Раскрыть в ребенке заложенные природой таланты

Знакомьтесь: Людмила Новикова, заведующая Монтессори детским садом «Бала Би» в городе Шымкенте, директор Ассоциации Монтессори-педагогов Казахстана. Людмила Новикова одна из первых, кто внедрил в Казахстане принцип Монтессори – передовую технологию в дошкольном обучении, практикуемую в 98 странах мира. Методу Монтессори уже больше 100 лет.

Первый Монтессори детский сад «Бала Би» в Казахстане Людмила Новикова открыла в 2008 году в г. Шымкенте, и сегодня это детское дошкольное учреждение считается одним из лучших в Казахстане, при этом его сотрудники не перестают обучаться новому, периодически ездят за опытом в страны, где успешно внедряется принцип Монтессори.

Особенность Монтессори детского сада «Бала Би» в том, что здесь нет урочной системы, группы разновозрастные (1,5-3, 3-6 лет), используется специальный развивающий материал, который позволяет ребенку самостоятельно заниматься и самостоятельно находить и исправлять ошибки. Ребенок сам выбирает, чем заниматься, с кем заниматься, как долго заниматься. Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу. Среда и метод побуждают к развитию внутренней дисциплины.

Задача Монтессори-педагога – наблюдение за самостоятельной работой ребенка, оказание помощи ему в нужный момент. Также педагоги детсада Монтессори тесно сотрудничают с родителями, поскольку они равноправные партнеры в образовательном процессе.

В «Бала Би» с ранних лет прививают любовь к языкам, здесь детей обучают казахскому, русскому и английскому языкам. Большое внимание по программе Монтессори уделяется и детям с особенными потребностями. В частности, для их развития используют специализированные музыкальные программы.

– Сегодня в Казахстане Монтессори детсадов стало больше, и это радует. Это программа, которая дает возможность каждому ребенку научиться читать и писать, и он чувствует себя комфортно и легко благодаря такой замечательной среде.  Программа Монтессори позволяет раскрыть в ребенке заложенные природой таланты и способности, – рассказывает Людмила Николаевна. – Сама среда расположена так удобно, чтобы дети могли спокойно перемещаться. И каждый за полтора часа урока выбирает то занятие, которое он будет делать с удовольствием. Вот тогда дети, придя в школу, будут чувствовать себя уверенными, счастливыми, и будут способствовать дальнейшему становлению нашего государства.

По ее мнению, подготовленная среда – важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом, освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в доме или школе должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка.

Как рассказывает Людмила Николаевна, впервые детский сад Монтессори она увидела в Москве и загорелась желанием открыть такой же у себя в Шымкенте. Позже открыла Монтессори класс и в Астане.

По ее мнению, такой шаг был оправдан, поскольку в последнее время наблюдается тенденция появления детей, которые поздно учатся говорить, и они нуждаются в такой методике. К сожалению, принятые стандарты в нашей стране не учитывают физиологические возможности ребенка.

Сегодня метод Монтессори используют в 98 странах мира. Монтессори-педагоги Казахстана во главе с Л.Новиковой побывали в Италии, США, Японии, Китае, откуда буквально по крупицам привозят бесценный опыт, чтобы внедрять его у нас и делиться им с другими коллегами в Казахстане.

– Мы побывали в офисе Международной ассоциации Монтессори-педагогов (AMI), одной из старейших Монтессори-ассоциаций в мире. Сегодня АМI помогает обучению и организации работы десятков тысяч учителей по всему миру и имеет свои представительства более чем в 110 странах. В каждой стране курсы проходят по одной схеме, а по их окончании слушатели получают диплом, позволяющий работать по методу Монтессори во всём мире. Помимо подготовки Монтессори-учителей, задачей ассоциации остаётся поддержание, развитие и популяризация педагогических принципов и практики, сформулированных доктором Марией Монтессори для полноценного развития человеческой личности.

– Побывали мы и на Азиатской Монтессори-конференции, проходившей в г. Шанхае. И эти поездки дают нам уверенность, что идем в правильном направлении. К сожалению, по прогнозам, таких детей в будущем станет больше, и мы должны быт готовыми к этому. За 8 лет существования ассоциации мы обучили в Казахстане 260 человек, – рассказывает Людмила Николаевна.

По ее словам, недавно к ним обратилась администрация г.Ташкента (Узбекистан) с просьбой обучить их педагогов, у них действуют 4 детсада, применяющих методику Монтессори. Между тем, как посетовала Людмила Новикова, у нас в Казахстане не все дошкольные организации образования прониклись идеей внедрения Монтессори, из 600 детсадов лишь около 15 заявили, что желают обучать по этой методике. А специалистов надо готовить.

Недавно эксперт Лариса Климанова и руководитель Ассоциации Монтессори-педагогов России из Москвы Артем Климанов в детском саду Монтессори «Бала Би» провели семинар на тему «Развитие Монтессори-педагогики, развитие речи у особенных детей» для Монтессори-педагогов Казахстана.

– Пришли на семинар более 45 педагогов, самые талантливые и любознательные. Сейчас очень многие стремятся открыть центры и сады Монтессори, здорово, что нас становится больше. Важно понимать: чтобы быть на высоте, необходимо полностью закупить всю среду для детей – 0-3 и 3-6 лет, подготовить команду Монтессори-педагогов и соблюдать правила и ценность глубины понятия Монтессори системы. Не будет работать только часть среды. Бывает, открывают новые сады и центры, где работает только УПЖ и пекут тортики, педагоги знают только среду «0-3» и морочат голову родителям. Если вы решили открыть Центр Монтессори и детский сад, вступите в Ассоциацию, покажите ваши уроки и получите аккредитацию экспертов, – говорит Л.Новикова.

Почему именно Монтессори? Пожалуй, выбор такого направления неслучайный: Людмила Николаевна по образованию врач-педиатр и, наверное, специфика этой профессии тоже каким-либо образом повлияла на решение. И оно оказалось удачным. Людмила Новикова сегодня авторитетный педагог Монтессори и возглавляет Ассоциацию Монтессори-педагогов Казахстана, созданную в 2014 году в целях трансляции этого опыта в стране.

Ассоциация помогает объединению и открытию центров и детсадов Монтессори, соответствующих международным стандартам, в которых создана подходящая среда и работает подготовленный педагог. Сегодня в Ассоциации педагогов Монтессори около 150 членов из разных регионов страны.

– С момента открытия детсада «Бала Би» прошло 13 лет, с тех пор его выпускники уже поступили в университеты, получают первые места в конкурсах, это школа юных лидеров, где ребенку говорят: «Ты можешь, у тебя получится», здесь подход к детям другой, – отметила глава ассоциации.

Недавно отдел образования г. Шымкента включил в программу Монтессори некоторые сенсорные элементы, которые будут использоваться в детсадах.

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий