карты по исполнению предвыборной программы партии «Путь перемен: достойную жизнь каждому!» выступила заместитель руководителя Управления образования города Нур-Султана Маржан Каирбаева.
– В январе текущего года Глава государства в своем выступлении на заседании Мажилиса Парламента РК отметил, что обеспечение благополучия и качества жизни – это главная задача государства. И в текущем году главным приоритетом развития столичного образования будет повышение качества обучения и функциональной грамотности детей на всех уровнях, – отметила Маржан Каирбаева.
Дефицит дошкольных мест сохраняется
В столице на сегодня действуют 430 дошкольных организаций (99 из которых государственные, 326 – частные), где воспитываются и обучаются более 56 тысяч детей. Охват дошкольным образованием детей от 1 до 6 лет составляет 81,3% (при плане 85%), от 2 до 6 лет – 82,5% (при плане 85,5%), от 3 до 6 лет – 99,1% (при плане 99,4%).
– Динамичное развитие столицы, высокий рост рождаемости и увеличение миграции не дают возможность полностью решить проблему дефицита дошкольных мест. Однако по итогам реализации управлением образования Дорожной карты на 2021 год, индикатор «Охват детей дошкольным образованием 3-6 лет» достигнут: мы выполнили планируемый показатель – 99,1%. Для большего охвата детей в этом году увеличен госзаказ в частных детсадах, вводятся дополнительные корпусы на первых этажах домов, параллельно открываются дополнительные инклюзивные группы, – сообщила Маржан Каирбаева.

По ее словам, в рамках государственной программы развития образования и науки до конца 2025 года планируется создать условия для детей с особыми образовательными потребностями в общеразвивающих группах инклюзивного образования во всех дошкольных организациях столицы. Впервые в столице начат пилотный проект по дошкольному воспитанию и обучению детей с учетом персонифицированного финансирования по получателям образовательных услуг на 200 мест.
Привлекать педагогов-воспитателей
В ходе заседания стало известно, что в дошкольных организациях столицы работают 5 817 педагогов, из них в государственных – 3 562, в частных – 2 255. При этом наблюдается существенная нехватка квалифицированных педагогов. По данным управления образования, потребность в кадрах на сегодня составляет 105 воспитателей, 117 помощников воспитателя. Также в столице 35% (1073) педагогов не имеют специального дошкольного образования.
Для решения этих вопросов городской акимат проводит мероприятия по привлечению выпускников школ в педагогические колледжи и вузы. Так, ежегодно размещается государственный заказ в колледжах города. В этом году выделено на 300 мест, в вузах – на 165 мест. С рядом университетов обсуждается вопрос переподготовки педагогов детских садов на профильные и узкие специальности: логопеды, дефектологи, тифлопедагоги и т.д.
Немаловажный вопрос – стимулирование воспитателей. В рамках закона «О статусе педагога» с 1 января 2020 года началось повышение заработной платы всех педагогов организаций образования на 25% ежегодно до 2023 года. На сегодня средняя заработная плата воспитателя составляет от 105 до 242 тыс. тенге, помощника воспитателя – от 70 до 90 тыс. тенге.
Методика и инновации
Отдельный вопрос, который был рассмотрен на заседании, – содержание образовательных программ в дошкольных организациях. Как отметили в управлении образования, такие программы внедряются через выполнение государственного общеобязательного стандарта и типовой программы дошкольного воспитания и обучения, которые реализуются по пяти образовательным областям: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум».

– С целью преемственности между детским садом и школой проводятся семинары «Біз мектепке дайынбыз!», где транслируются инновационные технологии, передовой педагогический опыт. В целях развития интеллектуальных способностей детей в дошкольных организациях функционируют STEAM-лаборатории, кабинеты «Интеллектум», робототехники. Для укрепления здоровья детей дошкольного возраста созданы кабинеты арт-терапии, соляная пещера, лаборатории аква- и гидропоники. 18 марта текущего года на базе ГККП «Ясли-сад №61 «Шолпан» проведена городская олимпиада дошкольников «Бестемше» среди 13 детских садов, – перечислила Маржан Каирбаева.
Наряду с классической методикой дошкольного воспитания и обучения, педагоги активно используют инновационные технологии: проекты, экспериментальные площадки, результатом работы которых являются разработки авторских методических пособий, программ и дидактического материала. Внедрен пилотный проект «Каждый ребенок достоин школы» совместно с корпоративным фондом «Болашақ» и дошкольными организациями №34 и №89 для детей с расстройствами аутистического спектра.
– Сейчас, когда детских садов в столице достаточное количество, наше внимание полностью будет акцентированно на качестве дошкольного образования. Здесь также важно отметить, что по поручению Главы государства все сады будут подлежать мониторингу для контроля выполнения общеобразовательного стандарта. Управление образования ежеквартально ведет мониторинг деятельности детских садов города Нур-Султана, – отметила Маржан Каирбаева.
Итоги мониторинга
Результаты мониторинга управления образования показали ряд нарушений требований к дошкольным организациям, в итоге руководители детских садов №19, 40, 31, 52, 67 привлечены к дисциплинарной ответственности.
Также решением маслихата г. Нур-Султана выделено более 600 млн тенге для дополнительного обеспечения видеонаблюдением организаций образования. Дополнительно установлено 4 632 камеры видеонаблюдения (по 24 камеры на каждый объект образования).
Как показала проверка, в детсадах наблюдается нехватка оснащения методическими пособиями, современным оборудованием и инновационными устройствами.
– Актуальным остается вопрос по увеличению родительской оплаты в детских садах за питание детей. Тарифы не пересматривались в течение шести лет. За этот период произошёл рост цен на продукты питания. Руководители детсадов предлагают рассмотреть этот вопрос, – отметила представитель столичного образования.
В гостях у ясли-сада №75
На заседании также выступили эксперты и общественники, которые обсудили проблемы и выдвинули свои предложения по развитию детсадов столицы. Эксперт совета Асима Бимендина подчеркнула важность дошкольного образования для развития личности.
– От того, как в детском саду построено воспитание, рождается уважение детей к родителям, закладываются патриотические чувства к своей Родине, флагу, гимну. И как приятно, когда малыш приходит домой, поет гимн и призывает родителей встать с места и исполнять его вместе! Поэтому сейчас качеству воспитания и обучения уделяется большое внимание, – отметила эксперт.
Примечательно, что заседание Регионального общественного совета прошло в столичном я/с №75 «Балалық шақ». Участников мероприятия приветствовала заведующая дошкольной организацией Айман Нурмагамбетова.

Ясли-сад в этом году отмечает 10-летний юбилей. На сегодня в организации получают воспитание и обучение 333 ребенка.
– Успех нашего детского сада кроется в менеджменте и коллективе. Я всегда говорю нашим родителям, которые приводят своих детей, что наш коллектив очень добрый и внимательный. Дети приходят к нам с большим удовольствием, – сказала Айман Нурмагамбетова.
Она уверена, что именно доброта и чуткость – залог успеха педагога детского сада.
– В первую очередь воспитатель должен быть интересным для ребенка. Если он заинтересует его, то ребенок с удовольствием будет посещать группу. И немаловажно уметь слушать и слышать детей. Ребенок приходит к нам не только поиграть, но и задать вопросы. Педагог-воспитатель должен уметь ответить на эти вопросы и стать добрым другом для ребенка, – уверена заведующая ясли-садом.
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Загрузка...