Синтез реального и виртуального миров
Сегодня в мире действуют более 36 миллиардов устройств. Эта цифра в разы превышает численность населения планеты. Современные устройства позволяют систематически обмениваться данными и генерировать их. Все это демонстрирует глобальную вовлеченность и, прежде всего, молодежи в глобальные процессы цифровизации.
Для нас стали привычными термины «поколение Z» (дети, рожденные с 2004 – поколение социальных медиа) и «Альфа» (дети, рожденные с 2010 года – поколение новых технологий), «Сетевое поколение», «Цифровые аборигены» и другие, которые характеризуют современное поколение молодежи, проходящих социализацию в условиях цифровизации повседневной жизни.
Отметим некоторые особенности представителей «цифрового поколения»:
– дети почти с самого рождения общаются с внешним миром при помощи мобильных телефонов и компьютеров;
– при виртуальном общении визуальный язык заменяет детям привычный предыдущим поколениям текст, при ежедневном просмотре множества экранов растет скорость восприятия информации, следовательно, им труднее удержать внимание на одном предмете;
– дети более индивидуалистичны, они нетерпеливы и сосредоточены в основном на краткосрочных целях, амбициозны;
– для детей и подростков привычнее читать короткие новости, чем объемные статьи, отличается их образ мыслей – они довольно фрагментарны, а суждения поверхностны;
Такой контингент детей и подростков обычно сосредоточен в больших городах.
Процесс глобализации и постепенное проникновение цифровых технологий во все сферы общественной деятельности затронули как образовательную систему, школьное образование в том числе. В Казахстане цифровизация школьного образования является одним из ведущих трендов в процессе его реформирования.
Процесс цифровизации образования учеными определяется как совокупность организационных, технических, методических и других мероприятий, а также административную деятельность, направленную на внедрение в учебный процесс информационных технологий.
Для обеспечения разного вида учебной и внеурочной работы с использованием цифровых технологий современная школа должна иметь необходимое материально-техническое оснащение.
Можно выделить основные направления образовательной деятельности школьников:
– традиционная и цифровая форма организации проектной деятельности учащихся, включая создание виртуально-наглядных и вещественных моделей и работу разного вида виртуальных лабораторий;
– осуществление конструирования и проектирования;
– обеспечение школьных библиотек художественной и учебной литературой и свободного доступа к информационным ресурсам Интернета;
Казахстанские школы с 2017 года подключены к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР), в базу которых вошли более 50 000 видео- и интерактивных уроков. Учитывая, что пока не все отечественные школы обеспечены свободным доступом к интернету, цифровые образовательные ресурсы размещены на специальных серверах школ.
Позитивный пример практического внедрения цифровых технологий в Казахстане – проект 17-летнего Ивана Крепака, создавшего мобильное приложение «Zharys». Это удобный агрегатор ближайших соревнований и олимпиад для школьников и студентов, нацеливающий на повышение конкурентоспособности казахстанской молодежи.
В нашей гимназии «Самопознание» на уроке английского языка в 8-ых классах мною были проведены уроки с применением НДО, где учащиеся, знакомясь с грамматикой Passive Voice (страдательный залог), давали свои примеры, сравнивая с грамматикой русского языка.
Поэтому широкое использование цифровизации с внедрением интеграции нравственно-духовного обучения на уроках стало еще более актуальным и насыщенным. Рассуждая о перспективах дальнейшей цифровизации казахстанских школ, специалисты в сфере школьного казахстанского образования не могут дать дальнесрочный прогноз относительно динамики развития данного процесса.
Очевидным является тот факт, что современный этап цифровизации отечественной школы приведет к изменению ее традиционного облика и форм проведения учебных занятий. Значительно изменится и роль казахстанского учителя, перед которым откроются возможности для создания собственного образовательного контента и формирования личного профессионального профиля.
Речь идет о принципиально новой ситуации в образовании, о необходимости проведения теоретико-методологических и прикладных исследований в рассматриваемой области, о соответствующем научно-методическом обеспечении деятельности учителя и повышения его педагогической квалификации.
Важно, чтобы в стремлении к цифровизации процесса обучения, был соблюден оптимальный баланс живого человеческого общения и нахождения в виртуальной среде, тем самым обеспечивая синтез реального и цифрового мира.
Касымова Аида Алтаевна,
учитель английского языка гимназии «Самопознание» ННПООЦ «Бөбек»
