Ералы ТУГЖАНОВ: Начата работа в рамках реализации Программы повышения доходов населения

Заместитель Премьер-министра РК Ералы ТУГЖАНОВ провел встречу с представителями СМИ, на которой в живом неформальном формате рассказал о Программе повышения доходов населения и ее основных приоритетах, в том числе в сфере образования. Ералы Тугжанов, как приверженец политики Президента о «слышащем государстве», всегда показывает полную открытость и готовность к диалогу с журналистами. Вот и на этой встрече «без галстука» почти 40 представителей СМИ задавали свои неравнодушные вопросы, а вице-премьер на каждый дал свои ответы, комментарии и в целом призвал всех граждан к инициативности.

 Важные приоритеты

Как известно, Президент Касым-Жомарт Токаев поставил перед правительством задачу улучшить уровень жизни населения, создать дополнительные рабочие места, разработать программу повышения доходов населения. Глава государства отметил, что почти 1 миллион населения имеет доходы ниже прожиточного минимума и эту ситуацию нам вместе надо преломлять. В ходе заседания Правительства Премьер-министр РК Алихан Смаилов дал ряд поручений министерствам в рамках представленной программы повышения населения доходов.

– Начата большая работа в рамках реализации Программы, определено несколько проектов, которые возглавили авторитетные в сфере экономики, социума личности, – сказал на встрече с журналистами Ералы Тугжанов. – Например, Эльдар Жумагазиев возглавил проект «Развитие сельского предпринимательства». Это очень важный аспект, потому что в селах проживает 42% населения. Надо принять все меры по улучшению качества жизни селян, определению реальных направлений потенциала развития животноводства, растениеводства, кормовой базы. В Казахстане 2400 сельских округов. Мы должны понимать, что не социальные трансферы, а труд, занятость должны быть основой трудовых доходов человека.

Приглашенный на встречу Эльдар Жумагазиев кратко рассказал о предстоящей работе, сообщил, что в ближайшее время начнется скрининг всех 2400 сельских округов с целью получить адекватную картину того, как сегодня складываются доходы селян, развиваются сельские подворья, какова самозанятость, и, исходя из этого, выстраивать дальнейшие пути системных мер увеличения доходов сельского населения. В то же время речь идет и о уже утвержденных оперативных проектах в секторе развития уровня доходов селян, как и в других секторах и отраслях, с учетом географических особенностей, ментальности и потенциалов регионов.

Премьер-министр Алихан Смаилов во время заседания Правительства уже заявил, что Министерству нацэкономики поручено совместно с заинтересованными госорганами и акиматами обеспечить качественную реализацию мероприятий программы, в том числе по развитию предпринимательства. Министерствам индустрии, сельского хозяйства, энергетики и акиматам регионов проработать вопросы реализации инвестпроектов в обрабатывающей сфере с целью создания новых постоянных рабочих мест и развитием сопутствующих субъектов малого и среднего бизнеса. Министерствам труда и социальной защиты совместно с госорганами и акиматами обеспечить контроль над исполнением мероприятий по устранению дисбалансов в трудовых доходах.

Глава Кабмина поручил отраслевым госорганам, фонду «Самрук-Казына», акиматам обеспечить увеличение заработных плат работников до среднеотраслевого уровня, а также повышение средней заработной платы бюджетных работников. Министерству национальной экономики обеспечить проведение оценки эффективности и рейтинг госорганов, акиматов всех уровней на основе KPI по привлечению инвестиции в основной капитал и созданию рабочих мест. Отмечена важность информационной разъяснительной работы – это должно быть в центре внимания всех государственных органов.

Итак, с учетом проведенного анализа в Программе повышения доходов населения определены следующие приоритеты:

1) рабочая молодежь;
2) трудоустройство отдельных категорий социально уязвимых слоев населения;
3) достойная заработная плата бюджетным работникам;
4) устранение дисбалансов в трудовых доходах;
5) стимулирование развития эффективной занятости в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности;
6) стимулирование роста предпринимательских доходов;
7) защита покупательной способности доходов.

Отмечается, что «повышение доходов населения является общей целью всей экономической политики правительства, поэтому программа взаимоувязана с национальными проектами. Меры в рамках программы можно условно разделить на прямые и косвенные. Прямые меры направлены на повышение заработной платы для бюджетных работников и выравнивание в дисбалансах доходов. Косвенные меры направлены на расширение возможностей роста доходов за счет содействия при трудоустройстве, профессиональной подготовки (переподготовки), повышения производительности предприятий обрабатывающей промышленности и развития предпринимательства».

Профориентирование школьников необходимо!

Ералы Тугжанов сообщил, что в целях усиления профоритентирования школьников рассматривается вопрос введения в каждой школе Казахстана профориентолога. Журналисты очень живо отреагировали на эту новость, задали вопросы: «А откуда профориентологов будут приглашать, ведь они сами должны прежде быть готовы к такой работе, пройти соответствующую квалификацию?», «Почему бы не ввести как раньше в школах систему УПК, когда старшеклассники выходили из стен школы с сертификатами с теми или иными трудовыми навыками, например, трактористов?». Ералы Лукпанович согласился с поставленными вопросами и отметил, что система УПК – это хороший опыт, который сегодня сохранился в Карагандинской области. Вопросы есть, но в целом согласимся, что профориентация в школах «хромает», дети не умеют самостоятельно определиться с выбором будущей специальности, идут или куда все идут, или ориентируются только на баллы ЕНТ, а ведь склонность к той или иной профессии, способности, таланты, внутреннее желание – это в будущем дает на выходе из вузов хороших учителей, врачей, инженеров, кадры рабочей специальности. Давно поря понять, что не надо идти «как все друзья на менеджера», когда из тебя может выйти высококлассный повар по окончании колледжа, который не будет иметь проблем с трудоустройством, а будет иметь высокий заработок на зависть обивающего пороги «крутых офисов и контор» выпускника вуза с двумя дипломами.

– Профориентолог в школе – это не учитель, а квалифицированный специалист, который обладает необходимыми технологиями и точечно работает с детьми, – подчеркнул заместитель премьер-министра. – На сегодня нет такой армии профориентологов, которые здесь и сейчас придут в школы, это не вопрос сиюминутного решения, но такую задачу мы ставим. Без этого вопрос профориентирования школьников не сдвинется, ребятам надо помогать с выбором будущей профессии. В текущей ситуации мы видим дисбаланс потребности и подготовки кадров. Ежегодно только 66% выпускников трудоустраиваются, 43% не работают стабильно.

Проект «Внедрение программы – региональный стандарт» с акцентом на масштабную профориентационную работу курирует известный эксперт в сфере образования, депутат Мажилиса Парламента РК Саясат Нурбек. Среди тех, кто также возглавил проекты, в том числе направленные на развитие социального предпринимательства, трудоустройство отдельных категорий социально уязвимых слоев населения, – известный Эмин Аскеров, инициативная, своим трудом создавшая известный сегодня бренд «Алтын – Орда» известная этнодизайнер Ырза Турсынзада. Стоит задача увеличить доходы женщин: многодетных мам, матерей детей с особенными потребностями, которые не могут работать вне дома. В Жамбылской области многодетная женщина без рук занимается ремесленничеством пальцами ног и зарабатывает этим. Таких примеров жизнелюбия, утверждения силы и воли человека не так много, мы должны таких людей знать и ставить в пример молодежи.

 «Атлас новых профессий и компетенций» в помощь

Во исполнение поручения Главы государства был разработан и в 2020 году утвержден «Атлас новых профессий и компетенций в Республике Казахстан». Документ включен в Программу повышения доходов населения до 2025 года и является основанием для прогнозирования рынка труда и профессиональных стандартов. Предусматривается комплексная профориентация учащихся с 7 класса, разработка 19 региональных Карт потребности рынка труда, актуализация образовательных программ под потребности рынка совместно с крупными работодателями. Атлас реализуется по 9 приоритетным направлениям: нефть и газ, энергетика, сельское хозяйство, информационные технологии, туризм, транспорт и логистика, машиностроение, горная металлургия и строительство.

В Казахстане зафиксировано 129 исчезающих профессий, 95 профессий находятся в процессе трансформации, появились 239 новых профессий (из них 37 в отрасли нефти и газа, 32 в энергетике, 11 в машиностроении, 40 в IT и т. д.). Современный рынок труда требует оперативной адаптации образовательных учреждений, работников и работодателей к новым отраслям, профессиям и навыкам. Сообщается, что в 2022 году вузами РК разработана 91 инновационная программа, к 2025 году планируется довести это число до 200. Кроме того, увеличена доля государственного заказа на технические направления подготовки до 60%.

Вместе с тем в этом году 406 предприятий промышленности Казахстана шефствуют над 406 колледжами ТиПО. В 2021 году таких примеров было всего 51. Шефствующие предприятия входят в составы попечительских и индустриальных советов, помогают со стажировками педагогов, обеспечивают прохождение производственной практики учеников и принимают на себя определенные обязательства по трудоустройству выпускников.

В этом году целевой госзаказ в Казахстане составил 10 тыс. заявок. Увеличена доля госзаказа на технические направления подготовки в колледжах с 40% до 70%. Кроме того, колледжи начали самостоятельно разрабатывать образовательные программы, согласованные с работодателями и шефствующими предприятиями. 

Отмечено, что, несмотря на разработку Атласа профессий и повышение потребностей рынка в специалистах технических специальностей, в Казахстане пока еще недостаточно развито прогнозирование потребностей в кадрах, текущие образовательные программы не в полной мере отражают изменения требований рынка труда и прогнозы по востребованности.

Для масштабного внедрения Атласа профессий предложено провести коррекцию образовательных программ учебных заведений, скорректировать размещение государственного заказа местных исполнительных органов в учреждениях образования.

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий