«Качественное образование «Образованная нация»

27 мая под председательством заместителя премьер-министра Е.К. Жамаубаева прошло совещание о реализации национальных проектов за 2021 год в режиме видеоконференцсвязи. В заседании приняли участие заместители первых руководителей государственных органов и организаций, депутаты Парламента, представители Общественного совета, независимые отраслевые эксперты. Среди ряда национальных проектов – «Рухани жаңғыру», «Здоровая нация», «Зеленый Казахстан» и других был рассмотрен и проект в сфере образования – «Качественное образование «Образованная нация». С докладом выступила первый вице-министр образования и науки Ш.Т. Каринова. Основные задачи и показатели приводим в сегодняшнем номере газеты «Білімді ел – Образованная страна».

В 2021 году реализация национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» проводилась по трем стратегическим показателям, по четырем направлениям и пяти задачам. В нацпроекте всего предусмотрено исполнение 15 показателей, из которых на 2021 год предусмотрено достижение 12 показателей и 18 мероприятий со сроком исполнения до 2025 года.

В целом итоги мониторинга реализации нацпроекта за отчетный период свидетельствуют о положительных тенденциях в повышении уровня качества предоставляемых образовательных услуг.

Задача 1. Обеспечение доступности и качества дошкольного воспитания и обучения.

В системе дошкольного воспитания и обучения ежегодно увеличивается сеть дошкольных организаций (ДО): в 2021 году составила 10 871 единицу. Охват детей 3-6 лет составляет 99,1% (2020г. – 98,7%), 2-6 лет – 88,4% (2020 г. – 77,2%).

Ведется работа по развитию сети ДО через размещение госзаказа путем ваучерного финансирования по принципу «деньги за ребенком». Планируется к 2025 году обеспечить охват детей от 2 до 6 лет до 95%, от 3 до 6 лет – 100%.

Меры Правительства по развитию ГЧП позволили увеличить количество частных детсадов до 4 973 ед., что составляет 45,7% от общего числа ДО.

15 марта 2021 года постановлением Правительства РК №137 утверждена «Модель развития дошкольного воспитания и обучения», определяющая основополагающее видение, цели, задачи, ценности и принципы дошкольного образования.

В целях реализации модели дошкольного образования пересматриваются содержание ГОСО и Типовые учебные программы дошкольного воспитания и обучения, прорабатываются вопросы по внедрению системы оценки деятельности ДО по международной методике ECERS, института социальной няни (домашнего воспитателя).

В целом подготовка детей в сфере дошкольного воспитания и обучения позволяет своевременно начать их когнитивное и социальное развитие, повысить благополучие семей с детьми и обеспечить более широкую интеграцию женщин в рынок труда.

Задача 2. Повышение качества среднего образования: сокращение разрыва в качестве обучения между регионами, городскими и сельскими школами Казахстана (PISA).

В рамках исполнения данной задачи принимаются комплексные меры по выравниванию качества обучения между регионами, городскими и сельскими школами, между школами с разными языками обучения. Будут реализованы программы восстановления знаний и внедрена система поддержки и развития уязвимых школ.

Принимаются меры по решению проблемы дефицита педагогов, особенно в сельской местности. Начата работа по разработке Специальной программы для привлечения лучших педагогов для четырех областей (Атырауской, Мангистауской, Алматинской, Туркестанской) с мерами социальной поддержки: установление повышающего коэффициента зарплаты в два раза, предоставление или компенсация оплаты жилья, компенсация оплаты коммунальных услуг.

В отчетный период количество детей, охваченных дополнительным образованием в организациях среднего и дополнительного образования, составило 2 461 775 (70,5%). С 2022 года госзаказ на дополнительное образование размещается на конкурсной основе и в частных организациях согласно принятым нормативам. Дополнительно будет охвачено 270,9 тыс. детей спортивным и культурным госзаказом.

Проводится работа по выявлению одаренных детей, проживающих в сельской местности. В рамках реализации инициативы «Ел Yмiтi» проведена олимпиада «Мың бала» для сельских школьников. В 2021 году для участия в олимпиаде подано 150 тыс. (50%) заявок от общей численности учащихся 5 и 6 классов сельских школ (300 тыс. чел.).Активизируются мероприятия дебатного движения и школьного самоуправления, что позволит сформировать навыки критического и аналитического мышления.

C 2023 года планируется переход полнокомплектных сельских школ на подушевое финансирование.

Задача 3. Обеспечение школ комфортной, безопасной и современной образовательной средой.

Для сокращения дефицита и перехода к одно- и двухсменным школам к 2025 году запланировано строительство 1000 школ. В результате ожидается ликвидация трехсменных и сокращение доли аварийных школ до 0,1%.

На начало 2021 года по республике функционировало 137 трехсменных и 34 аварийные школы. Всего в 2021 году введено 277 новых школ, решился вопрос по 40 аварийным и трехсменным школам. Однако на начало 2022 года с учетом вновь выявленных число трехсменных школ составляет 136 и аварийных школ – 31.

В 2022 году запланировано строительство 225 школ.

По итогам 2021 года модернизированы 1 015 школ в малых городах, районных центрах и селах. Это: обеспечение безопасных и комфортных условий для детей, высокоскоростной интернет, обновление школьной мебели, модернизация школьных библиотек и столовых, проведение капитального и комплексного текущего ремонта. 65,8% школ оснащены предметными кабинетами.

По информации МИО, в отчетный период 2 915 (41,9%) организаций среднего образования обеспечены наружным видеонаблюдением, 4 661 (67,1%) – внутренним видеонаблюдением.

В 2021 году 6 455 (85,5%) школ обеспечены базовыми источниками питьевой воды, раздельными минимально оборудованными туалетами и базовыми средствами для мытья рук.

По данным областных психолого-медико-педагогических консультаций, за 2021 год выявлено 175 082 ребенка с особыми образовательными потребностями, из них 130 797 детей с ООП (74,7%) получают коррекционно-педагогическую помощь в специальных организациях образования. В 2021 году открыто 8 психолого-медико-педагогических консультаций. В настоящее время в республике 87 ПМПК и 211 КППК.

В 2022 году при открытии 7 ПМПК будет снижена нагрузка на 1 консультацию до 63 тыс. детей, к 2025 году – 125 ПМПК обеспечат 100% охват детей из расчета 50 тыс. детей на 1 ПМПК.

Задача 4. Обеспечение доступным и качественным техническим и профессиональным образованием.

В системе ТиПО в 2021 году 66,5% молодежи обеспечено бесплатным техническим и профессиональным образованием по востребованным специальностям. Ежегодно увеличивается объём госзаказа на подготовку кадров с ТиПО, так для выпускников 9 класса в 2019 году было выделено 57,1 тыс. мест, то в 2021 году – 74,9 тыс. мест (рост 31%). Увеличение госзаказа из местного бюджета наблюдается практически во всех регионах за исключением Туркестанской области.

Ввиду увеличения общего объема госзаказа наблюдается рост госзаказа на рабочие специальности на 43%, на специальности среднего звена – на 12,3%. По сравнению с 2020 годом увеличение госзаказа в регионах составляет в совокупности 4,9 тыс. мест.

В рамках проекта «Жас маман» 100 колледжей оснащены современным оборудованием. Всего в рамках проекта были оснащены 180 колледжей.

В колледжах внедряется международный опыт подготовки кадров с целью перехода в центры компетенции для опережающей подготовки кадров в своих отраслях. К 2025 году на их базе планируется создание 20 центров компетенций.

Для развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций для 360 колледжей технического и технологического профиля разработана стратегия внедрения демонстрационного экзамена по требованиям WorldSkills как формы квалификационного экзамена. Демонстрационный экзамен проведен в 72 колледжах (20%).

Задача 5. Повышение конкурентоспособности казахстанских вузов.

В системе высшего образования из 106 негражданских вузов в 32 (30%) реализуются совместные образовательные программы и двудипломные программы.

В отчетный период привлечены 183 зарубежных эксперта в 29 вузов страны. В связи с введёнными ограничениями из-за пандемии COVID-19 в ряде европейских стран, в 2021 году приезд 17 зарубежных экспертов не состоялся. Кроме того, за счет внебюджетных средств привлечены 714 зарубежных преподавателей в 67 вузов страны.

В нацпроекте на 2021 год было запланировано исполнение 18 мероприятий.

По всем мероприятиям зафиксировано плановое достижение (100%). В 2021 году проведено апробационное исследование PISA-based Test for Schools в 200 организациях образования 17 регионов республики с охватом 6 702 учащихся. Цель данного исследования заключается в проведении внешней оценки на уровне отдельной школы. По итогам теста PISA-basedtest for schools каждая школа получает индивидуальный аналитический отчет об уровне функциональной грамотности 15-летних обучающихся школы в сравнении с другими школами страны и мира, участвовавшими в основном исследовании PISA.

Для детей из социально уязвимых семей предусмотрена реализация проекта «Цифровой учитель». Разработан проект Дорожной карты по реализации проекта «Цифровой учитель», изучены информационные платформы в сфере образования (ОФ «Информационный технологический центр», ТОО «Күнделік (Kundelik)», ISEN). В целях определения дополнительной потребности в рамках Фонда всеобуча, МИО производится процедура финансово-экономических расчетов с обоснованиями реализации проекта «Цифровой учитель».

По итогам 2021 года в эксплуатацию введено 277 школ на 107 183 ученических места. Из них: за счет целевого строительства 121 школы на 48 118 ученических мест, в рамках механизма ГЧП – четыре школы на 16 000 ученических мест при двухсменном обучении, также 152 частные школы на 51 065 ученических мест. Кроме того, две школы будут введены в эксплуатацию в 2022 году в рамках механизма ГЧП.

Размещение государственного заказа в частных школах на конец 2021 года составило 104 770 мест. В отчетный период в сфере образования создано 22 198 рабочих мест, из них постоянных – 11 250, временных – 10 948 мест.

По материалам справки о реализации национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» за 2021 год

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий