Исследовательская деятельность способствует повышению интереса к изучению истории

Результатом учебной деятельности в современной школе является сформированность у обучающегося системы представлений о мире, универсальных учебных действий и ключевых навыков. Один из эффективных способов формирования и развития навыков высокого порядка (анализ, синтез, оценка) у школьников – это организация исследовательской и проектной деятельности.

Приведу примеры проектно-исследовательских заданий из своей практики преподавания.

Ребятам 5 классов было предложено выполнить задание «Приглашаем в путешествие по древнему миру». Команды выбирали по желанию страну древности и готовили рекламный буклет/ проспект/ ролик, подбирая маршрут по наиболее интересным, значимым историко-культурным объектам для путешествия по выбранной стране. Завершающим этапом работы была рекламная презентация.

В 6 классе ученикам при изучении истории крестовых походов было предложено командное проектное задание исследовательско-творческого характера на тему «История рыцаря». Надо было указать год жизни, место рождения рыцаря, изобразить герб, девиз (знамя) рыцаря, описать его участие в крестовом походе в форме рассказа либо стихотворения.

В 8 классе ребятам с повышенным уровнем учебной мотивации был предложен командный исследовательский проект на тему «Восточный Казахстан в период коллективизации сельского хозяйства». Ребята работали с архивными документами в Центре документации новейшей истории ВКО. Помимо этого, взяли интервью у шести свидетелей той эпохи. Именно эта часть работы вызвала у ребят наибольший интерес. И это вполне закономерно, ведь процесс исследования, включающий общение со старшими, предусматривает формирование жизненно необходимых навыков, позволяет услышать живой голос человека прошлого, ощутить свою важную роль «хранителя традиций».

В 10 классе при изучении раздела «Традиционное казахское общество: этническая структура и социальная организация» ребята выполняли проектно-исследовательскую работу, суть которой заключалась в том, чтобы проследить историю одного казахского рода, раскрыть его роль в исторических процессах и событиях. На примере одного конкретного исторического события предстояло раскрыть роль исследуемого казахского рода в социально-политических процессах, происходивших на территории Казахстана. На примере двух выдающихся представителей исследуемого казахского рода учащиеся раскрывали их роль в политической истории либо в развитии культуры казахского народа. В завершение делали выводы о роли и месте исследуемого казахского рода в исторических процессах.

Таким образом, работа по развитию навыков исследовательской деятельности обучающихся стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к изучению истории. Прикладной характер и практическая направленность выбираемых исследований делают проектно-исследовательские работы личностно значимыми для школьников.

Равиля ИСКАКОВА,
учитель истории, педагог-исследователь КГУ «Экономический лицей», г. Семей, ВКО

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий