Как мотивировать детей учиться?

Как увлечь их, отвлечь от игр, компульсивного просмотра соцсетей и фильмов? Сегодня это, пожалуй, самая большая проблема образования в Казахстане. Самый большой вызов для педагогов и родителей. Решения есть, но не все об этом знают. 

Нурлан Имангалиев, исследователь в сфере образования, говорит, что дети не хотят учиться, даже если могут и очень умны. У них просто нет желания. Одна из причин – школьный урок проигрывает соцсетям и всевозможным играм по насыщенности и вовлечению. Да и любой родитель сталкивается с этим каждый день. В компьютерных играх и фильмах применяются интересные техники для вовлечения и удержания внимания. А учебный процесс в большинстве школ и вузов этим пока не отличается. 

– Самое страшное, что низкая вовлеченность детей передается и самим учителям, – говорит Нурлан Имангалиев. – Замкнутый круг: учителя тоже теряют мотивацию преподавать, тратить усилия, чтобы детям было интереснее. От этого детям еще менее интересно, они все меньше вовлекаются в процесс, а затем и учителя – такая нисходящая воронка. 

Слышать о том, что современные технологии решают эти проблемы, многие даже не хотят: “Мы тут наоборот не знаем, как детей оторвать от гаджетов!” Кроме того, учителя и сами часто испытывают растерянность и большое сопротивление. Слишком много появилось технологий, ресурсов, инструментов, и все это постоянно обновляется. Изучать все, чтобы идти в ногу со временем, трудно. Однако практика показывает впечатляющие результаты. 

– Мы предпочитаем не запретить, не исключить полностью что-то, а показать, как можно использовать во благо, – говорит Нурлан Имангалиев. – Например, по Apple Education в СНГ мы работаем с Юлией Андреевой с 2012 года, чтобы показать учителям: новые технологии не только не страшны, но и очень полезны. Юлия не просто продает школам технику. Она обучает педагогов решать свои повседневные проблемы, используя современные технологии. До сих пор есть учителя, которые тратят несколько дней на проверку контрольных. И есть такие же учителя, которые проверяют то же количество работ за 2 минуты. Когда рассказываешь, никто не верит. Если показать, все удивляются, что не знали этого раньше. 

– Когда еще в 2012 году я начинала развивать Apple Education, параллельно я преподавала в вузах, чтобы понять, какие проблемы есть в образовании, проводила научные исследования. Так постоянные тренинги и работа с учителями помогли нам вывести некую формулу, которая помогает более эффективно проводить тренинги даже удаленно. Наши тренеры – сообщество педагогов Apple – около 3 тысяч человек по всему миру, – отмечает Юлия Андреева. – Важно то, что это педагоги-практики, которые сами активно используют новые технологии в своей повседневной работе и делятся наработками. Это уникальная программа, потому что пока еще ни один вендор в мире не разработал такую обширную базу знаний, основанную на ежедневном педагогическом опыте.

По словам Нурлана Имангалиева, еще 10 лет назад, когда они с Юлией Андреевой только начали использовать айпады в школах, дети сразу же решили проблему с отсутствием учебников. 

– Ребенок за вечер отсканировал учебник, используя айпад со встроенным приложением сканера, – вспоминает Нурлан. – Сохранил все в пдф, создал библиотеку, еще и поделился с одноклассниками. Теперь ни один ученик не скажет, что у него нет учебника или дома забыл. Не надо носить сумку с тяжелыми книгами. Тем более, есть функция увеличения изображений, если у ребенка плохое зрение, или текст мелкий. Это еще одно из направление, в котором работает Юлия – дети с особыми потребностями, нарушением слуха, зрения и т.д. Айпад может многие такие проблемы решить. На западе и во многих развитых странах, любого издателя учебников обязуют выпускать версии того же учебника для слабовидящих и слабослышащих. У нас нет такого, к сожалению. Зато у Юлии есть серия тренингов, где они показывают так называемые вспомогательные технологии: как помочь детям со слабым зрением и слухом получать полноценное образование. 

Современные решения позволяют также быстро заинтересовать и увлечь ребенка учебным процессом. Один только подход к выполнению домашних заданий решает многое. Если раньше домашняя работа сводилась к решению задач, написанию сочинений, простому заучиванию какой-то информации, сегодня дети могут делать массу интересных вещей: рисовать комиксы, снимать мини-ролики и документальные фильмы, записывать подкасты по изученным темам. Это более креативный подход к домашним заданиям, и детям это очень нравится. 

Да и сами учителя, кто в числе первых начал осваивать новые технологии и подходы к образованию, тут же увидели результаты на практике. 

– Я активно использую коллаборацию учеников для творческих задач, – говорит Гульжахан Досмамбетова, учитель казахского языка в школе Haileybury. – Например, дети вместе делают книгу. И вся командная работа легко организуется, я не теряю времени, могу помогать детям, редактировать проект, делать примечания. В классе 15 человек, и я очень экономично работаю по сравнению с тем, что было раньше, когда не было подобных технологий. Это здорово – я не теряю времени, четко работаю, и дети заинтересованы, они на ура это все принимают, зажигаются, у них мотивация растет. Кроме того, это хорошо их организовывает. Есть ресурсы для создания тестов. Ребенок не может нигде списать, он должен хорошо подготовиться. И его можно объективно оценить. Зная это, ученики тщательно готовятся. 

Мне нравится также множество мелких опций, которые есть в Apple для работы с изображениями. Можно моментально вырезать картинку, вставить в рамку и подготовить раздаточный материал. Это в разы быстрее, чем раньше. И таких инструментов множество.

Конечно, одного идеального решения не существует. Но, как мы видим уже на этих примерах, даже небольшие шаги приносят хорошие результаты. 

-– Есть ярые промоутеры технологий в школах, которые убеждают, что стоит купить айпады, все сразу наладится, – сказал Нурлан Имангалиев. – Это тоже неправда. Дело не в технологиях. Я был в школах той же Африки, где ничего нет, кроме стен. Но и там я видел примеры хорошего образования. И с Юлией, несмотря на то, что она работает именно с технологиями, мы солидарны: дело в учителях. Но хороший учитель, вооруженный доступными технологиями, действительно очень эффективен.

– Статус учителя очень сильно пошатнулся с появлением интернета, – говорит Юлия Андреева. – Учитель больше не считается источником сакральных знаний, как это было раньше. Ведь ребенок все может узнать и без педагога, просто обратившись к Google. Но когда учитель при детях в считанные секунды проверяет задание и показывает результат теста, это очень впечатляет учеников. Они понимают, что учитель говорит с ними на одном языке и владеет новыми технологиями. Учителя и сами это замечают и делятся своими наблюдениями. 

Следовательно, учитель может по-прежнему оставаться носителем и проводником сакральных знаний, если будет работать на опережение в новой реальности, в сфере освоения новых технологий, внедрения инноваций. Если научится предугадывать интересы учеников, которые, в любом случае, будут осваивать эти новые технологии. И тут учитель должен быть на шаг впереди, быть гибким и подвижным, более продвинутым, чем его ученики. Тогда он сумеет сохранить свой статус и укрепить авторитет.

iTeacher Academy, партнер Apple со статусом Apple Authorized Reseller, основателем которой является Юлия Андреева занимается реализацией Apple Education проектов в комплексе от оснащения до обучения учителей.

Мы подготовили для учителей и деятелей образования полезные материалы, которые можно применять на уроках, ссылка на скачивание в Инстаграм: 

@iteacher_academy → taplink.cc/iteacher_academy → “скачать методические материалы» и «скачать список приложений»

Юлия Андреева
iTeacher Academy

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий