Сдать ЕНТ и не сойти с ума

До ЕНТ осталось совсем немного. Все темы уже изучены, варианты проработаны, а волнение за результат все равно есть. Именно с тревожными эмоциями в эти месяцы нужно бороться. Но как и на что потратить последние недели до экзамена? Конечно, на восстановление психологического состояния. Как справляться со стрессом, кому нужно сходить к психологу, как не винить себя за отдых и успокоить родителей, рассказала директор КГУ «Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования» управления образования акимата Костанайской области, кандидат педагогических наук, доктор философии (PhD), психолог высшей категории Елена ПЕТРЕНКО.

 

 

– Елена Александровна, почему ЕНТ зачастую становится синонимом стресса для выпускников? Почему так происходит? И что нужно сделать, чтобы обычные вступительные экзамены не стали источником страхов и волнений?

– Выпускные школьные экзамены ребенка для поступления в вуз – непростое испытание для семьи. Это событие может вызывать много чувств, как негативных, так и позитивных, много тревоги, много вопросов. Его успешная сдача всегда требует огромных усилий при подготовке учебного материала, а положительный эмоциональный настрой, уверенность в собственных силах, умение находить и использовать ресурсы (в том числе и личностные) вносит существенный вклад в результаты ЕНТ. Одна из причин тревожности – боязнь негативных последствий. Слишком много для ребят стоит на кону – это ответственность перед собой, родителями, учителями. Какому ребенку не захочется оправдать ожидания? К сожалению, возраст ребят отличается максимализмом, и для них воображение рисует негативные картины, тем самым не позволяя как следует сосредоточиться. На деле же ЕНТ просто первый серьезный экзамен в жизни, каких будет очень много, поэтому испытывать волнение, страх – это нормально, хотя, конечно, нужно настраивать себя и окружающих на позитивный лад и поддержку. А родителям важно заранее поговорить с подростком и объяснить, что в любом случае самое главное – это сам ребенок, и любовь к нему не может зависеть от результатов сдачи экзамена.

– А какой самый лучший возраст для определения своей будущей судьбы, и как родителям помочь с выбором?

– Абсолютно точно, что в 17 лет сложно выбрать дело на всю жизнь. На самом деле, никогда не будет вовремя. Никто не знает, каким он будет через 10 лет. Особенно в 11 классе, когда еще нет понимания, как устроены многие профессии. Некоторые родители считают, что их детям для перестраховки нужно учить как можно больше предметов, чтобы повысить шансы и выбрать лучший вуз и престижную профессию. Сразу следует предостеречь: чрезмерная нагрузка на выпускника и «распыление» его сил практически всегда приводят к снижению результата на ЕНТ. Сама процедура вызывает психологические трудности у ряда старшеклассников. Подростки со слабым типом нервной системы не могут в течение всего экзамена поддержать требуемый уровень работоспособности, тревожные старшеклассники испытывают повышенный уровень напряжения в условиях ограничения времени. В зависимости от доминирования типа сенсорной системы восприятия, подростки с разной степенью реагируют на визуальные и аудиальные задания: некоторые склонны к восприятию информации на слух, эту задачу усложняет визуальная форма заданий. Лучше всего вести себя непринужденно, относиться в этот период ко всему легко, а что касается выбора профессии, то лучше фантазируйте, спрашивайте мнение вашего ребенка, совместно просматривайте сайты вузов, другими словами, будьте постоянно в эмоциональном поле друг друга. Не стоит также навязывать выпускнику заниматься тем, что ему не нравится, лучше дать шанс на свободный выбор и поддержать. Это будет еще одним психологическим стимулом к успешной сдаче экзамена.

– Какие симптомы говорят о том, что одиннадцатикласснику нужно обратиться к психологу из-за повышенной тревожности в предэкзаменационный период?

– К психологу обязательно нужно идти, если вы слишком тревожитесь, возникают суицидальные мысли, возникает желание нанести себе осознанный вред. Некоторые становятся очень раздражительными или чувствительными. Иногда в стрессовых ситуациях происходит регресс на какой-то другой возраст, например, дошкольный. Так, одиннадцатиклассник может часто плакать, спать днем, требовать от родителей внимания. Еще один симптом для похода к психологу – обвинение себя за отдых. В остальных случаях поможет и простая доверительная беседа с родителями, близкими друзьями или теми людьми, к которым ребенок испытывает доверие и может поделиться сокровенным.

– Да, проблема с отдыхом точно есть у многих. Часто так бывает, что в выходной ты и не поработал, и не отдохнул, потому что при любом виде деятельности мелькает мысль: «А вот я сейчас мог написать сочинение, но потратил время на сериал». Как перестать винить себя за отдых?

– Просто нужно научиться разрешать себе отдохнуть. Я, как психолог, всегда советую школьникам, особенно одиннадцатиклассникам, вести ежедневник и там, кроме различных заданий, прописывать то, как они отдохнут. Например, «прогуляться с друзьями» или «посмотреть фильм». Отдых должен стать обязательной частью распорядка дня.

– А смену деятельности можно считать отдыхом?

– Смена деятельности с мыслительной на физическую, конечно, помогает, но нужно, чтобы человек сам выбирал, на что он хочет переключиться. Если, например, после нескольких часов подготовки к ЕНТ вам предлагают «развеяться», занявшись домашними хлопотами, то, скорее всего, отдохнуть не получится.

– В таком случае, не привыкнет ли человек к постоянному откладыванию дел?

– Организм просто выхватывает отдых, когда мы его не даем. От усталости мы становимся менее продуктивными, теряем концентрацию и больше поддаемся прокрастинации, в психологии привычка отказываться от полезных дел в пользу отдыха называется именно так. Особенно, когда мы сильно тревожимся и переживаем. Лучший способ повлиять на это – дать себе осознанный отдых. Он будет определен конкретным временем. Это эффективнее, чем размышления, отдохнуть или нет.

– Какие методы и формы в психологии применимы к выявлению уровня тревожности у выпускников?

– В первую очередь, нужно уметь говорить с подростком. Даже если внешне состояние кажется спокойным, поддержка и помощь никогда не будут лишними. В непринужденной, ни к чему не обязывающей форме вы можете предлагать различные методики расслабления, психологической профилактики стрессовых состояний. Очень эффективны в этой ситуации тестовые материалы, направленные на изучение развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников. А именно: тесты на развитие внимания («Определение объема внимания», «Выявление уровня устойчивости и переключения внимания», «Корректурные пробы Бурдона»). Для диагностики объема оперативной памяти отлично подойдет тестирование «Цезарь». Педагогам для помощи старшеклассникам советую ознакомиться с тестом-опросником А.Зверьковой и Е.Эйдмана «Определение уровня развития волевой саморегуляции».

В целом, подготовка к ЕНТ предполагает следующие формы психологической работы с выпускниками школы: групповые занятия-тренинги; игры-детализации (овладение процедурой ЕНТ на стимульном материале, проигрывание ситуаций его сдачи); индивидуальные консультации; формулировка рекомендаций (по группе учащихся и индивидуально). Групповые занятия с выпускниками включают в себя: ознакомление с процедурой и спецификой ЕНТ в аспекте психологической подготовленности учащихся; освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.) для снятия эмоционального напряжения во время тестирования.

Очень эффективны будут освоенные методы дыхательной гимнастики, визуализации планов и желаний, умение расслабиться в самый тревожный момент. Все эти способы широко освещены в интернете, надо лишь выбрать те методы и формы, которые будут близки и комфортны для работы как педагогу, родителю, так и самому выпускнику.

Нельзя постоянно заниматься. Жизнь должна идти как прежде, в ней должно быть место любимому хобби, прогулкам на свежем воздухе. Устойчивая комфортабельная среда вокруг подростка – уже половина успеха.

 

Советы школьникам, как не нервничать на экзаменах

  1. Воспринимайте тревогу перед экзаменом как нормальную реакцию организма. Предэкзаменационный мандраж – это способ активации внутренних ресурсов. Когда вы волнуетесь, мозг пытается вам помочь. Осознание и проговаривание ситуации – первый шаг к преодолению волнения перед экзаменом.
  2. Проиграйте в голове всю процедуру экзамена. Это позволит вам во время реального экзамена чувствовать себя увереннее и справиться с волнением.
  3. Выспитесь и немного расслабьтесь накануне. Важно понимать, что основная работа уже проделана в течение предыдущих 11 лет обучения, и постоянно давать самому себе установку: «Я могу, у меня все получится!»
  4. Начните соблюдать режим задолго до экзамена, чтобы легче заснуть перед ним. Заранее сформированный режим, а также лёгкая физическая усталость и свежий воздух помогут быстро уснуть. И ещё: постарайтесь не переедать за ужином и никаких гаджетов в кровати!
  5. Не налегайте на успокоительное, лучше съешьте шоколадку. Пить валерьянку утром перед экзаменом бессмысленно, как и другие седативные средства она имеет накопительный эффект и вряд ли сработает. Только если в качестве плацебо, когда вы убеждены, что это поможет сосредоточиться и справиться с волнением на экзамене. А вот шоколад действительно подстёгивает работу мозга

Родителям на заметку

Постарайтесь сохранять спокойствие на протяжении всего периода подготовки к ЕНТ и в день его проведения. На состояние ребёнка очень сильно влияет отношение семьи к предстоящему испытанию. Дайте понять, что результаты экзамена никак не повлияют на отношения в семье. Когда ребёнок знает, что мама и папа ни за что его не разлюбят, он может чувствовать себя уверенней и спокойней, и проявит максимум своих возможностей. Транслируйте спокойное отношение к досмотру, камерам и всему, что заставляет ребёнка нервничать. Проявляйте внимание к его тревогам и объясняйте, зачем всё это нужно. Помогите ребёнку сформировать правильный режим и распределить учебную нагрузку в период подготовки к экзаменам.

Ксения ДИДРИХ,

пресс-служба РЦППиДО г. Костанай

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий